Урок биологии по ФГОС на тему Жизнь лорганизмов в морях и океанах
Тема урока: «Жизнь организмов в морях и океанах».
Цели и задачи урока:
Образовательные :познакомить с обитателями морей и океанов,
дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении, раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
Развивающие:
развивать мышление, речь.воображение, умение анализировать и делать выводы
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.
\
Планируемы е результаты:
Личностные:
Формирование познавательных интересов
Метапредметные:
формирование основ экологической культуры.
Предметные:
Знать : среду обитания морских животных
Уметь: выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический)
- проблемный
- игровой
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Жизнь организмов в морях и океанах».
Учебник Биология 5 класс автор И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова, выставка книг. модель моря, карточки с надписями морских сообществ, магниты с морскими животными, коллекция моллюсков, рыба фугу,чистые альбомные листы, клеющие карандаши , цветные карандаши(голубой, синий, фиолетовый), раздаточный материал морских животных, иллюстрации акулы и дельфина, осьминога, батискафа,энциклопедический словарь
План урока
1. Организация класса
Готовность к уроку
2.Знакомство с новым материалом
А) Проблема: определить, что будет изучаться на уроке
Б) Определение темы и целей урока
В) Раскрытие темы урока
Работа с учебником, показ презентации, выполнение модели моря
Физминутка
3. Закрепление материала
Показ детских работ
4.Итог урока
Выставление оценок
Домашнее задание
Ход урока
1. Организация класса
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите готовность к уроку .
2. Знакомство с новым материалом
Постановка проблемы.
Ребята, как называется наша планета?
(Земля) (слайд 1)
Из чего состоит наша планета (Из материков, морей и океанов)
Чего больше суши или воды? (воды)
- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан
Определение темы урока
-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока (иллюстрации акулы и дельфина, осьминога)
1.Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с (Акулой)
5. Подставляя людям спины
В море нас спасут (Дельфины)
6. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - (Осьминог)
-Где же живут эти организмы?
( Это обитатели морей и океанов).
-И глядя на эти фотографии, попробуйте сформулировать тему нашего урока:
«Жизнь организмов в морях и океанах» (слайд 2).
-Что мы должны узнать на уроке, чему научиться?
Цели урока (слайд 3):
Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.
Раскрытие темы
- Кто из вас был на море? Какое оно?-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?
-Почему эти организмы живут в море? (Приспособились)
-Какие особенности приспобленности у морских животных? ( плавники, обтекаемая форма тела)
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по морю.
-Что такое научная экспедиция? (исследование какого-нибудь объекта)
-Сначала мы поплывем по морю на катере, а чтобы наша экспедиция прошла удачно, мы должны соблюдать технику безопасности на водоеме, давайте ее повторим
(Не перегибаться через борта катера, надеть спасательные жилеты, не кричать, выполнять команды руководителя)
- По окончании экспкдиции мы должны будем составить отчет – это изготовление модели моря: на доске общую для всех, а вы каждый свою. Для работы мы должны использовать научный путеводитель – это будет наш учебник, который нам будет помощником.
-Итак, мы отправляемся в научную экспедицию.
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей.
- Давайте узнаем сколько же этажей в этом доме? Откройте свой путеводитель-учебник с.99 и прочитайте выделенным шрифтом название каждого этажа
- Морские обитатели мелководий, обитатели открытой воды, обитатели глубины(Мы ответим на этот вопрос в конце урока)
-На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.
- Давайте вспомним, что называется природным сообществом?
(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы).
- Значит сколько здесь этажей. (3) . они образуют разные сообщества. Давайте обозначим эти сообщества на нашей модели на доске, а вы на своей модели.
(Уч-ся берет карточки с надписями и прикрепляет их на модели на доске)
-Ребята, возьмите карандаши и при помощи цвета определите мелководье, открытые воды, глубины.
-Почему у вас получились разные оттенки воды? (С увеличением глубины изменяется цвет воды)
Жизнь в водной среде отличается от воздушно-наземной. Разнообразием комплекса условий объясняются и свойства населяющих организмов. Условия жизни в морской среде определяются свойствами воды: плотностью, сохранением и распределением тепла, растворимыми солями и газами, сильным поглощением солнечных лучей. Температурные колебания обычно невелики, что облегчает жизнь обитателей. Одна из сложностей – низкое содержание кислорода, его содержится в 21 раз меньше , чем в воздухе. С повышением температуры воды и загрязнением содержание кислорода сильно падает и в водоемах могут возникать заморы- -массовая гибель рыб и беспозвоночных от удушья. Из-за сильного поглощения водой солнечных лучей фотосинтез у растений может происходить только в верхних слоях воды. Даже в самых чистых водах водоросли не живут глубже 150-200м, тогда как животные обитают на самых больших глубинах, где вечный мрак. Но задача человека сохранить морские водоемы чистыми, а животных как можно больше, так как многих морских животных нет на планете, а другие на грани вымирания. (Иллюстрации Красной книги)
А что то нужно для этого делать? (Не загрязнять водоемы, не истреблять)
-Знакомство с морскими сообществами начнем с поверхности воды и мелководья. Самостоятельно прочитайте об организмах мелководья в нашем справочнике- путеводителе на с. 99 . Какие они?
- Что интересного в нём? Почему организмы называют прикрепленными?
(Слайд 4,5)
Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.
Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик? (имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус)
Кроме мидий в морях живут другие раковинные моллюски, с мощными раковинами: морской гребешок, ахатина, лямбис-скорпион (Показ коллекции моллюсков)
В пустые раковины моллюсков могут поселяться раки -отшельники , скрываясь от врагов, на раковине могут поселяться коралловые полипы актинии, таким образом создаются организмы-симбионты, крабы, водоросли, морские звезды. Ребята, что известно о морских звездах?( у них 5 сердец, 5 желудков, хорошо развита регенерация)
Какая приспособленность у раковинных моллюсков, крабов, раков? (Прочный панцирь
(Показ видео) Мелководье можно исследовать при помощи акваланга, маски для лица и ласт)
Давайте расположим животных мелководья на модели на доске и вы у себя. Возьмите из набора фигурки морских организмов, обитающих на мелководье и прикрепите их на своей модели.
- Откройте справочники –путеводители на с.101-102 и прочитайте об обитателях открытых вод?
-Что можно о них сказать? Почему организмы называют свободно плавающими( Быстро плавают , им негде спрятаться)
Проблема
-Какие приспособления у свободно плавающих организмов? (обтекаемая форма тела, сильные мышцы, плавники, плавательный пузырь)
-Что такое планктон? Какую роль играет планктон в жизни морских животных? (Парящие и плавающие в воде организмы, служат пищей морским организмам)
(Слайды 6,7),
А у каких рыб из воды торчат зловещие плавники? Это хищники моря – акулы.
Что знаете о них?(Сообщение уч-ся)
Они бывают и гиганты (20м._ и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.
Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет.А вот гигант моря – синий кит
( Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса дл 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.)
Дельфины – вид мелких китов, они живут во всех морях и океанах, а некоторые дельфины даже в реках. Бутылконосые дельфины хорошо поддаются дрессировке, выпрыгивают из воды и даже кувыркается. У дельфинов крупный мозг, относительно размеров тела, могут «решать задачи» Самки кормят своих детенышей молоком, и если малыш слаб поддерживают его на поверхности воды, чтобы дышал.
В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.
(Показ видео)
Давайте на модели расположим обитателей открытых вод ( выполнение модели)
Физминутка. Ребята мы много поработали, устали, я предлагаю вам отдохнуть и немного поплавать.( плавающие движения руками)
- А теперь я предлагаю вам спуститься с катера в батискаф, что это такое? (подводный аппарат для изучения организмов на больших глубинах). Мы с вами отправимся в самые глубины моря. Откройте справочники-путеводители на с.102-103 и прочитайте об особенностях морских животных глубин.
( Слайды 8-9)
На глубинах живут морские хищники , например удильщики, которые имеют приспособления в виде светящейся удочки, кашалоты, которые могут опускаться на глубину больше 2400 м и находиться 90 минут под водой, рыба-пила, осьминоги, мешкорот и другие животные
-Проблема: Что помогает защищаться от врагов? (Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта)
Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.
. Рыбы, обитающие там имеют странные формы.
Каковы же особенности этого сообщества?
Многие из них светятся : одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Это, например, рыба-мешкоглот, большерот.
Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы)
Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга
(Показ Видео)
Давайте отметим этих животных на модели.
3.Закрепление материала
Наша экспедиция подошла к концу.
-Достигли мы своей цели, что узнали побывав экспедиции ?(Узнали сообщества морей и океанов, отобразили их на моделях)
Покажите свои модели ( дети выходят к доске, поднимают работы)
- Какое значение имеют морские организмы в природе, для человека?
4. Итог урока
Выставление оценок, д-з § 23, подготовить сочинение-отчет о научной экспедиции.
иђЗаголовок 1иђЗаголовок 2иђЗаголовок 3иђЗаголовок 4иђЗаголовок 5иђЗаголовок 6иђЗаголовок 7иђЗаголовок 8иђЗаголовок 915