Рабочая программа по биологии 9 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Пояснительная записка
Цели изучения курса
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. Структура изучения курса
№
Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов
1
Введение
1
2
Эволюция живого мира на Земле
21
3
Структурная организация живых организмов
10
4
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
5
Наследственность и изменчивость организмов
20
6
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
5
7
Заключение
1
8
Повторение и систематизация знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1
9
Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»
2
10
Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
2
11
Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
2
Итого
70
Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество
часов
Дата
Коррекция
даты
Введение
1
1. Эволюция живого мира на Земле
21
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
1
Становление систематики
1
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
1
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина
1
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
1
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
1
Формы естественного отбора
1
Формы естественного отбора
1
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных
1
Забота о потомстве. Физиологические адаптации
1
Вид, его критерии и структура.
Лабораторная работа №1 по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
1
Эволюционная роль мутаций
1
Главные направления эволюции
1
Общие закономерности биологической эволюции
1
Общие закономерности биологической эволюции
1
Современные представления о возникновении жизни
1
Начальные этапы развития жизни
1
Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру
1
Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру.
1
Происхождение человека
Контрольная работа №1 по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1
2. Структурная организация живых организмов
10
Неорганические вещества, входящие в состав клетки
1
Органические вещества, входящие в состав клетки
1
Пластический обмен. Биосинтез белков
1
Энергетический обмен
1
Энергетический обмен
1
Прокариотическая клетка
1
Эукариотическая клетка. Цитоплазма
1
Эукариотическая клетка. Ядро
1
Деление клеток
1
Клеточная теория строения организмов.
Лабораторная работа №2 по теме «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
1
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
Бесполое размножение
1
Половое размножение. Развитие половых клеток
1
Эмбриональный период развития
1
Постэмбриональный период развития
1
Общие закономерности развития. Биогенетический закон
1
4. Наследственность и изменчивость организмов
20
Основные понятия генетики
1
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя
1
Законы Менделя.
1
Законы Менделя.
1
Лабораторная работа №3 по теме «Решение генетических задач и составление родословных»
1
Сцепленное наследование генов
1
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
1
Взаимодействие генов
1
Взаимодействие генов
1
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
Наследственная (генотипическая) изменчивость
1
Фенотипическая изменчивость.
1
Фенотипическая изменчивость.
1
Лабораторная работа №4 по теме «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»
1
Центры многообразия и происхождения культурных растений
1
Методы селекции растений и животных
1
Селекция микроорганизмов
1
Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1
5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
5
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.
История формирования сообществ живых организмов
1
Биогеоценозы и биоценозы.
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды.
Лабораторная работа №4 по теме «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
1
Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.
Практическая работа №1 по теме «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»
1
Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
Практическая работа №2 по теме «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
1
Охрана природы и основы рационального природопользования
1
Итоговая контрольная работа
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Структурная организация живых организмов»
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1
Повторение и систематизация знаний по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1
4. Циклограмма тематического контроля
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Май
1. Демонстрация схем структуры царств живой природы
2. Демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
1. Лабораторная работа №1 по теме «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
1. Контрольная работа №1 по теме «Эволюция живого мира на Земле»
1. Лабораторная работа №2 по теме «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
2. Лабораторная работа на тему «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».
3. Контрольная работа на тему «Строение и функции клеток».
1. Лабораторная работа №3 по теме «Решение генетических задач и составление родословных»
1. Лабораторная работа №4 по теме «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)
1. Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
2. Лабораторная работа №4 по теме «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
1. Практическая работа №2 по теме «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
2. Итоговая контрольная работа
5. Информационно-методическое обеспечение
1.Основная часть
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
Н. И. Сонин
Биология. 9 класс.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс
Дрофа
2012
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Общие закономерности. 9 класс.
Дрофа
2013
2.Дополнительная литература
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
Т. Л. Богданова
Биология. Справочник для старшеклассников
М. АСТ - Пресс
2013
Б. М. Медников
Биология: формы и уровни жизни
«Просвещение»
2012
В. Н. Семенцова
Биология. Общие закономерности
«Паритет»
2012
Репетитор по биологии
«Кирилл и Мефодий»
2012
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс
Республиканский мультимедиа центр
2013
Д. И. Мамонтов
Открытая биология
ООО «Физикон»
2013
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 115