Конспект урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
Конспект урока по математике для 5 класса
со средним уровнем математической подготовки учащихся
на тему:
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение знаний учеников о десятичных дробях; повторение правил умножения десятичных дробей на натуральное число.
Развивающие:
- развитие речи, мышления;
- совершенствование умственной деятельности: анализ, способность наблюдать, делать выводы, составлять алгоритм решения, проверять результаты.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры, поддержание интереса к математике, через расширение знаний учащихся об истории математики .Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, экран, раздаточный материал, ксерокопия тестов.
Литература:
Виленкин Н.Я, Жохов В.И. и др. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.
Блох А.Я., Гусев В.А и др.; Сост. Мишин В.И. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. – М.: Просвещение, 1987.
Организационный момент (4 мин)
Актуализация знаний (7 мин)
Закрепление изученного (15 мин)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( 2 мин)
Самостоятельная работа
(тестирования) (10 мин)
Задание на дом (2 мин)
Подведение итогов (5 мин)
Ход урока.
Организационный момент.
Организационный момент включает в себя приветствие учащихся класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку, раздача опорных материалов.
Речь учителя: Мы с вами пятый год плаваем по бескрайнему морю Математики в поисках истины и знаний. И вот сегодня мы отправимся в далекое путешествие за сокровищами.
(Слайд 2)
Целью нашего путешествия является повторение и закрепление изученного материала по теме «Умножение десятичных дробей на натуральное число», отработка умений и навыков решения примеров и задач и применении при этом изученных правил, проверка знаний в ходе самостоятельной работы. И, конечно же, поиск сокровищ-оценок. Если вы будете внимательны на уроке, то без труда справитесь с домашним заданием.
Итак, открывайте ваши тетради, записывайте число, «Классная работа» и тему нашего сегодняшнего урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
(Слайд 1)
Сегодня мы устраиваем охоту - «Охоту за пятерками». Но для этого нам необходимо взять с собой оружие - знания и умения, внимательность и смекалку.
Нам с вами предстоит побывать на острове Трудный Вопрос, преодолеть остров Вычислений, проплыть Трудное течение, посетить остров Успеха и остров Ошибок. Желаю вам счастливого пути!
(Слайд 3)
У вас у каждого есть план нашего сегодняшнего урока в карточках, которые вам раздали . Вы видите таблицу, она разделена на четыре этапа, по прохождению каждого этапа вы будете записывать туда ваши результаты. В конце урока сдадите свои работы.
(слайд 4)
Актуализация знаний.
Речь учителя:
Работа в парах – проверка правил. Обменяйтесь листочками друг с другом и спросите друг друга три определения по данной теме. Не забудьте поставить оценку в первую колонку таблицы.
( Учащиеся спрашивают друг друга)
2. Первый остров, который мы посетим- Трудный Вопрос! И первое испытание- Блиц-опрос.
(слайд 5)
Речь учителя:
Как умножают десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.
Речь ученика:
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Речь учителя:
На сколько разрядов и в какую сторону перемещается запятая при умножении на 10; на 100; на 100000?
Речь ученика:
На один; на два; на пять.
Речь учителя:
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Речь ученика:
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:
Умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;
В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Речь учителя:
Чему равна сумма 0,2 + 0,2 + 0,2 + 0,2 + 0,2.
Речь ученика: 1
Закрепление материала.
Речь учителя:
Молодцы. Следующий остров, который мы посетим - остров Вычисления! Вам нужно перемножить десятичную дробь на натуральное число.
(слайд 6)
(Ученики по одному выходят к доске, решают примеры с полным объяснением своих действий, результаты записывают в карточках).
1) 0,32) 1,54) 5 0
* 7 * 3 * 0,8
2,1 4,5 4 0
5) 0,077) 0,0511) 0,0912) 250 * 40 * 2 * 3 * 0,4
2,8 0,1 0,27 100
Устный счет.
Речь учителя: Прекрасно! А сейчас задание, с которым вы без труда справитесь. Мы плывем по Трудному течению. И здесь нам предстоит вписать пропущенные числа в следующие равенства :(слайд 8)
Речь учителя:
0,0071 * = 0,71
Речь ученика: 100
Речь учителя:
0,0083 * 1570990762000 = 8,3
Речь ученика: 1000
5,8 * 1304925571500 = 58
Речь ученика: 10
Речь учителя:
0,04 *27940-9715500 = 40
Речь ученика: 1000.
Речь учителя: Молодцы. Мы приплыли к Острову Успеха! Здесь нас ждет новое испытание. Выполните умножение и впишите в строчку буквы из примеров, имеющих одинаковые ответы.
(слайд 9)
(Учащиеся выполняют задания на местах и записывают результаты в своих карточках.)
Речь учителя: Теперь обменяйтесь своими листочками друг с другом и проверти правильные ответы там, где правильно ставите «+», не правильно «-».
(Ученики обмениваются своими листочками друг с другом и проверяют правильные ответы там, где правильно ставят «+», не правильно «-».)
(слайд 10)
Речь учителя: Какие слова у вас получились?
Речь учеников: Кеплер и Непер!
Речь учителя: Правильно!
КТО ОНИ?
Они ввели в употребление запятую в десятичной дроби. Кеплер (1571 – 1630), Непер (1550 – 1617). До них после целой части ставили нуль в скобках, например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой (37) или писали разными чернилами, например, целую часть числа черными, а дробную – красными.
Речь учителя: И последний остров, который мы посетим, это остров Ошибок. Ребята если вы считаете, что пример решен правильно, то в своих карточках напротив этого примера поставьте «+», если не правильно - знак «-».
(Учащиеся выполняют самостоятельно на местах)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Речь учителя: Мы побывали на всех островах, устали и плывем домой. Давайте отдохнем. Закройте глаза и расслабьтесь.
(слайд 13)
( Учащиеся отдыхают)
Самостоятельная работа.
Речь учителя: На этой поляне, ребята, наши пути расходятся. Мы выходим на тропу Испытаний. Каждый пойдет своей дорогой, которая обозначена на ваших карточках.
Тест
Вариант I Вариант II
Найдите произведение чисел 3,28 и 35. Найдите произведение чисел 4,36 и 35.
10,48 104,8 114,8 11,148 15,26 142,66 15,26 152,6
Для приготовления творога взяли 6 л молока. Сколько молока надо взять, чтобы получилось творога в 2,5 раза больше? Велосипедист ехал со скоростью 12,5 км/ч. Какой путь он проехал за 4 ч.
15 л16 л2,5 л2,4 л50 км51 км500 км3,1 кмОпределите пропущенный множитель:
75,04 * … = 7504 13,005 * … = 130,05
10 100 1000 10000 10 100 1000 10000
Найти значение выражения:
0,247 * 64 – 0,247 * 54 0,548 * 32 – 0,548 * 22
247 2,47 24,7 0,247 5,48 0,548 54,8 548
№ задания 1 2 3 4
№ ответа (Ученики выполняют тест.)
Домашнее задание.
Речь учителя: Вы сегодня хорошо потрудились. Сдавайте ваши карточки. Сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание, оно представлено на слайде.
(слайд 15)
(Ученики записывают в дневниках домашнее задание)
Итоги урока.
Речь учителя: Всем отвечавшим активно, я ставлю отличные отметки. А сейчас закончите фразы:
(слайд 16)
(Ученики заканчивают фразы)
Речь учителя: Спасибо за урок! Досвидания!
(слайд 17)