Cтатья на тему: Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка С ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЁНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в данной статье затрагивается проблема разработки и реализации индивидуальных маршрутов развития ребёнка. В работе автор рассматривает цели, задачи, методы, используемые при решении данной проблемы. В заключение отмечается, что реализация намеченных форм работы с детьми и их родителями в течение года позволяет повысить уровень развития детей с ОВЗ и наметить пути дальнейшей работы на следующий учебный год.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, инклюзивное образование, дети с ОВЗ.
В настоящее время изменился подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Он направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Одной из форм индивидуальной работы с детьми, применяемой мною в работе с детьми с ОВЗ, является индивидуальное сопровождение ребенка. С этой целью мною, совместно с педагогами нашей дошкольной образовательной организации, разработаны индивидуальные маршруты развития детей. Реализация маршрутов в дошкольной организации осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. В семье должны придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату. При проектировании индивидуального маршрута развития ребёнка педагоги дошкольного учреждения ориентировались на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создавался с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ОВЗ. Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Индивидуальный маршрут включают в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком, а также формы работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя) в ходе воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в спонтанной и специально организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень индивидуального развития ребенка. На основе полученных данных планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем образовательным областям (на первое полугодие). Специалистами ставятся задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, определяются формы работы (игры, упражнения, задания и т. п.), а также планируются различные формы работы с родителями. Реализация поставленных задач производится в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности. Способами включения родителей в коррекционный процесс являются индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.
В середине учебного года выявляется динамика освоения ребенком образовательной программы. Используя предварительные и промежуточные данные об уровне развития детей, происходит корректировка индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития, что к концу года дает положительную динамику их развития.
В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов детского сада.
Реализация всеми специалистами дошкольной образовательной организации маршрутов индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения программного материала по следующим образовательным областям: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие». В результате проведённой работы повышается уровень познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой моторики.
Таким образом, реализация намеченных форм работы с детьми и их родителями в течение года позволяет повысить уровень развития детей с ОВЗ и наметить пути дальнейшей работы на следующий учебный год.
Список литературы
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.