Годовая контрольная работа по русскому языку за курс 9 класса в формате ОГЭ
Административная контрольная работа за курс 9 класса
1 вариант
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1-13
1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:
— (4)Ма-а-ма...
(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате — это зал представлений — перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:
— (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.
(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.
— (26)«Дорога уходит вдаль...», — объясняет художник, — это пейзаж.
(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.
— (32)Недорого... (33)Купите! — предлагает помощник художника. (34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.
— (37)А сколько? — вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:
— (40)Дёшево...
(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.
— (42)Мамочка!..
(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:
— (45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль!..»
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его — он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
(По А.Я. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884 — 1968) — русская советская писательница и драматург.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр
или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочка захотела приобрести рисунок художника-калеки?»
1) Девочке было жалко помощника художника, у которого не было денег на самое необходимое.
2) Девочку и её маму попросил об этом художник.
3) Это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом.
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
3) Это были мужественные слова мужественного человека.
4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
3. Из предложений 50—53 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
4. Из предложений 30—36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
5. Замените разговорное слово «расшибся» в предложении 48 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «стеклянная рамка» (предложение 47), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 47.
8. Среди предложений 27—36 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Почтеннейшая публика,(1) сейчас вы,(2) без сомнения,(3) увидите величайшее чудо,(4) необъяснимую загадку природы,(5) художника,(6) лишившегося обеих рук. Художник этот научился рисовать ногами,(7) и вы сейчас убедитесь в этом сами.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Указывайте цифры в порядке возрастания.
На подмостки,(1) где стоит большой мольберт и стул,(2) выходит человек с измятой физиономией,(3) он громко прокашливается и начинает говорить:
— Почтеннейшая публика,(4) сейчас вы,(5) без сомнения,(6) увидите величайшее чудо,(7) необъяснимую загадку природы,(8) художника,(9) лишившегося обеих рук.
12. Среди предложений 47—51 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 49—53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
1 вариант
№ п/пПравильный ответ
3
4
растерялся
опущены
разбился
рамкаизстеклаповесили
30
23
4
12
48
51
Административная контрольная работа за курс 9 класса
2 вариант
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1-13
(1)В нашем старом доме жило много старых вещей. (2)Когда-то давно эти вещи были нужны, а сейчас они пылились на чердаке и в них копошились мыши.
(3)Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
(4)Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. (5)На крышке её была выложена английская надпись: «(6)Эдинбург, Шотландия, делал мастер Гальвестон».
(7)Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. (8)Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. (9)Около каждого валика сидела медная стрекоза, бабочка или жук.
(10)Это была музыкальная шкатулка! (11)Мы завели её, но она не играла.
(12)За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. (13)Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. (14)Обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о девушке, собирающей хворост в горах. (15)Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее. (16)Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии.
(17)С тех пор мастер Гальвестон стал одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (18)Порой нам казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки.
(19)Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней. (20)Но как-то поздней осенью в старом гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась нежная мелодия. (21)Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
(22)Шкатулка проиграла свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть не смогли. (23)Долго потом мы насвистывали мелодии мастера Гальвестона, а в старом доме с тех пор навсегда поселилась музыка…
(По К. Г. Паустовскому) *
* Паустовский Константин Георгиевич — русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему со временем «мастер Гальвестон стал одним из невидимых обитателей старого деревенского дома»?
1) Мастер Гальвестон жил в этом доме когда-то, и нынешним обитателям казалось, что он и сейчас незримо присутствует здесь.
2) Мастер Гальвестон был фигурой таинственной, и обитатели дома его побаивались, поэтому, чтобы задобрить его, насвистывали его мелодии.
3) Мастер Гальвестон представлялся обитателям старого дома так живо и о нём говорили так часто, что постепенно к нему привыкли как к члену семьи.
4) Старый дом был наполнен вещами, сделанными мастером Гальвестоном, поэтому его воспринимали как хозяина дома.
2. В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение?
1) (3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
2) (5) На крышке её была выложена английская надпись…
3) (15) Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.
4) (21) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
3. Из предложения 3 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
4. В предложениях 20—21 найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/ -ЁНН- пишется НН». Выпишите найденное слово.
5. Замените просторечное слово НЕВЗНАЧАЙ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «кофейная мельница» в предложении 3, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 19.
8. Среди предложений 13−15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
9. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Но,(1) конечно,(2) он никак не мог догадаться,(3) что эта чёрная музыкальная шкатулка попадёт в пустынные леса за Окой,(4) в деревню,(5) где только одни петухи поют,(6) как в Шотландии.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
11. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки,(1) и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок,(2) то сломанный перламутровый веер,(3) то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
12. Среди предложений 17−21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 19−23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
2 вариант
№ п/пПравильный ответ
3
4
раскопки
таинственным
случайно
мельницадлякофепоставилиизабыли14
12
3
1
18
21