Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Подготовила Тафийчук Юлия Юрьевна
учитель МБОУ «Мирновская школа №2»
Духовно-нравственное воспитание
младших школьников на уроках ОРКСЭ
Сегодня в школу должно прийти такое
понятие, как человеколюбие
Погорелов С.Т.
Современное образование сегодня находится в процессе модернизации.
Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания.
Мне посчастливилось внедрять и апробировать новый курс- ОРКСЭ –основы православной культуры.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
В 2014-15 учебном году мои ученики 4-А класса приступили к изучению модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Содержание учебников по модулям приходилось корректировать, дополнять, чтоб уроки были интересными, развивающими, воспитывающими. Чтобы вовлечь в процесс изучения нового курса не только учащихся, но и их родителей.
Ведущими технологиями в изучении курса ОРКСЭ стали игровые, диалоговые технологии и ИКТ.
Совмещая работу с наглядным раздаточным материалом и самостоятельной работой, ученики закрепляют теоретические знания по теме, совершенствуют умения практической деятельности по материалу изученного, развивают самостоятельность мышления и познавательный интерес. А самое главное – они учатся не только понимать, но и уважать культурное наследие своей страны.
Безоценочная система курса ОРКСЭ не сковывает детей. Это даёт возможность открыто и безбоязненно рассуждать, доказывать, не бояться ошибиться. На проблемных уроках часто приходилось направлять беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы. Я всегда радовалась, когда на уроках возникала дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме.
Применяя диалоговые технологии, я использовала тексты из книга монаха Варнавы, в миру Евгений Санин «Маленькие притчи для детей и взрослых». По объему они очень короткие и на уроке удавалось обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках использовались как раздаточный материал, часть воспринимались учениками на слух. Например, изучая тему «Добро и зло в православной традиции», ребята в парах работали одновременно с 3 текстами. К каждой притче были даны опорные вопросы, по которым они объясняли поступки героев, определяя в них добро и зло.
Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных праздников, используя короткометражные мультфильмы, дети в игровой форме изучают достаточно сложный материал.
Отдельно хочу сказать о народных праздниках, которые являются традиционными. Ребята, изучавшие основы культуры своей страны, очень активно принимают участие в них. Такие мероприятия также обогащает их духовно. Знание прошлого, сохранение добрых традиций, обычаев своего народа помогают младшим школьником формировать свою гражданскую позицию, воспитывают и развивают духовно-нравственные ценности.
Метод проектов дает возможность закрепить и систематизировать материал по теме.(Праздники. Православна семья).
Изучая тема «Подвиг» создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы; построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм. Закрепление материала – творческое: ситуации, где люди проявили подвиг, составление проекта. (Проекты )
Таким образом, духовно-нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учёбы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, из СМИ.
Курс ОПК содействует интеграции всех участников образовательного процесса в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
И в заключение нашего выступления в придверье великого праздника Победы, ув. коллеги примите искренние поздравления с Днем Великой Победы! День Победы - это символ героизма, мужества и отваги людей, защитивших свою Родину. Это призыв настойчиво бороться за приумножение славы наших предков, за великую Россию, за мир без войны! Желаю Вам здоровья, благополучия, счастья Вашим родным и близким, уверенности в завтрашнем дне и светлых надежд на будущее, бодрости духа, творческого вдохновения и неиссякаемой энергии!
Стихотворение
Песня «День победы»
15