Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Запрудное Питерского района

Тема: «Исследование генеалогического древа
рода А.С.Пушкина и составление
своих родословных»
( интегрированный урок-исследование по
биологии, краеведению и литературе)
Класс: 8-10

Автор: Панфиленко Анжелика Юрьевна





2015 год


Тема: «Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных»
Цели:1.Расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
2.Научить учащихся находить подтверждение передачи признаков по наследству, продолжать формировать умение работать с научной информацией, работать в группах.
3.Развивать связную монологическую речь, способствовать развитию приёмов умственной деятельности, совершенствовать умение применять исследовательские методы в практической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие способности.
4. Формировать устойчивый познавательный интерес к изучению жизни великих людей, прошлого своей семьи, уважение к предкам, воспитывать самостоятельность и стремление к познанию нового.
Методы: словесные, наглядные, практические, поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Средства обучения: мультимедийный комплекс,
схема «Родословная Пушкина А.С.»
Ход урока:
«Знай, мы в забвение не
канем» Вадим Шефнер

Вступительное слово: - Добрый день ребята, уважаемые гости! Начнём наш урок. Тема сегодняшнего урока «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных». Сегодня здесь встретились 3 группы учащихся: генетики, литераторы, биографы и мы учителя биологии и литературы объединились для проведения урока. Каждая группа работала по своему направлению, но вместе мы, надеюсь, сможем достичь поставленных целей урока.
-Цели нашего урока:
- научиться находить подтверждения передачи признаков по наследству, составлять схемы родословных,
-прикоснуться к прошлому семьи великого поэта земли русской и своей
семьи.
-Перед вами интеллектуальные карты, которые вы будете заполнять в ходе урока.
1.Изучение нового материала
-Первое слово мы предоставим генетику Архиповой Анне. Она расскажут нам о методе, который используется при изучении генетики человека.
Генетик:
-Изучая в курсе общей биологии генетику, мы узнали, что это наука о наследственности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Существует несколько методов её изучения: близнецовый, онтогенетический, цитогенетический, популяционный. Мы сегодня познакомимся с одним из самых интересных и доступных - генеалогическим. Генеалогичесий метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод - это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф.Гальтоном. Система обозначений родословных была предложена Г.Юстом в 1931 году. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке - помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи» (слайд 2)
Об этом писал и сам Пушкин:
«Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» (слайд 3).
А известный английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства (слайд 4).
История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С.Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.
-А сейчас слово литераторам (Быкову Егору).
-«Моя родословная» - стихотворение А.С.Пушкина:
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор, какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
.
Наш предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил.
Его потомство гнев венчанный,
Иван VI пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец.
Я Пушкин просто, не Мусин.
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
-А сейчас поработаем над вопросами 1 блока интеллектуальной карты(1 минута)
-Сегодня мы, исследуя родословную поэта, приоткроем завесу тайны рождения гения земли российской. Перед вами родословная поэта.
Начнём издалека, с прадеда Пушкина по материнской линии – Абрама Ганнибала.
Генетик представляют презентацию проекта «Родословная Пушкина»:
-Абрам Ганнибал был негром и был дважды женат. У его первой жены- русской женщины Евдокии Андреевны- после того, как она рассталась с А.Ганнибалом и встретила своего второго супруга, родилась белая девочка Агриппина, которая дочерью Ганнибала не являлась. Но в народе возникли различные разговоры и легенды. Перед группой генетиков мы ставили следующие вопросы:
-Возможным ли было рождение белого ребёнка у А.Ганнибала?
-Могли ли Пушкину передаться гены, отвечающие за тёмный цвет кожи?
Ответить на эти вопросы мы попросили ответить Кононову Викторию:
-На цвет кожи влияют 2 пары генов, действующих в одном направлении. Такое явление называется полимерия. Установил его учёный Дэвенпорт, изучая наследование цвета кожи на Ямайке, где часто бывают браки между неграми и белыми. Обозначим эти гены Аа и Вв. Доминантные аллели обеспечивают тёмную кожу: чем их больше, тем темнее кожа. Такая полимерия называется комулятивной. Настоящий негр имеет 4 доминантных гена в генотипе. ААВВ-таков генотип Ганнибала. Первая жена его была белой, её генотип –аавв. Дети от такого брака обязательно унаследуют генотип-АаВв и будут мулатами со смуглой кожей. Делаем вывод: у А.Ганнибала рождение белого ребёнка от 1-го брака было невозможным.
Вторая жена-Кристина фон Шеберх тоже была белой. В схеме мы видим, какой генотип унаследовали их сыновья - Осип и Иван -АаВв и промежуточный цвет кожи, т. е. они были мулатами. А один из этих генотипов (показывает на схеме, которая составлена на доске) унаследовала мать А.С.Пушкина - Надежда Осиповна Ганнибал. (Слайд 5-6)
А на вопрос о том, Могли ли Пушкину передаться доминантные аллели генов, я отвечу так: да, могли! Доказательством этого является смуглый цвет кожи у Александра Сергеевича. Облик Надежды Осиповны так же подчёркивал её необычное происхождение. «Прекрасная креолка» - так говаривали о ней в свете.
-«Прекрасная креолка» вышла замуж за С.Л.Пушкина.
-А что известно о чертах характера близких родственников поэта? Об этом нам расскажут «биограф».
Сажина Алена: Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то впадала в чёрную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был старший сын – Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его детская неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная ей сложность. Говорили, что дом их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой – пустые стены или соломенный стул, вечный недостаток во всём, начиная от денег и до последнего стакана. В такой обстановке рос и воспитывался А.С.Пушкин.
Сергей Львович Пушкин также был на редкость не приспособлен к практической жизни и хозяйствовал из рук вон плохо. Но, в отличие от жены, он был слабохарактерен, слезлив, сентиментален. Ему были присущи резкие подъёмы и спады настроения, «короче, русская хандра».(Слайд 7)
-И внешние признаки и черты характера унаследовал А.С.Пушкин от своих предков. Об этом в стихотворении «Мой портрет» он писал так:
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, русые волосы
И кудрявая голова.
По всему этому, мой милый друг.
Меня можно узнать.
Да, таким, как Бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености-
Да, таков Пушкин.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------Работаем над вопросами 2 блока интеллектуальной карты.
-На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко отразились наследственные признаки. В его творчестве можно проследить некую цикличность, сопровождаемую подъёмами настроения и резкими его спадами.
Такое состояние называется циклотимия, а личности, склонные к ней – циклотимическими.
1817-1818г.г. - первый творческий подъём, сразу после окончания лицея. Пушкин пишет «Обращения к друзьям».
1820г.- год завершения «Руслана и Людмилы», «Бахчисарайский фонтан», начало «Евгения Онегина».
1825г. - лёгкая влюблённость; написаны «Борис Годунов», «Я помню чудное мгновенье».
1830г.- «Болдинская осень» - Пушкин получает согласие на брак с Н.Гончаровой , написаны две последние главы «Евгения Онегина», «Мадонна» и около 30 стихотворений.
В один из периодов подъёма - в 1825г. было написано стихотворение, посвящённое А.П.Керн «Я помню чудное мгновенье». Прослушаем романс на эти стихи (звучит аудиозапись романса).
-Известно, что не только цвет кожи, черты характера, но и склонности и способности передаются по наследству. Например, известно, что в роду Бахов было ещё 56 отличных музыкантов, кроме гения – Иоганна Себастиана.
Любимейшим родственником поэта был его дядя Василий Львович. Он занимался тщательной разработкой разнообразнейших поэтических жанров-посланий к друзьям, басен и сказок, сатирических эпиграмм, поэм, мадригалов, альбомных стихотворений, экспромтов, стихов на заданные рифмы. Александр учился у него художественному синтаксису, теории словесности. «Парнасский мой отец!» - назовёт он его в одном из лицейских стихотворений.
Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал учила Александра простонародной русской речи (рассказывала ему сказки, пела русские народные песни).
Отец Александра - Сергей Львович обладал врождённой способностью писать и даже говорить стихами. Выдающаяся лингвистическая одарённость давала ему возможность с одинаковой непринуждённостью рифмовать по-русски и по-французски. Сохранилось и его посвящение сыну, при поднесении ему на Новый год чернильницы, в котором автор с благоговением говорит о несравненном даровании и блестящей славе «любимого питомца муз».
Страсть к французской литературе развивал у Александра не только отец , который «мастерски читывал им Мольера», но и мать, читавшая вслух Александру и Ольге занимательные парижские издания. Надежда Осиповна разделяла литературные вкусы и занятия своего мужа, постоянно общалась с первоклассными русскими писателями. Она любила вечера, домашние спектакли, декламацию, театр.
Брат Лев так же унаследовал поэтический дар. Он писал стихи и басни.
-В результате наших исследований мы можем считать, что ряд признаков Пушкин унаследовал от своих предков. И даже такие наследственные признаки, как черты характера, которые несколько отличались у его родителей от нормы, оказались тем стимулятором творческой деятельности, которые, воздействуя на природную одарённость Александра Сергеевича, дали нам гения. (Слайд 8)
-Не будь генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гениальность Пушкина-случайность. Но вот есть родословная, есть наука генетика, благодаря которой мы можем её объяснить.
Работа над вопросами 3 блока интеллектуальной карты
-Изучать родословные великих людей нашего отечества занимательно, интересно, патриотично. Но не менее интересно и увлекательно заниматься изучением своей родословной. Группа учащихся нашла материал о генеалогии и приготовила рекомендации для составления родословной семьи. (Слайды № 9-37).
Учащийся Каримов Амир по слайдам знакомит с историей генеалогии, видами родословных, источниками для создания родословных.
2.Выставление отметок за работу на уроке и подготовку к уроку.
( используются данные рейтинговой таблицы)
3.Домашнее задание:
По биологии - составить родословную (консультанты будут оказывать помощь, символы для составления родословной на доске, принцип составления родословной учитель показывает на интерактивной доске)
По литературе - приступить к сбору материала о С.Есенине для проведения подобного урока.
4.Заключение.
-Вам не раз, наверное, приходилось слышать, что вы похожи на кого-то из своих родственников. А какие свои признаки и качества вам хотелось бы передать своим потомкам?
(ребята отвечают)
-В заключении урока мы послушаем прекрасное стихотворение Вадима Шефнера, которое прочитает Захарова Екатерина .
«Самой природой ты допущен
В мир предстоящий, настающий,
И от тебя зависит он.
Пусть не расчётливостью чёрствой
Пусть добротою и упорством
Ты в ком-то будешь отражён.
Знай: мы в забвение не канем,
Как в пропасть падающий камень,
Как пересохшая река.
Наследственность бессмертной птицей
Влюблённым на плечи садится,
Летя в грядущие века.»
Итог:
-Пусть создание родословной станет интереснейшей семейной реликвией, которая будет передаваться из поколения в поколение
И если вы, ребята, пополните ряды неравнодушных к истории своего рода, значит, все вместе мы с вами хорошо поработали и выполнили все намеченные цели!
Спасибо всем!!! Урок окончен.


Список литературы:
1. Высоцкая М. В. «Нетрадиционные уроки», Волгоград, изд - во «Учитель»2004 год. 2. Гроссман В.С. «Пушкин» из серии «Жизнь замечательных людей» основана в 1933году М. Горьким, изд-во ЦКВЛКСМ «Молодая гвардия» М., 1958 г 3. Сивоглазов В.И. «Биология. Общие закономерности» М., «Школа - Пресс» 1996г. Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].




Приложения:
Интеллектуальная карта 1 блок вопросов: - Метод изучения генетики человека на основе составления и изучения родословных называется____________________________ - Каким фактом своей биографии гордится А.С.Пушкин в стихотворении «Моя родословная»? ________________________ 2 блок вопросов: -Явление, при котором на формирование признака влияет действие нескольких пар неаллельных генов, называется__________________ - В стихотворении «Мой портрет» поэт упоминает своё лицейское прозвище ___________________
3 блок вопросов: -Небывалый расцвет творчества поэта в период Болдинской осени вызван тем, что_______________________________________________________
-Склонность к периодически возникающим спадам и подъёмам настроения
называется_______________