Урок по русскому языку для 7 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастный и деепричастный оборот»
Ф.И.О. автора, место работы, должность
Близеева Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ №56» п.Сыня МР «Печора» Республики Коми
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастный и деепричастный оборот»
Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Категория учащихся: 7 класс
Предметная область: Филология. IIступень основного общего образования. Преподавание русского языка. 7 класс (раздел «Причастие», «Деепричастие»)
Образовательная цель: Закрепить знания об обособлении причастных и деепричастных оборотов, функциях, которые они выполняют в тексте.
Развивающие цели: 1. Развить критическое мышление у обучающихся;
2. Создать условия для развития креативных способностей, самостоятельности;
3. создать положительную мотивацию к обучению;
4. создать условия для формирования информационной, коммуникативной и познавательной компетентностей, развития индивидуальных способностей
Воспитательные цели: 1. формирование поликультурной компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию обучающихся;
2. воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над темой, формировать эстетические чувства, творческую активность обучающихся.
Дидактическая задача:
Создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся систематизации и обобщению знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Учебная задача: Обобщить и закрепить знания причастном и деепричастном оборотах
Метапредметная тема: Познавательная активность обучающихся;
деятельностный подход к изучению темы
Информационно-техническое обеспечение: учебно-методическая и художественная литература, карточки (опорные конспекты), таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», иллюстрации (картины М.Ю. Лермонтова), мультимедийный проектор.Аннотация урока
Урок создан на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения по русскому языку.
Данный урок рассчитан на 1 час; направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Причастный и деепричастный оборот». Реализуется данный урок в рамках уроков русского языка в 7 классе (раздел «Причастие», «Деепричастие»). В рамках урока обучающиеся обобщают и систематизируют знания о причастном и деепричастном обороте, самостоятельно делают вывод о функциях, которые они выполняют в предложении. Способы деятельности на уроке являются универсальными. Используется трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ.
Урок является интегрированным: литература, художественное творчество.
В рамках урока реализуются:
развивающие цели и задачи;
формируются метапредметные способности: способности схематизации, проблематизации и целеполагания, способности к поиску и рефлексии;
формируются аналитическое мышление и навыки исследовательской работы, развиваются творческие способности, память, внимание.
Ход урока:
1.Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова
Прием «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
Создание проблемной ситуации.
1.Прочитайте Предложение 1, расставьте знаки препинания. Графически покажите случаи обособления причастного и деепричастного оборота в тексте.
Работа с таблицей «Знаю - Хочу узнать – Узнал»
Учащимся предлагается заполнить 1 графу в таблице (Что я знаю об условиях обособления причастного и деепричастного оборота).
2. Определение темы и целей урока.
Целеполагание.
Стадия осмысления.
2.Проанализируйте Предложения 1 и 2. Сравните их. Сделайте вывод о роли причастного и деепричастного оборота в тексте, запишите его.
3.На основе сделанного вывода сформулируйте тему урока, запишите её в опорном конспекте.
- Какие цели мы можем перед собой поставить? (учащиеся формулируют цели урока).
Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (Что я хочу узнать).
3.Закрепление знаний,
тренировочные упражнения,
отработка умений и навыков.
Учебная самостоятельная работа.
4. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Выполните задания к текстам.
4.Стадия рефлексии - Итак, что сегодня на уроке мы узнали о роли причастного и деепричастного оборота в тексте?
- Какие знания об обособлении причастного и деепричастного оборота обобщили?
Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (Что я узнал).
- Соотнесите 2 и 3 графы таблицы «Знаю - Хочу узнать - Узнал». Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются смайлики, выражающие различное настроение).
5.Контроль. - Сдайте, пожалуйста, опорные конспекты для проверки.
6.Домашнее задание. Творческое задание.
Напишите небольшое (10-12 предложений) сочинение – описание на тему «Горы» по одной из картин М.Ю. Лермонтова («Вид Крестовой горы» или «Эльбрус»), используя причастные и деепричастные обороты. Вы можете пользоваться иллюстрациями, предложенными учителем, или Интернет ресурсами).Опорная карта
Тема……………………………………………………………………………………………………
Вывод………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………
Цель:…………………………………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………………………………
Задания
Прочитайте Предложение 1, расставьте знаки препинания. Графически покажите случаи обособления причастного и деепричастного оборота в тексте.
Сравните Предложения 1 и 2. Сделайте вывод о роли причастного и деепричастного оборота в тексте, запишите его.
На основе сделанного вывода сформулируйте тему и цель урока, запишите их.
1).Со всех сторон горы непреступные, красноватые скалы обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар желтые обрывы исчерченные промоинами а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва обнявшись с другой безыменной речкой шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуёю. (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени») 2). Со всех сторон горы непреступные, красноватые скалы обрывы а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва шумно тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.
М.Ю. Лермонтов. «Вид Крестовой горы»
4.Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Выполните задания к текстам.
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор изрыт… морщинами(1) покрыт… слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранявш…м последний отблеск зари.
(М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)1). Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты;
вставьте пропущенные буквы.
2). Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (1)?
Эпитет
Олицетворение
Сравнение
3).Характеристика простого осложнённого причастным оборотом предложения
…………………………………………
………………………………………….
4) Сделайте словообразовательный разбор слова СОХРАНЯВШИЙ
…………………………………………
…………………………………………
На север были видны горы.
При блеске утренней Авроры,
Когда синеющий дымок
Курится в глубине долины,
И (1)обращаясь на восток(2)
Зовут к молитве муэцины,
И звучный колокола глас
Дрожит(3) к молитве пробуждая;
В торжественный и мирный час,
Когда грузинка молодая(4)
С кувшином длинным(5) за водой
С горы спускается крутой,
Вершины цепи снеговой(6)
Светло-лиловою стеной(7)
На чистом небе рисовались,
И в час заката(8) одевались
Они румяной пеленой;
И между них(9) прорезав тучи(10)
Стоял, всех выше головой,
Казбек, Кавказа царь могучий,
В чалме и ризе парчевой.
(М. Ю. Лермонтов. «Демон»)1). Укажите лексическое значение слов:
Пелена………………………………………….
Лиловый………………………………………..
Чалма…………………………………………...
Риза……………………………………………..
2). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1, 5, 6, 8, 9, 10
3, 4, 6, 7, 10
1, 2, 3, 9, 10
3). Укажите, какая из фигур речи выделена в тексте.
1). Антитеза
2). Градация
3). Инверсия
Домашнее задание.
Напишите небольшое (10-12 предложений) сочинение – описание на тему «Горы» по одной из картин М.Ю. Лермонтова («Вид крестовой горы» или «Эльбрус»), используя причастные и деепричастные обороты. Вы можете пользоваться иллюстрациями или Интернет ресурсами).
М.Ю. Лермонтов. «Эльбрус»
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
Таблица «Знаю - Хочу узнать – Узнал»
Знаю
Хочу узнать Узнал(а)