План-конспект к уроку обществознания, 8 класс Моральный выбор
Разработка урока по курсу
«Обществознание»
8 класс
Тема: «Моральный выбор – это ответственность»
Тип урокаУрок изучения нового материалаЦели урокаСпособствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность.
Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя.
Задачи урокаОбразовательные
1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.
2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.
Развивающие
Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Помочь осознать, кто может считаться личностью.
Воспитательные
Воспитание мотивов самосовершенствования
Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.
Основные понятия Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке.
Свобода – уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Что такое долг?
Какие стороны долга вы знаете?
Каково происхождение слова «совесть»?
Что значит «иметь совесть»?
Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности?
Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью?
3. Изучение новой темы:
Пользуясь текстом учебника, раскройте смысл понятия «Моральный выбор».
В ситуации морального выбора огромное значение приобретает проблема ответственности. Это, прежде всего ответственность человека перед самим собой, перед своей совестью, его внутренний выбор. Но, совершая поступок, человек становится ответственным и перед своей семьей, обществом, потомками.
Всегда ли совпадает разумное и нравственное?
Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации?
Обсуждение.
Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?».
Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, ответим на вопрос: «Что такое свобода?». Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.
Обсуждение
Формирование понятия «Ответственность».
Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника.
Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).
Что же такое «ответственность»?
Обсуждение
4.Обобщение:
Работа с понятиями:
Выпишите в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».Понятия, связанные со словом «свобода»: Понятия, не связанные со словом «свобода»
Обсуждение
3. Перед вами по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Объясните выбор
1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт корнями, а человек друзьями
2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать! Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
3.Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся
4. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.
5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить
6. Делу — время, потехе — час . Работа не волк, в лес не убежит.
7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.
5.Домашнее задание: параграф 7