Рабочая программа по биологии 11 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин



1.Пояснительная записка
Цели изучения курса

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать
основные положения живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




2.Структура изучения курса



Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов

1
Организм
16

2
Вид
24

3
Экосистема
21

4
Заключение
1

5
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
3

6
Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»
2

7
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
3


Итого:
70



Количество часов распределено исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов



















3.Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество
часов
Дата
Коррекция
даты


Организм
16




Генетика – наука о закономерностях наследственности и измен-сти. Г. Мендель - основоположник генетики
1




Г. Мендель - основоположник генетики
1




Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание
1




Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание
1




Практическая работа №1 по теме «Решение генетических задач»
1




Хромосомная теория наследственности
1




Современные представления о гене и геноме
1




Генетика пола
1




Генетика пола
1




Изменчивость: наследственная и ненаследственная
1




Лабораторная работа №1 по теме «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»
1




Генетика и здоровье человека
1




Селекция: основные методы и достижения
1




Селекция: основные методы и достижения
1




Биотехнология: достижения и перспективы развития
1




Биотехнология: достижения и перспективы развития
1




Вид
24




Развитие биологии в додарвинский период. Работа К. Линнея
1




Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
1




Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина
1




Эволюционная теория Ч. Дарвина
1




Эволюционная теория Ч. Дарвина
1




Вид: критерии и структура
1




Популяция как структурная единица вида
1




Популяция как единица эволюции
1




Факторы эволюции
1




Факторы эволюции
1




Естественный отбор – главная движущая сила эволюции
1




Адаптация организмов к условиям обитания
1




Видообразование как результат эволюции
1




Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
1




Доказательства эволюции органического мира
1




Развитие представлений о происхождении жизни на Земле
1




Современные представления о возникновении жизни
1




Современные представления о возникновении жизни
1




Развитие жизни на Земле
1




Гипотезы происхождения человека
1




Положение человека в системе животного мира
1




Эволюция человека
1




Эволюция человека
1




Человеческие расы
1




Экосистема
20




Организм и среда.
1




Экологические факторы
1




Абиотические факторы среды
1




Биотические факторы среды
1




Структура экосистем
1




Структура экосистем
1




Пищевые связи.
1




Круговорот веществ и энергии в экосистемах
1




Практическая работа №2 по теме «Составление пищевых цепей»
1




Причины устойчивости и смены экосистем
1




Влияние человека на экосистемы
1




Биосфера – глобальная система
1




Биосфера – глобальная система
1




Роль живых организмов в биосфере
1




Роль живых организмов в биосфере
1




Биосфера и человек
1




Биосфера и человек
1




Основные экологические проблемы современности
1




Основные экологические проблемы современности
1




Пути решения экологических проблем
1




Пути решения экологических проблем
1




Заключение
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Вид»
1





























4.Циклограмма тематического контроля

сентябрь
Октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Май

Практическая работа №1 «Решение генетических задач»
Лабораторная работа №1 по теме «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных растений»




Практическая работа №2 по теме «Составление пищевых цепей»

Итоговая контрольная работа



























5.Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть


Автор
Название
Издательство
Год издания


Н. И. Сонин
Биология. 10-11 класс.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс
Дрофа
2012


С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Общая биология 10-11класс.

Дрофа
2013

2.Дополнительная литература


Автор
Название
Издательство
Год издания


Т. Л. Богданова
Биология. Справочник для старшеклассников
М. АСТ - Пресс
2013


Б. М. Медников
Биология: формы и уровни жизни
«Просвещение»
2012


В. Н. Семенцова
Биология. Общие закономерности
«Паритет»
2012


Репетитор по биологии

«Кирилл и Мефодий»
2012


Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс

Республиканский мультимедиа центр
2013


Д. И. Мамонтов
Открытая биология
ООО «Физикон»
2013
















13PAGE 15


13PAGE 14815