Рабочая программа по биологии 11 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
1.Пояснительная записка
Цели изучения курса
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать
основные положения живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2.Структура изучения курса
№
Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов
1
Организм
16
2
Вид
24
3
Экосистема
21
4
Заключение
1
5
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
3
6
Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»
2
7
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
3
Итого:
70
Количество часов распределено исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов
3.Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество
часов
Дата
Коррекция
даты
Организм
16
Генетика – наука о закономерностях наследственности и измен-сти. Г. Мендель - основоположник генетики
1
Г. Мендель - основоположник генетики
1
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание
1
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание
1
Практическая работа №1 по теме «Решение генетических задач»
1
Хромосомная теория наследственности
1
Современные представления о гене и геноме
1
Генетика пола
1
Генетика пола
1
Изменчивость: наследственная и ненаследственная
1
Лабораторная работа №1 по теме «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»
1
Генетика и здоровье человека
1
Селекция: основные методы и достижения
1
Селекция: основные методы и достижения
1
Биотехнология: достижения и перспективы развития
1
Биотехнология: достижения и перспективы развития
1
Вид
24
Развитие биологии в додарвинский период. Работа К. Линнея
1
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
1
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина
1
Эволюционная теория Ч. Дарвина
1
Эволюционная теория Ч. Дарвина
1
Вид: критерии и структура
1
Популяция как структурная единица вида
1
Популяция как единица эволюции
1
Факторы эволюции
1
Факторы эволюции
1
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции
1
Адаптация организмов к условиям обитания
1
Видообразование как результат эволюции
1
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
1
Доказательства эволюции органического мира
1
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле
1
Современные представления о возникновении жизни
1
Современные представления о возникновении жизни
1
Развитие жизни на Земле
1
Гипотезы происхождения человека
1
Положение человека в системе животного мира
1
Эволюция человека
1
Эволюция человека
1
Человеческие расы
1
Экосистема
20
Организм и среда.
1
Экологические факторы
1
Абиотические факторы среды
1
Биотические факторы среды
1
Структура экосистем
1
Структура экосистем
1
Пищевые связи.
1
Круговорот веществ и энергии в экосистемах
1
Практическая работа №2 по теме «Составление пищевых цепей»
1
Причины устойчивости и смены экосистем
1
Влияние человека на экосистемы
1
Биосфера – глобальная система
1
Биосфера – глобальная система
1
Роль живых организмов в биосфере
1
Роль живых организмов в биосфере
1
Биосфера и человек
1
Биосфера и человек
1
Основные экологические проблемы современности
1
Основные экологические проблемы современности
1
Пути решения экологических проблем
1
Пути решения экологических проблем
1
Заключение
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
1
4.Циклограмма тематического контроля
сентябрь
Октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Май
Практическая работа №1 «Решение генетических задач»
Лабораторная работа №1 по теме «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»
Практическая работа №2 по теме «Составление пищевых цепей»
Итоговая контрольная работа
5.Информационно-методическое обеспечение
1.Основная часть
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
Н. И. Сонин
Биология. 10-11 класс.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс
Дрофа
2012
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Общая биология 10-11класс.
Дрофа
2013
2.Дополнительная литература
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
Т. Л. Богданова
Биология. Справочник для старшеклассников
М. АСТ - Пресс
2013
Б. М. Медников
Биология: формы и уровни жизни
«Просвещение»
2012
В. Н. Семенцова
Биология. Общие закономерности
«Паритет»
2012
Репетитор по биологии
«Кирилл и Мефодий»
2012
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс
Республиканский мультимедиа центр
2013
Д. И. Мамонтов
Открытая биология
ООО «Физикон»
2013
13PAGE 15
13PAGE 14815