Урок химии Важнейшие классы неорганических соединений
Важнейшие классы неорганических веществ
Качественная разработка
Эта тема – одна из ключевых курса химии 8-го класса. Она – завершающая после изучения в трех разных темах вопросов, связанных с составом и свойствами оксидов, кислот, оснований, солей. В различных программах на эту тему отводится от 5 до 9 ч. Я посчитала необходимым отвести 11 ч для закрепления и глубокой отработки имеющихся навыков по составлению уравнений химических реакций, доказывающих химические свойства основных классов неорганических веществ и генетическую связь между ними. Такое увеличение часов объясняется важностью данной темы при изучении всего курса неорганической химии, необходимостью прочных знаний учащихся по ее основным понятиям, т. к. многие темы курса химии 9-го класса используют этот материал, развивая представления учащихся об основных классах неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации, т. е. поднимая их на более высокий уровень. Дополнительные часы на изучение данной темы можно взять из других тем, где не требуется столь тщательной отработки учебного материала, например, на тему «Типы химических реакций» по авторской программе Л.С.Гузея отводится в 8-м классе 4–6 ч, а типы химических реакций практически ежеурочно повторяются и закрепляются, поэтому количество часов на нее оправданно можно уменьшить.
Цели и задачи:
обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, показать генетическую связь между веществами, принадлежащими к разным классам:основный оксид основание соль; кислотный оксид кислота соль;
познакомить учащихся с классификацией неорганических веществ, показать, что в ее основе лежат химические свойства веществ;
показать, что на основе классификации устанавливаются связи между различными классами неорганических веществ;
продолжить формирование мировоззренческих знаний: на основе составления генетических рядов металла и неметалла показать различие между данными веществами и их соединениями, а также, что в результате взаимопревращений между отдельными представителями рядов металлов и неметаллов происходит образование солей;
показать, что знание о взаимодействии простых и сложных веществ помогает человеку получить многие полезные в народном хозяйстве вещества;
продолжить формирование у учащихся логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования (химические опыты), делать на их основе правильные теоретические выводы.
Основные требования к результатам усвоения учебного материала:
знать основные положения атомно-молекулярного учения, применять такие понятия, как простые и сложные вещества, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция и ее типы (разложение, соединение, обмен, замещение), реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена;
знать состав изученных оксидов, оснований, кислот, солей, уметь сравнивать состав и свойства этих веществ, объяснять химические реакции с точки зрения приобретенных знаний, иллюстрировать примерами генетическую связь между классами неорганических веществ и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением;
уметь на основании знания валентности химических элементов составлять формулы оксидов, по известной валентности металлов и кислотных остатков составлять формулы оснований и солей, давать названия оксидам, кислотам, основаниям и солям, составлять уравнения реакций;
знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, уметь оказывать первую медицинскую помощь при ожогах кислотами и щелочами;
уметь вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, массовую долю и массу растворенного вещества, количества вещества объема газов (н. у.) по известному количеству одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
Виды уроков: обобщающие; закрепления знаний с применением тренировочных упражнений; практическая работа; зачет.Формы работы на уроках: индивидуальная, фронтальная, групповая.Виды контроля:
устно-письменный зачет, который включает в себя знание одного теоретического вопроса и трех заданий:
а) написание уравнений реакций, показывающих генетическую связь неорганических веществ (цепочки превращений);б) взаимодействие веществ друг с другом (знание химических свойств классов неорганических веществ);в) решение расчетной задачи;
практическая работа (№ 6) экспериментального характера;
самостоятельные работы обучающего и тренировочного характера (на уроках 4 и 6);
цифровые диктанты (на уроках 2 и 3).
В своей работе я использовала развивающие методы обучения: интегрированные разминки, цифровые диктанты, анаграммы, задания по типу «найди лишнее», «сравни и обобщи», «исправь формулы» и т. д.В данной теме школьники работают по материалам пяти обобщенных опорных конспектов. Кроме этого, впервые использовались задания тестового типа. Все это вызывало достаточно устойчивый интерес учеников 8-го класса к изучению темы, позволило решать традиционные задачи стандартного типа и учить учащихся переводить нестандартное условие развивающих задач в стандартный алгоритм его решения.В перспективе хочу предложить учащимся самостоятельно составлять фрагменты обобщающих опорных конспектов по характеристике классов неорганических веществ, самостоятельно составлять игровые задачи.Оксиды: классификация, свойства (обобщение)
Основные понятия урока. Основные, кислотные, амфотерные оксиды; генетическая связь. Солеобразующие оксиды.Результаты обучения. Знать классификацию оксидов, характеристику их химических свойств, простейшие фрагменты генетической связи.Методы и формы обучения. Фронтальная беседа с использованием опорного конспекта, выполнение тренировочных упражнений (стандартного типа и на основе развивающего метода обучения).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний (повторение изученного ранее учебного материала в обобщенном виде).Учитель проводит фронтальный опрос с одновременным составлением схемы на доске и в тетрадях учащихся.
Схема
Вопросы:
дать определение понятия «элемент»;какие вещества называются простыми, сложными; перечислить физические свойства, характерные для металлов, неметаллов;дать определение оксидам, кислотам, солям, основаниям.
Вопросы к данной схеме можно изменить по усмотрению учителя.
II. Изучение нового учебного материала, первичное закрепление знаний с одновременной их самопроверкой. На этом этапе урока проводится работа с опорным конспектом по данной теме.
Вопросы во время фронтального опроса:
определение оксидов;состав и названия оксидов;классификация оксидов (основные, кислотные и амфотерные);определение характера оксида по его формуле;нахождение соответствия: основный оксид – основание, кислотный оксид – кислота.
Далее предлагается два варианта работы на уроке (по усмотрению учителя).
I вариант (стандартный). У доски ученик выполняет задание, остальные самостоятельно решают в тетрадях, затем – проверка.
1. Составить формулы оксида натрия, оксида азота(V),оксида серы(VI).2. Разделить приведенные оксиды на основные, кислотные, амфотерные:
SO2, MgO, P2O5, Na2O, SO3, Al2O3.
3. Укажите, какие кислоты и основания соответствуют приведенным ниже оксидам:
а) SiO2 – ... , P2O5 – ... , SO3 – ... ,б) MgO – ... , Na2O – ... , Al2O3 – ... .
Все ли кислоты и основания можно получить растворением этих оксидов в воде?
II вариант. Самостоятельно (с последующей проверкой) выполнить задания (1–4) с элементами использования приемов по развитию творческих способностей.Задания предлагаются в распечатанном виде.
1. «Третий – лишний».
а) SO2, НСl, Na2O;б) СаО, СО2, Н2СО3;в) NаОН, МgO, SO3;г) СuО, СuSO4, Сu2O;д) Nа2O, СаО, SO2;е) CO2, CuO, CrO3.
2. Впишите формулы оксидов указанных элементов в соответствующие клетки (по стрелкам).
3. Закончите уравнения реакций:
4. Впишите формулы оснований и кислот указанных оксидов в соответствующие клетки (по стрелкам).
Продолжение работы с опорным конспектом:
химические свойства оксидов – основных и кислотных – в общем виде и на конкретных примерах (c помощью опорного конспекта акцентировать внимание учащихся на частных вопросах взаимодействия оксидов с водой, составления формул кислот, соответствующих данным кислотным оксидам, и взаимодействия кислотных оксидов с щелочами, т. к. эти вопросы достаточно сложны и требуют постоянного закрепления);
получение оксидов;
генетическая связь в цепи: простое вещество оксид гидроксид металла или неметалла.
Можно предложить учащимся на основании частных примеров опорного конспекта (см. «Генетическая связь») самостоятельно составить две цепочки генетических превращений в обобщенном виде:
Далее учащиеся работают с заданиями 5 и 6. Один ученик выполняет их у доски.
Учащиеся, самостоятельно выполнившие задания раньше, чем на доске, могут показать решения учителю для проверки с последующим выставлением оценки.
5. Закончите уравнения реакций:
а) Na2O + СО2 ... ; б) MgO + HCl ... ;в) K2O + H3PO4 ... ;г) NaOH + CO2 ... ;д) КOH + SO3 ... .
6. Напишите уравнения реакций по цепочке превращений:
Если в конце урока остается время, то можно предложить задание 7.
Опорный конспект
7. Сформулируйте условие задачи и решите ее:
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Повторить тему «Кислоты»: определение, классификация, свойства.
Записать уравнения возможных реакций согласно схемам, указать типы реакций:
а) НСl + СаО ... ;б) НСl + Аl(ОН)3 ... ; в) Mg + HCl ... ;г) Hg + HCl ... .
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 18Рисунок 19Рисунок 2015