Рабочая программа по природоведению
« Рассмотрено » «Согласовано» «Утверждено »
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_______// директора по УВР СОШ №4 г. Агрыз
Протокол № _____ от МБОУ СОШ №4 г. Агрыз ______/Тимирашева Н.В. /
«___» _________ 2014 г. _______/ Сорокина В.П./ Приказ № ____ от «___» _________2014г. «___» _________2014 г.
Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Агрыз
Агрызского муниципального района РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС
( Базовый уровень )Учитель: Серебрянникова Наталья Фаритовна Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от«»2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089. Примерной программой по географии основного общего образования 2004 год.и инструктивного письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г.№03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного Учебного Плана».
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. К началу учебного года у учащихся сформированы представления о живой и неживой природе, простейшие навыки наблюдения окружающей средой. Это учитывается при организации планировании учебной деятельности учащихся 5 класса.
Данное тематическое планирование курса « Природоведение» предназначено для учащихся 5 класса. Согласно учебному плану школы на изучение программы курса «природоведения» в 5 классе выделено 2 часа в неделю. Курс изучается в объеме 70 часов ( 2 часа в неделю).
Цели изучения предмета.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);использование дополнительных источников информациипри решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Рабочая программа по природоведению в 5 классе включает в себя следующие содержание:
Раздел 1.Как человек изучает природу -10 часов.
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых -естествоиспытателей.
Практические работы:
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Раздел 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы - 47 часов.
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Карта звездного неба.
Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Глобус.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Опыты, демонстрирующие горение веществ.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].
Работа с подвижной картой звездного неба.
Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных.Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой. Раздел 3. Здоровье человека и безопасность жизни - 10 часов.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Домашнее задание классу задаётся с учётом разной подготовкой учащихся к образовательному процессу. Многие виды домашних заданий имеют творческий характер.
Учебно-тематическое планирование по природоведению.
По природоведению
Классы 5
Учитель Серебрянникова Наталья ФаритовнаКоличество часов
Всего 70 час, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ – 2 часа
Практических работ – 17 часов
Административных контрольных работ – 1 час
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по природоведению МО и Н РФ, и авторской программы А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.), Учебник Сонин В. П.; Плешаков А. А. « Природоведение» 5 класс 2004 г.………
Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005
Распределение часов по разделам:
№ Тема Количество часов по рабочей программе В том числе на:
контрольные работы практические работы обобщающее повторение
1 Как человек изучает природу 10 - 3 1
2 Многообразие тел, веществ и явлений природы 47 1 10 -
3 Здоровье человека и безопасность жизни 13 1 4 1
4 Резерв - - - -
Итого: 70 2 17 2
№ Тема урока Кол-во часов Элементы обязательного минимума образования. Дата проведения
план факт
Как человек изучает природу (10 часов)
1 Введение. Науки о природе.
1 Астрономия. Физика. Химия. Геология. География. Биология. Экология.Природоведение. Семейство биологических наук. 04.09.2014 2 Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы.
1 Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов.(примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений).Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. 08.09.2014 3 ПР № 1
«Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования». Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени] 1 Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Демонстрация приборов для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов]. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. 11.09.2014 4 ПР№2. Конструирование простейших измерительных приборов.1 Простейшие измерительные приборы. 15.09.2014 5 Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. 1 Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки. 6 Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. 1 Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Радиоактивные отходы. Экологические проблемы. 7 Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
1 Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект. 8 Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. 1 Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. 9 Пр№3.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
1 Правила работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
10 Проверочная работа по теме «Как человек изучает природу.»1 Науки о природе .Методы изучения природы. Измерительные приборы. Лабораторное оборудование .Многообразие тел, веществ и явлений природы (47 часов)
11 Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. 1 Основные созвездия, суточное движение звезд. 12 Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. 1 Солнечная система. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. 13 Планеты –гиганты и маленький Плутон. 1 Планеты группы планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Общие черты этих планет. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Водород составляет основу атмосферы планет-гигантов. Плутон входит в состав карликовых планет. 14 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. 1 Астероиды. Кометы. Ядро кометы, хвост кометы. Метеорит. Метеор. Строение метеоритов. 15 Солнце как одна из звезд. 1 Солнце как одна из звезд. 16 История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)1 Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др. 17 Пр№4
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].Работа с подвижной картой звездного неба. 1 Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера.Работа с подвижной картой звездного неба. 18 Галактики. Световой год Многообразие галактик. 1 Галактика. Млечный Путь. Открытие Галилео Галилей. Строение Млечного Пути. Расположение Солнца В Галактике Млечный путь. Световой год. Различие галактик вселенной. Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы облака. Галактика Андромеда. Современные телескопы. 19 Вещества в окружающем мире и их использование человеком. 1 Вещества в окружающем мире и их использование человеком. 20 Простые и сложные вещества, смеси. 1 Простые и сложные вещества, смеси. 21 Пр№5.
Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных.Подготовка собственного выступления с иллюстрациями]. 1 Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных.Подготовка собственного выступления с иллюстрациями]. 22 Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). 1 Примеры явлений превращения веществ. 23 Пр №6.
Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). 1 Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). 24 Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. 1 Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. 25 Пр №7.
Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки]. 1 Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. 26 Погодные явления. 1 Погодные явления. 27 Пр №8.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. 1 Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды]. 28 Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). 1 Примеры влияния погоды на организм человека. 29 Пр №9.
Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой]. 1 Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой]. 30 Ориентирование на местности. 1 Компас, Полярная звезда и местные признаки. 31 Пр №10
Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. 1 Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. 32 Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. 1 Разнообразие живых организмов. 33 Бактерии. 1 Микроскопические существа-бактерии. 34 Грибы. 1 Грибы и их разнообразие. 35 Водоросли. 1 Группа растений- водоросли. 36 Мхи. 1 Мхи- одни из самых древних растений на Земле. 37 Папоротники. 1 Многолетние растения-папоротники. 38 Голосеменные растения. 1 Голосеменные растения- наземные деревья, кустарники и лианы. 39 Покрытосеменные (цветковые) растения. 1 Покрытосеменные (цветковые) растения. 40 Пр№11.
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков]. 1 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков]. 41 Значение растений в природе и жизни человека. 1 Значение растений в природе и жизни человека. 42 Животные: простейшие. 1 Простейшие- радиолярия, раковинная амеба, фораминифера и др. 43 Беспозвоночные. 1 Беспозвоночные-членистоногие, моллюски, черви, иглокожие, кишечнополостные. 44 Позвоночные. 1 Позвоночные- рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. 45 Значение животных в природе и жизни человека. 1 Значение животных в природе и жизни человека. 44 Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. 1 Три среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная среда. 46 Жизнь на разных материках. 1 Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 47 Природные зоны Земли. 1 Природные зоны Земли- тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина, пустыня, влажный тропический лес. 48 Жизнь в морях и океанах. 1 Жизнь в морях и океанах. 49 Пр№ 12.
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.) 1 Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.) 50 Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. 1 Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. (Создание презентации по теме урока).Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
51 Как человек изменил Землю. 1 Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект. 52 Жизнь под угрозой. 1 Исчезновение различных видов животных, растений, грибов. 53 Не станет ли Земля пустыней 1 Опустынивание. 54 Пр№13.
Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой]. 1 Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой]. 55 Растения, занесенные в Красную книгу. Знакомство с растениями, занесенными в Красную книгу. Разработка презентаций. 56 Животные, занесенные в Красную книгу. Знакомство с животными, занесенными в Красную книгу. Разработка презентаций. 57 Контрольная работа по теме
«Многообразие тел, веществ и явлений природы» 1 Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Здоровье человека и безопасность жизни (13 часов)
58 Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). 59 Пр№14
Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. 60 Рациональное питание. Правила питания человека. Необходимые продукты в рационе, правила приема пищи. 61 Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
62 Пр№15
Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием]. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием]. 63 Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом). 64 Ядовитые растения и грибы, опасные животные. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
65 Пр. № 16
«Определение ядовитых растений грибов». Практическая работа по определению ядовитых растений, грибов и животных свой местности/экскурсия
66 Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). 67 Пр№17
Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
68 Обобщение и систематизация знаний по разделу
«Здоровье человека и его безопасность» Обобщение и систематизация знаний по разделу
«Здоровье человека и его безопасность» в форме теста.
69 Итоговая контрольная работа за курс «Природоведение». Обобщение и систематизация знаний по разделу
70 Обобщение знаний по всему курсу «Природоведение» Обобщение знаний по всему курсу «Природоведение» Литература и средства обучения:
Учебник Сонин В. П.; Плешаков А. А. « Природоведение» 5 класс 2004 г.
Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.