Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога психолога по теме Звуки [ч-щ]. Буквы Ч,ч.Щ,щ.
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога
Звуки [ Ч] - [ Щ] , буквы Ч ч, Щ щ.
3 класс
Подготовили: учитель-логопед
Пархоменко О.К.
педагог-психолог
Ахмедеева Г.Ш.
Тема занятия: Звуки [ Ч] - [ Щ] , буквы Ч ч, Щ щ.
Цель: дифференциация звуков [ Ч] - [ Щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.
Задачи:
Образовательные:
дифференцирование звуков [Ч]-[Щ] в слогах, словах, предложениях и текстах.
Развивающие:
развитие моторики речевого аппарата;
закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] – [Щ];
закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
закрепление навыков чтения и письма слов и предложений
развивать память, внимание, мышление;
развивать компетенции и личность детей;
Воспитательные:
воспитывать чувство доброты, товарищества, любовь к окружающему миру, культуру поведения при групповой работе.
Здоровьесберегающие: контроль за осанкой обучающихся, физминутка, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз.Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, пеналы, карточки, использование ИКТ, медали.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Этапы занятия Деятельность учителя-логопеда и педагога психолога Деятельность учащихся Примечание
Орг.момент- Здравствуйте, ребята. Ребята приветствуют учителей и проверяют готовность к занятию. Слайд
Артикуляционная гимнастика - Сейчас мы с вами поиграем с губками и язычком, сделав артикуляционную гимнастику
1. «Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Наш Дениска – озорникТянет губки к ушкам.-Посмотрите, — говорит,-Я теперь — лягушка!
2. «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
3. «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
4. «Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
Язычок – вверх и вниз –На качели сел Денис.Вот качели высоко,Вот качели низко.До чего же хорошо
Весело Дениске!
5. «Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Наш Дениска в лес пошел,Под сосною гриб нашел.Подними вверх язычок-Покажи, как рос грибок.
6. «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Недавно бабушка АнфисаКупила барабан Денису.И теперь он делом занят:Громко – громко барабанит.
7. «Чистим зубки»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые!
8. «Пароход гудит»
Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Вот Денискин пароходСмело по морю плывёт.Не боясь крутой волны,Весело гудит он: «ы – ы –ы»
9. «Загони мяч в ворота»
Мы в футбол с тобой играем, Мяч в ворота загоняем. Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей! С помощью индивидуальных зеркал обучающиеся выполняют упражнения Слайд
«Успехология» Смотрят видеоролик Слайд
- А сейчас мы с вами настроимся на позитивный настрой и активную работу. Загадки - А теперь отгадайте загадки.
Обратите внимание, на какой звук начинается отгадка.
Выполняют задание.
Игра
«Определи последний звук в слове» Вам необходимо определить последний звук в слове. Выполняют задание Сообщение темы занятия - Кто сможет определить тему нашего занятия?
- Правильно. Тема нашего занятия «Звуки и буквы Ч и Щ» Сегодня на занятии мы будем различать звуки и буквы Ч и Щ. Выслушиваются ответы детей Слайд
Анализ артикуляции звуков Анализ артикуляции звуков.- Произнесите звук [Ч].Расскажем об этом звуке.-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.-Молодцы.
- Произнесите звук [Щ].Расскажем и о нём всё, что знаем.-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.
- Чем отличается звук от буквы?
Какой буквой на письме обозначается звук ч?
Какой буквой на письме обозначается звук щ?
Какие бывают буквы?
- Молодцы. Выслушиваются ответы детей
Выслушиваются ответы детей (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем) Слайд
Работа с картинками - Найди пары одинаковых картинок и восстанови слоги, заменяя стрелки на соответствующие буквы. Карточки
Выполняют задания Работа со словами Найди пары одинаковых картинок. Соедини гласные и согласные буквы. Запиши слова. Выполняют задания Карточки
Физминутка- Мы с вами много работали и сейчас с вами немного отдохнем.
Выполняют движения Видео
Значение слов - Ребята, посмотрите на экран. Четко произнесите словосочетания и объясните значение этих слов. Объясните выделенные орфограммы. Выслушиваются ответы детей.
Слайд
Работа с предложением. Вставь пропущенные буквы ч или щ. Выполняют задания. Карточки
Слайд
Работа с текстом. Внимательно прочитай текст.
Найди и исправь ошибки в тексте. Выполняют задания. Карточки
Слайд
Итог занятия - Наше занятие подходит к концу.
-Ребята, с какими звуками и буквами мы работали сегодня на занятии?
Что вы можете сказать о звуках и буквах занятия? Выслушиваются ответы детей. Рефлексия Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия?
Если слабо – сидите за партой,
если хорошо - то встаньте,
если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. Дети определяют шкалу успеха Оценка деятельности учащихся - Вы сегодня все хорошо работали на занятии. Сейчас мы с вами выявим, кто у нас сегодня:
- самый умный;
- самый внимательный;
- самый любознательный;
- самый активный;
- быстрый;
- отличное поведение.
Занятие окончено. Награждаются дети по номинациям