Модель МКЕМЦ по организации работы на завершающем этапе поисковой деятельности, тема «Возможности предметов политехнического цикла в развитии учебно-познавательных компетенций школьников»

Модель МКЕМЦ по организации работы на завершающем этапе поисковой деятельности, тема «Возможности предметов политехнического цикла в развитии учебно-познавательных компетенций школьников»
Методическое объединение учителей политехнического цикла СШ № 18 образовано в 2005 году на основе изучения педагогического коллектива школы. В МО входят учителя различных предметов: естественно-математического направления, учителя физического культуры, технологии, что определяет особенности в организации его деятельности, в частности в опытно-экспериментальной работе.
Педагоги МО имеют различный педагогический стаж (от 3 до 27 лет), уровень квалификации, состав МО ежегодно обновляется в связи с нестабильностью коллектива школы (особенно учителей математики, биологии). Преподаваемые предметы различной категории сложности, но в основном трудность предметов выше среднего (по Климову В.А. от 11 до 3 баллов, средний 7 баллов), что выявляет необходимость целенаправленной работы МО над уровнем мотивации школьников, формирования их познавательных способностей.
В 2005- 2008 учебном годах методическое объединение работало над проблемной темой «Развитие интеллектуально-познавательных навыков, как средство формирования конкурентоспособной личности ученика». Реализация задач по данной теме позволила обогатить содержание образования по предметам цикла региональным, экономическим, экологическим компонентами, расширить процесс технологизации процесса обучения
(продуктивная, критического мышления, информационная, игровая, УДЕ, технологтяЗайцева), добиться повышения коэффициента участия и результативности в работе с одаренными детьми естественного цикла. Но вместе с тем не удалось повысить качество обучения по предметам естественно-математического цикла (балл по ЕНТ ниже городского), отсутствуют призовые места по предметам физико-математического направления.
Педагогическое наблюдение, психологическая диагностика (инвариантный блок и школьный вариативный блок) позволила выявить причины данных проблем: низкая мотивация к физико-математическим, естественным предметам, недостаточный уровень сформированности учебных умений и навыков, что определяет актуальность новой темы.
Выбранная тема «Возможности предметов политехнического цикла в развитии учебно-познавательных компетенций школьников» связана с поисковой темой школы «Реализация компетентностного подхода в развитии субъектности педагогов и учащихся» и актуальна в связи с подготовкой к переходу школ республики на новую модель образования.
. Решение педагогического совета от 30.03.2012 года:
Разработать модель психолого-педагогического сопровождения развития субъектности учащихся и педагогов при реализации компетентностного подхода

Объект исследования: образовательный процесс на предметах политехнического цикла
Предмет исследования: учебно-познавательные компетенции школьников
Гипотеза исследования: образовательный процесс на предметах политехнического цикла будет эффективным при развитии учебно-познавательных компетенций школьников, если:
- педагогами будет осознанно понятие «компетентностный подход»;
- в системе используются технологии, способствующие формированию учебно-познавательных компетенций школьников;
- осуществляется системный валидный мониторинг уровня сформированности учебно-познавательных компетенций.
Цель эксперимента: определение возможностей предметов политехнического цикла при развитии учебно-познавательных компетенций школьников через реализацию компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, уточнить сущность понятий по теме;
2. Определить оптимальные условия для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся при организации образовательного процесса на предметах политехнического цикла и апробировать их;
3. Организовать мониторинг по оценке эффективности педагогической деятельности по теме исследования.
База эксперимента: 5-11 классы школы № 18
Гипотеза эксперимента может быть проверена через систему определения ее результативности:
Задача ОЭР 1
Задача ОЭР 2
Задача ОЭР 3

Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, уточнить сущность понятий по теме.

Определить оптимальные условия для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся при организации образовательного процесса на предметах политехнического цикла и апробировать их.

Организовать мониторинг по оценке эффективности педагогической деятельности по теме исследования.


Ожидаемый результат

1. Создание банка данных по проблеме.
2. Совершенствование профессионализма педагогов и уровня их субъектности.
3. Разработка программ ОЭР, Программ личностного и профессионального роста и планов самообразования педагогов МО.



1. Определение наиболее эффективных технологий обучения, способствующих развитию учебно-познавательных компетенций школьников.
2.Обновление содержания образования по предметам политехнического цикла с точки зрения компетентностного подхода.
3. Развитие субъект- субъектных отношений на уроках цикла.
4. Повышение качества знаний по предметам.
5. Рост мотивации к предметам цикла.
6. Рост результативности участия в олимпиадах и НАП школьников по предметам ЕМЦ.
1. Создание эффективного мониторинга эксперимента. 2. Систематизация ППО по организации мониторинга эксперимента.
3. Повышение уровня компетентности учащихся и учителей цикла.

Индикаторы

1. Выступления педагогов на МО, педчтениях, НПК по проблеме, статьи в периодических изданиях.
2. Уровень знания педагогами основных понятий по проблеме.
3. Высокое качество Программ, прошедших экспертизу.
4. Уровень субъектности педагогов.
5. Результаты аттестации педагогов МО.
1. Степень учебной мотивации школьников.
2. Результаты успеваемости учащихся по предметам, итоги ЕНТ.
3. Уровень технологизации процесса обучения, рост используемых технологий членами МО.
4. Документация по предмету с обновленным содержанием предмета.
5. Открытые уроки.
6. Выступления педагогов на МО, НПК по проблеме обновления содержания и технологизации учебно-воспитательного процесса.
7. Призовые места учащихся на олимпиадах и НПК.
1. Валидные диагностики по оценке уровня учебно-познавательных компетенций школьников.
2. Уровень компетентности и субъектности школьников.
3. Успешность аттестации педагогов МО.
4. Представление ППО на различных уровнях.
5.Портфолио МО, учителя и учащихся.

Методы исследования

1. Метод сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
2. Анкетирование по проблеме.
3. Экспертная оценка Программ.
4. Инвариантный блок диагностик и вариативный ( способность к рефлексии по Даутову, Христофорову; экспертная карта).
5. Метод изучения и обобщения ППО.
6. Метод рейтинга и самооценки педагогов.
7. Изучение опыта работы в межаттестационный и аттестационный период.
8. Итоги квалификационного тестирования.

1. Статистический метод.
2. Метод причинно-следственного анализа УВП.
3. Наблюдение за учебным процессом по памятке «Компетентностный урок».
4. Инновационная карта МО
5. Анализ документации предметников.
6. Уровень мотивации школьников.
7. Мониторинг участия школьников в НПК и олимпиадах.

1. Экспертная оценка обобщения ППО.
2. Мониторинг аттестации педагогов.
3. Психолого-педагогическое наблюдение.
4. Инвариантный блок диагностик для педагогов и учащихся.
5.Вариативные диагностики:
Для уч-ся – мотивация, познавательные процессы, шкала оценки компетентности по Хартеру, профессиональное самоопределение;
Для педагогов – «Психологический портрет»
САТ., Тест Кеттела.

Критерии успешности эксперимента:
Повышение уровня развития учебно-познавательных компетенций школьников.
Рост профессиональной компетентности педагогов МО.
Эффективное внедрение компетентного подхода в УВП на предметах цикла.
Основные этапы эксперимента:
1 этап – поисковый (2008-2009 учебный год):
- Выявление проблем МО, выбор темы, литературы, обоснование актуальности темы;
- Изучение и систематизация научных разработок, современных подходов к конструированию содержания и технологизации образовательного процесса с точки зрения компетентностного подхода.
- Составление программы ОЭР МО и индивидуальных программ ОЭР или Программ личностного и профессионального роста учителями первой и высшей категории, Планов самообразования учителями второй категории и без категории.
- Изучение проблемы на основе затруднений педагогов в ходе самообразования, семинарах различного уровня, заседаниях МО, педсоветах.
- Формирование системы мониторинга по проблеме, проведение первичной диагностики.
- Проектирование методического обеспечения индивидуальных изысканий учителей в целях создания «банка данных» по проблеме.
2 этап – формирующий ( 2009-2011 учебный годы):

- Организация и участие в практических семинарах по проблеме.
-Апробация теоретических разработок в педагогической практике учителями МО (открытые уроки и внеклассные мероприятия)
- Мониторинг эксперимента, корректировка программ по его результатам (МО и индивидуальных).
- Дифференцированная работа с учителями по реализации индивидуальных программ, оказание адресной помощи при выявлении затруднений в ходе эксперимента.
- Систематизация ППО по проблеме (НПК, педсовет, педчтения).

3 этап – обобщающий (2011-2012 учебный год): - Проведение контрольной диагностики.
- Анализ полученных результатов эксперимента и оценка продуктивности внедрения компетентностного подхода на предметах политехнического цикла.
- Обобщение передового педагогического опыта членов МО (на различном уровне).
- Разработка практических рекомендаций по проблеме эксперимента, творческий отчет МО.
- Создание портфолио эксперимента МО.

15