Разработка урока химии Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений. 11 класс


І. Тема урока: Классификация неорганических соединений Генетическая связь неорганических соединений
Тип занятия: урок повторение
Цель: Знать классификацию неорганических соединений
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с основными классами неорганических веществ; сформировать умение определять по формуле принадлежность вещества к определенному классу.
Развивающая: развивать у учащихся общеучебные навыки, самостоятельность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно.
Воспитательная: содействовать экологическому воспитанию, раскрывая материал о воздействии химических веществ на природу; развивать познавательный интерес учащихся к предмету химия, используя конкретные примеры из жизни.
ІІ. Ожидаемые результаты:
А) Учащиеся должны знать:классифицировать классы неорганических веществ
Ә) Учащиеся должны уметь: описывать химические свойства неоргниаческих веществ
б) учащиеся должны владеть: работа с ПС
ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия:репродуктивтый, наглядный, классификационный, аналитический, самостоятельная работа, взаимопроверка, фронтальная устная работа
IV. Средства: п. с. Д.И. Менделеева.
Ход урока
І. Организационная часть: Проверить посещяемость учащихся. Ознакомление с целью и задачами сегодняшнего занятия.
ІІ. Повторение и обобщение знании: Фронтальный опрос:
Какие бывают вещества по свойства?
ІІІ. Объяснение
План:
1. Классификация неорганических веществ
2. Генетическая связь между классами неорганических веществ
1. Классификация неорганических веществ
304609517145003016255270500
IV. Закрепление знаний: Задание № 1 Распределите по классам следующие соединения: CO2, Al2(SO4)3, KOH, CuO, H2SO4, NaNO3, Ca(OH)2, MgO, HCl, H2CO3, K3PO4, N2O3, HNO3, Al(OH)3, CaCO3, Mg(OH)2, NO2, CaSO4, Ba(OH)2, H2CO3, CaO, Сr(OH)3, H2SO3, KNO3, Fe(OH)3, Na2CO3, H2SO4, Na2CO3, Cl2O7 FeCl2, Zn(OH)2, P2O5, Al(NO3) 3, LiOH, H3PO4, BaO
V. Домашнее задание: Осуществить генетическую связь
99060112395002. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Какие виды генетических рядов принято выделять?
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл →основный оксид → щёлочь → соль
например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl
б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
 металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл
например: Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
а)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.
Например: P→ P2O5 → H3PO4 →Na3PO4
б)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл → кислотный оксид → соль→  кислота → кислотный оксид → неметалл
 Например:  Si→  SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si
Проверочная работа по теме «Номенклатура и классификация неорганических соединений» (11 класс)
Вариант № 1
1. Назовите соединения: Сu(NO3)2, CuO, CO2, NaOH , SO2 , H2SO4, CaSO4, КOH, НCl, HNO3, CaO,  KCl.
2. Из задания № 1 выпишите формулы оксидов
3. Составьте формулы всех возможных оксидов для следующих элементов: Ca , S, O, Mg.
4. Составьте формулы следующих соединений: оксид азота (I), гидроксид натрия, сульфат бария, оксид магния, хлорид алюминия, дигидрофосфат натрия, гидроксонитрат железа(II)
……………………………………………………………………………………………………………………
Проверочная работа по теме «Номенклатура и классификация неорганических соединений» (11 класс)
Вариант № 2
1. Назовите соединения: BaCl2, H2SiO3, H3PO4, BaO, H2SO3, AlCl3, Ba(OH)2, KNO3, CaСO3,  Fe(OН)2, Na2O, P2O5
2. Из задания № 1 выпишите формулы солей.
3. Составьте формулы всех возможных оксидов для следующих элементов: C, Al, N, Fe.
4. Составьте формулы следующих соединений: фтороводородная кислота, гидроксид бария, нитрат меди, оксид железа (III), оксид кремния, гидроксобромид меди(II), гидрокарбонат лития
………………………………………………………………………………………………………………………
Проверочная работа по теме «Номенклатура и классификация неорганических соединений» (11 класс)
Вариант № 3
1. Назовите соединения: Ba(NO3)2, MgO, CO2, NaOH, HNO2, ZnO, NaCl, SO3, H2SO4, BaSO4, LiOH, НCl,
2. Из задания № 1 выпишите формулы кислот.
3. Составьте формулы всех возможных оксидов для следующих элементов: К, Cl, Mg, Ba.
4. Составьте формулы следующих соединений: гидроксид цинка, оксид алюминия, сероводородная кислота, оксид водорода, нитрат меди, дигидроксохлорид алюминия, гидросульфид натрия
…………………………………………………………………………………………………………………………………..
Проверочная работа по теме «Номенклатура и классификация неорганических соединений» (11 класс)
Вариант № 4
1. Назовите соединения: K2O, P2O3, MgCl2, H2SO3 , H3PO4, :Na2СO3, Fe(OН)3ZnO, H2SO4, FeCl3, Ca(OH)2, NaNO3
2. Из задания № 1 выпишите формулы оснований.
3. Составьте формулы всех возможных оксидов для следующих элементов: Si, Al, N, Li
4. Составьте формулы следующих соединений: гидроксид алюминия, оксид углерода (IV), карбонат кальция, оксид натрия, хлороводородная кислота, гидросульфат кальция, гидроксоиодид железа(II)