Статья ИНТРАМУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. ЕСКИНА
ИНТРАМУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. ЕСКИНА
Тутолмин А.В.
Гранд доктор наук, проф. каф. ДиНО, ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»,
г. Глазов, Удмуртская Республика.
Аннотация. В статье представлен научный анализ авторской методической системы музыкально-эстетического воспитания школьников на основе интрамузыкального подхода учителя музыки школы-гимназии № 6. Дано определение интрамузыкальности, обоснован интрамузыкальный подход к музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Охарактеризованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективности педагогического процесса. На примере организации аккомпанирующего малого оркестра русских народных инструментов (балалайки) и на не интонируемых шумовых инструментах показаны организационно-педагогические приёмы и над воспитанием чувства соразмеренности, ритмичности в музыкально-эстетической, художественной и любой другой деятельности
Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание преемственность, дошкольники и младшие школьники, студенты-педагоги, ритмопластика, метро-ритм, организационно-педагогические условия.
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONTINUITY IN MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Tutolmin A. V.
Grand Ph.D., Professor, FGBOU VPO "GGPI named. V. G. Korolenko",
Glazov, Udmurt Republic.
Abstract. The article presents a scientific analysis of the author's methodical system of musical and aesthetic education of schoolchildren on the basis of intratekalnoe approach of music teachers of school-gymnasium № 6. The definition of intramuscularly, justified intrathecally approach to musical and aesthetic education of schoolchildren. Characterized by organizational and pedagogical conditions promoting efficiency of the pedagogical process. On the example of the accompanying small orchestra of Russian folk instruments (balalaika) and not of the pronounced percussion instruments comparative analysis of teaching methods and fostering a sense of saresberiensis, rhythm in musical aesthetic, artistic and any other activity
Key words: musical-aesthetic education continuity, preschoolers and Junior schoolchildren, students, teachers, ritmoplastika, metro-rhythm, organizational-pedagogical conditions.
Владислав Владимирович Ескин был человеком очень искренним и эмоциональным, вернее – переживательным, и поэтому терпеть не мог формализма, невыразительности, неискренности. Отсюда, по-видимому, он по началу интуитивно, а затем вполне осознанно отстаивал собственное методическое кредо в музыкально-эстетическом воспитании школьников, а именно – «живое» исполнение музыки, слушание (восприятие) музыки непосредственно на концертах, смотрах, конкурсах, наконец, просто в учебно-репетиционной хоровой или оркестровой музыкально-творческой деятельности.
В научной литературе пока нет определения «интрамузыкальный», «интрамузыкальность».
Интра (лат. intra) - приставка, означающая "нахождение внутри, в пределах чего - либо", "действие, направленное внутрь", "действие в пределах какого-либо времени"; соответствует русской приставке "внутри" [7].
В музыкальном обиходе композиторами широко используется латинское слово introductio, что означает вступление. В музыкальных произведениях так называется вступительный эпизод, по большей части медленный, предваряющий вступление основных музыкальных тем. Бывают интродукции перед оперным действием, частью кантаты или оратории. А Михаил Иванович Глинка назвал интродукциями начальные сцены своих опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», те сцены, в которых еще не начинается действие, а дается своего рода предисловие - широко, крупными мазками написанная картина к событиям, которые развернутся в дальнейшем [1].
Однако, наша трактовка приставки «интра» имеет более широкое и специфическое толкование. Под «интрамузыкальный» мы понимаем «живой звук», - так принято в современной эстраде обозначать исполнение музыки без записи на современные электронные носители и отцифровки, т.е. вычищения, выравнивания и других эвукооператорских манипуляций для достижения качества звука, но вместе с тем напрочь выхолащивающих непосредственную выразительность музыкальной трактовки Исполнителя.
«Интрамузыкальность» - готовность и способность Слушателя к эстетической эмпатии (=сопереживанию) в процессе восприятия музыки в условиях непосредственной коммуникации Исполнителя, транслирующего собственную трактовку замысла Композитора [6].
Интрамузыкальность означает качественную характеристику личности, владеющей эмоциональной отзывчивостью на музыку, чувствующей исполнительскую «нить» высказывания при непосредственном, «живом» (без электронного «смога») соприкосновении с настоящей музыкой.
С позиций классической и современной отечественно дидактики, определяющим фактором достижения эффективности образовательного процесса является научно обоснованная и практически выверенная организации совместной деятельности учителя (обучающего) и школьников (обучающихся) [3].
Основная идея приобщения школьников к музыкальному искусству у Владислава Владимировича Ескина состояла в популяризации «живого» исполнения самими школьниками метроритмических аккомпанементов песен, фрагментов музыкальных произведений, изучаемых по школьной программе. Такое, довольно своеобразное оркестровое музицирование, опиралось на известные системы музыкального воспитания и обучения, как Арт-педагогика К. Орфа, методическая система обучения балалаечников-оркестрантов Андреева, собственной авторской методики цифрового обучения игре на балалайках русского народного оркестра [5].
Суть авторской методики – воспитание чувства ритма. Проработав в школе более 30 лет и имея богатейший опыт организации музыкально-эстетической деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе школы и во внеурочное время, В.В. Ескин в основу авторской методики положил методологическую максиму, сформулированную ещё Гансом фон Бюлловым: «Вначале был ритм!» [2].
Воспитанию чувства ритма у своих воспитанников в школе-гимназии № 6 г. Глазова В.В. Ескин уделял особое внимание. Поначалу он работал с будущими оркестрантами на пониманием соразмеренности – метра в музыке. Разнообразные упражнения на отстукивание, отхлопывание сильной и слабых долей такта в двух-, трёх-, четырёх-дольном размере способствовали формированию у школьников навыка исполнения «музыкального ударения». Затем Владислав Владимирович учил ребят разбираться в несложных ритмах. Так, для определения и правильного отстукивания ритма в «Неаполитанской песенке» П.И. Чайковского из «Детского альбома» для фортепиано, ребята как скороговорку чётко проговаривали, импровизационно сочинённую когда-то музыкантами шутку-прибаутку:
«Жили-были две старушки,
В одной маленькой избушке.
И была у них собачка
По прозванию «Кукарачка»Другим методическим приёмом развития чувства ритма у будущих оркестрантов был элементарный счёт до трёх! Владислав Владимирович сначала под какую-либо танцевальную музыку или «экзотический» аккомпанемент известной песни из отечественных мультфильмов на музыку популярных композиторов (например, «Чунга-Чанга» В. Шаинского) эффектно отстукивал, на первый взгляд очень сложные ритм.
Надо заметить, что элементы латиноамериканских ритмов, на самом деле, довольно сложно воспроизвести, и тем более свободно и слаженно исполнять. Дело в том, что наш отечественный жизненный ритм, как и у европейцев, более размеренный, чем у латиноамериканцев и африканцев. Их блюзовые и джазовые композиции отличаются острым ритмом. В латиноамериканской ритмике изобилуют синкопированные ритмы, придающие особое своеобразие и колорит танцевальности в музыке.
Но, когда Владислав Владимирович объяснял ребятам, что даже самые сложные ритмы можно просто просчитать на соотношение двух-, трёх-дольных (или наоборот: трёх-, двух-дольных) групп последовательностей длительностей. И тогда сложный ритм исполнять становится довольно просто. Необходимо только поупражняться в замедленном темпе для отработки координации рук при исполнении того или иного ритма.
Приобщать своих будущих оркестрантов в метроритмическому аккомпанементу В.В. Ескин начал с того, что заинтриговал ребят перспективой научиться играть на гитаре, что для подростков является важной составляющей их социальной социализации, а также развития их музыкальных способностей [6]. Но научиться игре на гитаре ребятам предстояло через овладение простейшими приёмами игры на балалайке
Дело в том, что кварто-квинтовый строй оркестровых балалаек позволяет исполнять самые различные гармонизированные аккомпанементы практически любых детских, школьных песен. Способы игры на балалайках, как и на гитаре, в принципе довольно схожи. И там, и там нужно зажимать определённые лады. Владислав Владимирович несколько упростил «методику» игры на оркестровых балалайках. Он ограничил аккомпанирующий способ игры на балалайках своеобразным «баррэ», т.е. зажимом всех струн на одном ладу. В связи с этим и «оркестровая запись аккомпанемента» для ребят была предельно простой – цифровой. В «оркестровых партиях» оркестрантов на нотной строке (для ударных инструментов) записывались цифры, указывающие оркестрантам, какой лад необходимо зажимать пальцами левой руки на грифе балалайки и какими длительностями исполнять эту гармонию в такте.
Таким образом, на первых порах данный цифровой принцип игры аккомпанементов на балалайках позволил В.В. Ескину без излишней для ребят нудной тренировки на уроках музыки заниматься именно музыкой, т.е. с увлечением и удовольствием как со стороны учителя, так и школьников.
Блестящие организаторские способности и талант педагога позволили Владислав Владимировичу, увлечённому делом музыкально-эстетического воспитания, а, по большому счёту – в течение всей своей профессиональной педагогической деятельности, - преподавать «уроки Жизни» [4] для своих, таких разных, но благодарных учеников.
Список литературы
Асафьев Б.В.. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971.
Ескин В.В. Программа по музыкt/ - Ukfpjd? 2007/
Загвязинский В.И.. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ.- М.: Изд. Центр Академия, 2001
4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - Просвещение, 1981.
5. Программы. Музыка: Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003.
7. Тутолмин А.В. Становление и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе. NovaInfo.Ru (Электронный журнал) – 2015 г. - № 32; URL://novainfo.ru/archive/32/metodicheskie-osnovy-muzykalnogo-obrazovaniya