Конспект урока по математике Единицы массы тонна и центнер, соотношения между ними

Открытый урок в 4 классе по математике
Учитель Галко Г.В.
Тема урока :Единицы массы тонна и центнер и соотношение между ними.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера;
установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
2. Развивать у детей умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память, математическую речь,
развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
3. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока;
создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;
прививать интерес к математике.


Ход урока.
Организация начала урока.

Слайд №1
Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
-Какова же цель нашего урока?
(развивать внимание, тренировать свой мозг, волю, воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели)

А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
чуткие уши,
ловкие руки,
сообразительные головы.
И , конечно же, хорошее настроение!

Желаю вам успехов в работе на уроке!




Актуализация знаний уч-ся.
Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
(все слова вписываются по горизонтали) слайды 2-10
1.промежуток времени в 100лет
2.отрезок длиной 100см
3.масса предмета в 1000г
4.отрезок длиной 10см
5. время в 6о минут
6.расстояние в 1000км
7.единица времени, в 60 раз меньше часа
8.самая маленькая единица массы

Какое ключевое слово получилось?
А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
2)Игра –соревнование.
К доске выходят 4 ученика и разделяют все единицы измерений на 4 группы.

3)А теперь узнаем массу самой маленькой птицы наших лесов.
(показывают сигналами)
Слайды 11-16
Какая же птица наших лесов имеет самую маленькую массу? (королек 6г)

Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы повторим и продолжим изучение темы «Единицы массы»
Слайд № 17
Изучение нового материала
А) Если нужно узнать массу одного яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся?
А если нужно узнать массу ящика яблок, то какую единицу возьмем?
А если нужно узнать массу вагона яблок?
Верно, для этого существуют более крупные единицы массы: тонна (т) и центнер (ц).
Слайд № 18

Б) А хотите узнать, как образовались единицы массы?
Слайд № 19
-Если 1 грамм умножить на 1000, то получим кг.
Поэтому 1кг = 1000г
-Если 1кг умножить на 100, то получим 1 центнер.
Поэтому 1ц=100кг.
-Если 1ц умножить на 10, то получим 1 тонну.
Поэтому 1т=10ц.
-Если 1кг умножить на 10000, то получим 1тонну.
Поэтому 1т-1000кг.

В) Слайд №20
Перед вами новая таблица единиц массы. Запомните её!

5. Первичное закрепление нового материала

Г) Попробуйте расположить единицы массы в порядке убывания
(один отвечает, остальные сигналят)
- А теперь проверим ответ по слайду
Слайд №21, 22

Д) Слайд № 23
-Подумайте, какие единицы массы пропущены?
1= 10
1=100
1=1000
1=1000

Закрепление нового материала.
Работа по учебнику (устно) в парах:
Стр.98 № 308
Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски:
Масса лекарства 2 (г)
Масса слона 5 (т)
Масса арбуза 7 (кг)
Масса батона 500 (г)
Масса машины 10(ц)

Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно.
А издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите.
Слайд № 25

ФИЗМИНУТКА

А знаете ли вы, какие животные на земле имеют самую маленькую массу?
Слайд №25
А хотите узнать массу самых крупных животных?
Слайд № 26
Давайте массу слона и гренландского кита выразим в центнерах и килограммах.
Слайд №27
А теперь попробуйте самостоятельно выразить массу цистерны в центнерах, а затем в тоннах и центнерах.
Проверим сигналами, а затем по слайду.

Работа по учебнику:
Стр. 99 № 314 (б)
Для каждой величины слева выбрать равную ей величину справа:
( на доске и в тетрадях)
48т = 480ц =48000кг = 40т80ц
4800кг = 4т800кг = 4т8ц =48ц
48ц = 4т8ц = 4т800кг
Самостоятельная работа
Слайд № 28 : выберите пару равных величин (устно)
Проверка ответов.

стр. 100, № 320 учебник
А) Выразить в кг:
12т 96кг = 12096кг
9385 г = 9кг 385г
68ц = 6800кг
(самостоятельно) 52ц = 5200кг
Б) выразить в граммах:
13кг125г = 13125г
45кг13г = 45013г
6ц = 600000г
(сам-но) 18кг = 18000г
В)Выразить в центнерах:
7т6ц = 76ц
560кг = 5ц60кг
9000кг = 90ц
45т = 450ц (сам-но)

Слайд 29 : расположите величины в порядке возрастания.
Проверка по слайду

Решение задачи №315 стр. 99
Можно ли сразу узнать, сколько мешков массой 50кг может перевезти машина массой 5тонн? Почему?
5т = 50000кг
5000 :50 = 100 (мешков)

Игра – соревнование в группах под девизом : « Если вместе, если дружно»
Слайды 32 - 41
Как только группа закончит выполнять тест, просигнальте.
Не забудьте, что работать нужно не только быстро, но и правильно.

Проверка результатов выполнения теста
Слайд 42

Просигнальте, какая группа выполнила тест без ошибок.
Если же у вас есть ошибки, не расстраивайтесь, потому что изучение этой темы мы продолжим на следующих уроках.













ИТОГ УРОКА.
-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?

-Как они связаны между собой?

-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего?

-А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?


Закончите предложение:
-сегодня я узнал
-оказывается, что
Мне было интересно, потому что

А теперь составим дерево успеха:
Зеленый лист – доволен своей работой, потому что почти не ошибался
Желтый лист – немножко не доволен своей работой, потому что допускал неточности
Красный лист – надо еще немного постараться, и успех будет!





Чђ Заголовок 115