Рабочая программа по биологии 9 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Пояснительная записка
Цели изучения курса

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





2. Структура изучения курса



Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов

1
Введение
1

2
Эволюция живого мира на Земле
21

3
Структурная организация живых организмов
10

4
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5

5
Наследственность и изменчивость организмов
20

6
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
5

7
Заключение
1

8
Повторение и систематизация знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1

9
Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»
2

10
Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
2

11
Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
2


Итого
70


Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов













3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество
часов
Дата
Коррекция
даты


Введение
1




1. Эволюция живого мира на Земле
21




Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
1




Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
1




Становление систематики
1




Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
1




Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина
1




Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
1




Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
1




Формы естественного отбора
1




Формы естественного отбора
1




Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
1




Забота о потомстве. Физиологические адаптации
1




Вид, его критерии и структура.
Лабораторная работа №1 по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
1




Эволюционная роль мутаций
1




Главные направления эволюции
1




Общие закономерности биологической эволюции
1




Общие закономерности биологической эволюции
1




Современные представления о возникновении жизни
1




Начальные этапы развития жизни
1





Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру
1




Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру.
1




Происхождение человека
Контрольная работа №1 по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1




2. Структурная организация живых организмов
10




Неорганические вещества, входящие в состав клетки
1




Органические вещества, входящие в состав клетки
1




Пластический обмен. Биосинтез белков
1




Энергетический обмен
1




Энергетический обмен
1




Прокариотическая клетка
1




Эукариотическая клетка. Цитоплазма
1




Эукариотическая клетка. Ядро
1




Деление клеток
1




Клеточная теория строения организмов.
Лабораторная работа №2 по теме «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
1




3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5




Бесполое размножение
1




Половое размножение. Развитие половых клеток
1




Эмбриональный период развития
1




Постэмбриональный период развития
1




Общие закономерности развития. Биогенетический закон
1




4. Наследственность и изменчивость организмов
20




Основные понятия генетики
1




Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя
1




Законы Менделя.

1




Законы Менделя.

1




Лабораторная работа №3 по теме «Решение генетических задач и составление родословных»
1




Сцепленное наследование генов
1




Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1




Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1




Взаимодействие генов
1




Взаимодействие генов
1




Наследственная (генотипическая) изменчивость
1




Наследственная (генотипическая) изменчивость
1




Наследственная (генотипическая) изменчивость
1




Фенотипическая изменчивость.

1




Фенотипическая изменчивость.

1




Лабораторная работа №4 по теме «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»

1




Центры многообразия и происхождения культурных растений
1




Методы селекции растений и животных
1




Селекция микроорганизмов

1




Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1




5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
5




Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.
История формирования сообществ живых организмов
1




Биогеоценозы и биоценозы.
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды.
Лабораторная работа №4 по теме «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
1




Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.
Практическая работа №1 по теме «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»
1




Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
Практическая работа №2 по теме «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
1




Охрана природы и основы рационального природопользования
1




Итоговая контрольная работа
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1




Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1










4. Циклограмма тематического контроля

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Май

1. Демонстрация схем структуры царств живой природы
2. Демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

1. Лабораторная работа №1 по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1. Контрольная работа №1 по теме «Эволюция живого мира на Земле»

1. Лабораторная работа №2 по теме «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
2. Лабораторная работа на тему «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».
3. Контрольная работа на тему «Строение и функции клеток».


1. Лабораторная работа №3 по теме «Решение генетических задач и составление родословных»

1. Лабораторная работа №4 по теме «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)


1. Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
2. Лабораторная работа №4 по теме «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
1. Практическая работа №2 по теме «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
2. Итоговая контрольная работа



















5. Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть


Автор
Название
Издательство
Год издания


Н. И. Сонин
Биология. 9 класс.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс
Дрофа
2012


С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Общие закономерности. 9 класс.

Дрофа
2013







2.Дополнительная литература


Автор
Название
Издательство
Год издания


Т. Л. Богданова
Биология. Справочник для старшеклассников
М. АСТ - Пресс
2013


Б. М. Медников
Биология: формы и уровни жизни
«Просвещение»
2012


В. Н. Семенцова
Биология. Общие закономерности
«Паритет»
2012


Репетитор по биологии

«Кирилл и Мефодий»
2012


Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс

Республиканский мультимедиа центр
2013


Д. И. Мамонтов
Открытая биология
ООО «Физикон»
2013










13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 115