Рабочая программа по географии Иркутской области 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________Швец Н.И.
«___» ________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №9»
___________О.В.Пушкарева
«___» __________2015г.


 


 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
 
ПОТАПОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
высшая квалификационная категория 
по географии Иркутской области
8 класс А




РАССМОТРЕНО 
на заседании ШМО
протокол № 1 от 28.08.2015г.
________С.В.Потапова
 
 


 





2015 - 2016 учебный год
г. Зима
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «География Иркутской области» - Иркутск; 2011г, учебника Бояркина В.М. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология) – Иркутск, 2011г.
Курс «География Иркутской области» введен в региональный базисный учебный план МБОУ «СОШ №9», на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» - 17 часов.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цель:
-формирование у учащихся комплексного представления об основных закономерностях и специфике территориальной организации природы области с выделением основных проблем природно-ресурсного развития в современный период.
Задачи:
- дать представление о месте Иркутской области в Российской Федерации;
-рассмотреть особенности заселения и хозяйственного освоения области;
-составить характеристику природно-ресурсного потенциала, состояния окружающей среды и структурной трансформации экономики;
-сделать анализ особенностей развития ПТК, охраны природы и размещения специализирующих отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта;
-изучить внешние экономические связи области.
Настоящая программа составлена с учетом усиления стандарта школьного географического образования, потенциала МБОУ «СОШ №9». В ней отражены актуальные тенденции современной профильно – ориентированной школы.
Отличительной особенностью является то, что в программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии.
В рамках изучения курса планируется различная деятельность учащихся: дискуссии, диалоги, конференции, интеллектуальные марафоны, круглые столы, поиск и обработка информации с использованием Интернет технологий.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
На уроках географии сами школьники создают модели: строят графики и диаграммы, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Программа составлена для общеобразовательного класса с инклюзивной моделью обучения. В 8А классе основной контингент учащихся имеют средний познавательный уровень, поэтому основную часть учебного процесса занимают творческие задания, активные формы работы, основной акцент делается на самостоятельность учащихся. Для слабых учащихся и учащихся с ОВЗ класса предлагается индивидуальная работа. Большое значение придается умению рассказывать, устанавливать логические связи в излагаемом материале. При изучении нового материала в данном классе обязательно происходит многократное его повторение по средствам подробного объяснения нового материала с организацией практической самостоятельной работы обучающихся, беглого повторения с выделением главных моментов темы и понятий, осуществления обратной связи: поиска учениками ответов на поставленные учителем вопросы, работа по плану.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся




уроки
практические работы
Контрольные, проверочные работы



1
Введение
1

1

0

0
0

2
Географическое положение, территория и границы
1
1
1
0
1

3
История освоения и исследования территории
2
2
1
1
1

4
Геологическое строение и полезные ископаемые
2
2
1
0
1

5
Рельеф
1
1
1
0
1

6
Климат
2
2
1
1
1

7
Воды и водные ресурсы
2
1
1
0
1

8
Почвы
1
1
1
0
1

9
Растительность
1
1
1
0
1

10
Животный мир
1
1
1
1
1

11
ПТК и охрана природы
1
1
1
0
1

12
Природа «малой родины»
1
1
1
1
1

13
Обобщающее повторение
1
1
0
0
1


Итого:
17
16
11
4
12




3.Содержание тем учебного предмета
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Цели и задачи курса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии области, основные средства и методы получения географической информации.
Уметь:
- объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем области.
Ключевые компетенции:
Развивать взаимодействия учителя и ученика. Коррекционно-стимулирующая.
ТЕМА II. ТЕРРИТОРИЯ, ГРАНИЦЫ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (1 час)
Иркутская область на картах мира, Евразии, России, Сибири. Координаты, протяженность. Континентальное положение. Естественные (природные) и административные границы. Величина территории
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы.
Знать:
- специфику географического положения области;
- специфику экономико- и транспортно-географического положения области;
- связь между географическим положением и хозяйством области;
- в каких часовых поясах лежит Иркутская область.
Уметь:
- объяснять существенные признаки объектов;
-описывать объект.
- показывать границу области и называть соседние субъекты;
- находить и анализировать информацию в разных источниках;
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать самостоятельно по заранее заданной схеме.
Личностного совершенства. Развивать умение работать со схемами, таблицами, опорными конспектами.
ТЕМА III. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ (2 часа)
Основные этапы изучения и освоения края. Исследователи Восточной Сибири.
Практические работы:
1.Отметить на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их освоения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;
- свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
Уметь:
- читать и анализировать географические карты;
- показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;
Ключевые компетенции:
Развивать взаимодействия учителя и ученика. Коррекционно-стимулирующая. Развивать умение работать самостоятельно по заранее заданной схеме. Личностного совершенства Развивать умение работать с дополнительными источниками информации. Коммуникативно-стимулирующая.
ТЕМА IV. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. РЕЛЬЕФ. (3 часа).
Основные структуры земной коры – платформа, складчатые пояса, впадины. Их возраст. Разломы земной коры. Сейсмичность территории. Горные породы. Полезные ископаемые, закономерности их размещения. Минеральные ресурсы области, проблемы их рационального использования. Ресурсы своей местности. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке. Влияние рельефа на другие компоненты природы. Подразделение территории области по рельефу. Географическое значение рельефа. Орографические единицы Среднесибирского плоскогорья.
Практические работы:
1.Нанести на контурную карту крупные месторождения угля, нефти, газа, золота, слюды, подписать названия месторождений.
2. Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие и наименьшие высоты области.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории;
- основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины области;
- стихийные природные явления, связанные с литосферой;
- закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
Уметь:
- показывать сейсмически опасные территории на карте и объяснять причины такого размещения;
- показывать на карте горы и равнины области;
- приводить примеры взаимодействия внутренних и внешних сил в формировании рельефа;
- объяснять существенные признаки стихийных явлений;
- определять местоположение бассейнов месторождений на карте;
- сопоставлять карты разного содержания.
Понимать:
- взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа;
- закономерности природных явлений.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать со схемами, таблицами, опорными конспектами. Развивать умение логического мышления, работать самостоятельно по заранее заданной схеме. Личностного совершенства.
ТЕМА V. КЛИМАТ (2часа)
Климатообразующие факторы области. Распределение температур и количества осадков по территории области. Атмосферное давление и господствующие ветры. Сезоны года.
Климат и здоровье человека.
Практические работы:
1. Годовой ход температуры воздуха и количества осадков в г.Зиме.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- факторы, определяющие климат области;
- понятие «сезонность»;
- характеристику типов климатов;
- понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий;
- неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Уметь:
- объяснить образование циклонов и антициклонов;
- анализировать климатические карты;
- использовать знания для фенологических наблюдений природы;
- составлять прогноз погоды;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды;
- приводить примеры и объяснять причины явлений.
Понимать:
- закономерности распределения тепла и влаги.
Ключевые компетенции:
Развивать анализ и осмысление собственных достижений.
Информативно-диагностическая.
ТЕМА VI. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (2 часа)
Влияние рек на климат и рельеф. Группы рек по условиям питания. Характеристика речных систем. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом, климатом. Хозяйственное использование речных систем.
Характеристика озер области. Водохранилища. Подземные воды. Хозяйственное использование внутренних вод области. Подземные воды, их виды и использование. Охрана вод. Многолетняя мерзлота
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки;
- номенклатуру по теме;
- особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование.
Уметь:
- показывать реки на карте, распределение рек по бассейнам океанов;
- показывать озера на карте и южную границу многолетней мерзлоты;
- объяснять особенности размещения внутренних вод и водных ресурсов на территории области.
Ключевые компетенции:
Развивать анализ и осмысление собственных достижений.
Информативно-диагностическая. Развивать умение работать с дополнительными источниками информации. Коммуникативно-стимулирующая.
ТЕМА VII. ПОЧВЫ (1 час)
Почва особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва национальное богатство. Почвенные ресурсы. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своей местности.
Практические работы:
1.Описание почв своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв;
- закономерности распространения почв;
- значение почв, охрану почв, мелиорацию земель;
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации.
Уметь:
- объяснять существенные признаки почв;
- анализировать карту почв;
- приводить примеры по сохранению почв;
- объяснять процессы почвообразования.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать со схемами, таблицами, опорными конспектами.
Личностного совершенства.
ТЕМА VIII. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. ЖИВОТНЫЙ МИР (2 часа)
Зона тайги. Характеристика деревьев и кустарников тайги. «Островные» лесостепи и степи, древесная и травянистая растительность. Причины появления «островной» растительности. Вертикальная поясность. Растительные ресурсы области, их охрана и использование. Разнообразие животного мира области. Видовой состав. Охотничье-промысловые ресурсы области. Проблема охраны животных. «Красная книга» Иркутской области.
Практические работы:
1.Составить описание растительности своей местности.
2. Составить описание животного мира своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- растительный и животный мир области, видовое разнообразие; факторы, определяющие облик. Особенности растительного и животного мира природных зон;
- понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране.
Уметь:
- объяснять размещение по природным зонам живых организмов;
- прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.
Ключевые компетенции:
Развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Коммуникативно-стимулирующая.
РАЗДЕЛ IX. ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ. (2 часа).
Физико-географическое районирование области. Страна. Подзона. Провинция. Области. Комплексное районирование.
Охрана окружающей среды. Правовая основа охраны окружающей среды. Причины неблагоприятного состояния экологической среды Иркутской области. Основные причины загрязнения воздушного бассейна. Понятие «охраняемая территория» и ее значение.
Практические работы:
Составление характеристики ПТК своей местности.
Составить план своего населенного пункта. Обозначить основные ПТК.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы области;
- характерные черты лесостепи, степи, их хозяйственное использование и экологические проблемы;
- понятие «охраняемая территория»;
- заповедники области;
- специфику природы своего края;
Уметь:
- объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов;
- находить в разных источниках и анализировать информацию;
- составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников;
- показывать заповедники области на карте;
- объяснить существенные признаки природных зон, их экологические проблемы.
Ключевые компетенции:
Развивать взаимодействие учителя и ученика, умение работать с дополнительными источниками информации.
Коррекционно-стимулирующая .
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
Особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных ее районов ;
Историю исследования и этапы хозяйственного освоения;
Влияние природы на заселение территории и здоровье человека;
Обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов, хозяйственную их оценку и рациональное использование;
Экологическую ситуацию области;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры населения;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
объяснять:
влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области;
особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строением территории;
влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства.
Форма контроля:
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний:
1.Географический диктант.
Самый простой способ проверки домашнего задания (знания номенклатуры) всего класса. (одного или нескольких параграфов).
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

2. Устный опрос.
"5" - выставляется при условии, если обучающийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
"4" - выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные уточняющие вопросы ответил правильно.
"3" - выставляется при условии, если обучающийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
"2" - выставляется при условии, если обучающийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

3. Выполнение тестовых заданий.
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок:
«5» - 80 – 100 % от общего числа баллов
«4» - 70 - 75 %
«3» - 50 - 65 %
«2» - 30% и менее

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
«5» - выполнил все задания
«4» – выполнил частично задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной части заданий
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов).


5. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
«5» – выполнил все задания правильно;
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину.

6. Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.
-умение распределить работу в команде;
-умение выслушать друг друга;
-согласованность действий;
-правильность и полнота выступлений.
-активность

7.Реферат по заданной теме, отчёт по практической работе предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
полноту раскрытия темы;
все ли задания выполнены;
наличие рисунков и схем (при необходимости);
аккуратность исполнения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Карты:
Иркутская область
Россия. Физическая карта
Интерактивный атлас. Иркутская область – природа и хозяйство.

Список литературы
В.М. Бояркин. География Иркутской области – Иркутск, 2011.
Н.Д.Савченко., А.С.Леонтьева Рабочая тетрадь. Физическая и социально-экономическая география Иркутской области – Иркутск, 2008.
Атлас. География Иркутской области. 8-9 класс., 2010.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО
ГЕОГРАФИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Класс: 8 класс А
Учитель: Потапова Светлана Владимировна
Количество часов
Всего 17 часов; в неделю 1 час (II полугодие)
Плановых уроков 17, контрольных работ 1
Планирование составлено на основе программы курса «География Иркутской области» - Иркутск; 2011г.
Учебник: Бояркин В.М. География Иркутской области (природа, население, хозяйство, экология) – Иркутск, 2007.
















№ п\п
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Практические работы
Сроки проведения
Корректировка

1
1
Что изучает физическая география Иркутская область
1

11-16.01


2
2
Географическое положение
1
Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов
18-23.01


3
3
История исследования и освоения территории области
1
Отметить на карте пути землепроходцев
25-30.09


4
4
История исследования и освоения территории области
1

01-06.02


5
5
Геологическое строение как компонент природы
1

08-13.02


6
6
Геологическое строение как компонент природы
1
Нанести на контурную карту крупные месторождения угля, нефти, газа. Золота, слюды, подписать названия месторождений
15-20.02


7
7
Рельеф как компонент природы
1

Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие и наименьшие высоты области.
29-05.03


8
8
Землетрясения. Полезные ископаемые
1

07-12.03


9
9
Климат как компонент природы
1

14-19.03


10
10
Практическая работа «Годовой ход температуры воздуха и количества осадков в г.Зиме.
1

21-26.03


11
11
Реки
1

04-09.04


12
12
Озера и водохранилища
1
Обозначение на контурной карте изучаемых географических объектов
18-23.04


13
13
Почвы как компонент природы
1
Описание почв своей местности.
25-30.04


14
14
Растительность
1
Составить описание растительности своей местности
03-07.05


15
15
Животный мир
1
Составить описание животного мира своей местности
10-14.05


16
16
Физико-географическое или природное районирование территории Иркутской области. Экология и охрана природы
1
Составление характеристики ПТК своей местности
16-21.05


17
17
Итоговая контрольная работа №1


23-31.05


Итого: часов – 17
Контрольных работ -1
Практических работ - 9


Итоговая контрольная работа










13PAGE 15


13PAGE 141015