Технологическая карта урока математики по теме Умножение десятичных дробей на натуральные числа
Технологическая карта урока
Борзакова Юлия Петровна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МКОУ «Верхнехавская СОШ № 1»
Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока : «Умножение десятичных дробей на натуральные числа.»
Тип урока урок «открытия» нового знания
Дата урока 03.03.2015
Образовательные ресурсы:
1 Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.
2. презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»»,3.Попов М.А.Дидактические материалы по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» –издание четвертое –М.: Экзамен 2015.
4.Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика .5 класс» -издание семнадцатое-М.: Экзамен 2016.5.Интернет-ресурсы:1)материал для устного счета:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]физкультминутка:http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
Цели урока: научить умножению десятичных дробей на натуральное число организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Формы и методы обучения: фронтальная (Ф), парная (П), индивидуальная (И).
Задачи:Образовательные: (формирование познавательных УУД): -научить умножать десятичные дроби на натуральные числа;-формировать умение анализировать условие задачи и решать ее по данным алгоритмам.
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) -формировать умение слушать и вступать в диалог; -умение самостоятельно анализировать свои действия; -участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД) -развивать умение пользоваться полученной информацией;-развивать умение ставить перед собой цель, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу с учетом конечного результата; -формировать умение осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
УУД
1.ЛичностныеУУД: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;2. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.3.Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; договариваться о совместной деятельности.4.Познавательные УУД: овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять работу с информацией; обнаруживать пробелы в информации; владеть рядом общих приёмов решения задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Научатся: умножать десятичные дроби на натуральные числаПолучать возможность научиться: применять полученные знания в новых нестандартных ситуацияхЛичностные: обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.Метапредметные: учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
УУД
1.Мотивационный.(Время: 2 мин)
Приветствует учащихся, отмечают отсутствующих, проверяют готовность к уроку Учитель:Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята. Ребята займите, пожалуйста, свои рабочие места и еще раз проверьте все ли готово к уроку. Откройте тетради. Запишите число«Классная работа.»
Я хочу всем напомнить ,что за окном уже весна и хочу начать наш урок отрывком из романа «Евгений Онегин». А.С. Пушкина
Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потопленные луга.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро
Вы видите, что вся природа оживает и улыбается весной. Мне хочется, чтобы вы сейчас тоже улыбнулись, взбодрились. Пусть весеннее настроение присутствует на всем уроке, помогает вам хорошо работать, получать хорошие оценки. А я желаю вам успехов.
Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.
Ф
Регулятивные: организация рабочего места;Личностные: формирование ответственного отношения к учению;
2.Актуализациязнаний, постановка учебной задачи
( Время: 10 мин)
Проводит устную работу по повторению действий сложения и вычитания десятичных дробей (презентация )
Взаимодействуют с учителем во время диалога, актуализируют свои знания по пройденному ранее материалу анализируют ответы одноклассников.
Одновременно:
1.Индивидуальная работа(2ученика выполняют задание из печатной тетради);
2.Ученик с карточкой у доски
3.Фронтальная работа.Отвечают на вопросы учителя, выполняют состоятельную работу в парах, отгадывают слово.
4.Работа в парах
И:
Рабочая тетрадь стр.104,№ 5;
Рабочая тетрадь стр.№104 №6
И:Расположите числа в порядке возрастания: 8,07; 3,4; 0; 7,5; 0,1; 8,2; 3,39. (Ответ: 0; 0,1; 3,39; 3,4; 7,5; 8,07; 8,2 )Ф Устный счет:
1.Одгадать ребус
(Слайд : число) ;
2. На экране перед вами числа.
По какому признаку сгруппированы числа? 7656 578 12 99 12512,34 1/2 5,98 0,136 7/80 3.Какие это дроби?
12,34; 5,98; 0,136; 98,1
4.Какие числа называются натуральными ?
5.Какие дроби называются десятичными?6.Как сравнить десятичные дроби?
7. Какие действия с десятичными дробями вы уже умеете выполнять?
8.Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.лить
П.9.Вычислить:
Решим несколько уравнений с десятичными дробями по вариантам и проверим себя, расшифровав слово, которое подскажет, что необходимо для успешной учёбы.
1 вариант – 1, 3, 5
2 вариант – 2, 4, 6
Решите уравнение и отгадайте слово:
1) Х+3,8 = 8
2) Y-6,5 = 12
3) 13,5-Х = 1,8
4) 15,04+Y = 15,4
5) (8,3-Х)-0,2 = 3,4
6) (39,9-Y)+2,4 = 27,3
Шифр:
Я – 15 И – 4,7 Н – 18.5
0,36 З – 4,2 А – 11,7
Какое слово получилось, узнаем, расположив буквы по порядку номеров из обоих вариантов. У нас получилось слово «знания», а именно они необходимы для успешного изучения любой темы в любом предмете
Регулятивные: Построение рассуждения, понятного для собеседника;Личностные:Умение формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные:Умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме.
Коммуникативные:Умение задавать вопросы, слушать и вступать в диалог
3.Изучение нового материала:(Время:10минут)
а)постановка проблемы;
Учитель создает проблемную ситуацию :
Сейчас очень понадобятся ваши знания.
Задача1.
В этом месяце я получила извещение об оплате водоснабжения. В квитанции указано, что стоимость одного м3 воды-35,98 руб.Счетчик показал, что расход воды в этом месяце2м3.Сколько же я должна заплатить за воду?
Задача2.
Меня заинтересовал вопрос, сколько воды израсходовала наша школа в этом месяце ? Оказалось, что расход составил 35 м3.Помогите мне посчитать, сколько пришлось платить за такой расход воды?
Спрашивает, как выполнить умножение десятичной дроби на натуральное число
Задает наводящие вопросы.
Участвуют в диалоге с учи-телем;
отвечают на поставленные вопросы;
слушают условие задачи, предлагают решения, выбирают рациональное.
Учащиеся решают задачу способом сложения.
35,98 + 35,98 = 71,96(руб.)
Осознают, что не знают правила для умножения десятичной дроби на нату-ральное число;
формулируют тему урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Записывают ее в тетрадь.Называет цели урока: 1.Изучить правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
2.Научиться выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число.
Ф и И
Регулятивные:Выделение и осознание того, что уже пройдено.Личностные:Формирование готовности к самообразованию
ПознавательныеСтруктурирование знаний
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог
б) гипотеза;
Побуждает самостоятельно выстроить алгоритм нахождения произведения десятичных дробей и натуральных чисел
На экране рисунок-подсказка.
2,1+2,1+2,1+2,1
2,1*4 =8,1
Высказывают версии незнакомого правила
Ф
Регулятивные:Целеполагание, выдвижение гипотез;постановка учебной задачи
Личностные: Планирование учебного со-трудничества с одноклассниками
Познавательные: Анализ объектов
Коммуникативные: Коллективное обсуждение проблемы
в) работа с учебни-ком
1.Предлагает проверить по учебнику сформулированное правило;стр.204,п.34;
2.спрашивает,какую новую информацию узнали еще.(умножение десятичных дробей на 10. 100, 1000...)
Самостоятельно находят в учебнике соответ-ствующее правило, сравни-вают со своим предложением; знакомятся с правилом умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000..
И и Ф Правила:Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число нужно:1.Умножить десятичную дробь на число ,не обращая внимания на запятую;2.В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100,1000 и т. д.,надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.
Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения по-ставленной задачи и контроль полу-ченного результатаЛичностные: Проявление терпения и ак-куратностиПознавательные:Выделение и формулирование познавательной цели;рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные:Умение слушать и вступать в диалог
4.Первичное осмысление и зак-репление(Время:2 минуты)
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках,
Предлагает решить задачу по оплате потребления воды школой за месяц.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.фиксируют новое знание в речи и знаках,решают задачу
И 35,98 * 35 ---------
+ 17990 10794 --------- 1259,30 =1259,3 руб.-руглить до целых
Регулятивные :Осознание качества и уровня усвоения Личностные: Ориентация в межличностных отношенияхПознавательные:Умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме Коммуникативные:Умение слушать
5.Физкультминут-ка( Время:3 минуты)перенести!!! После №1308
Демонстрирует презентацию с упражнениями
Сменили вид деятельности (отдохнули);готовы продолжать работу
Регулятивные:
Элемент волевой саморегуляции
Личностные:Осознание ценности здоровья
6.Включение в систему знаний
Время:15 минуты)
2.Дает задание выполнить :1.№1306 (а, б, в,)
а) 8,9 *6 = 53,4;б) 3,75 * 12 = 45,00 = 45;в)0,075 * 24 = 1,8
№1307(а): «Запишите сумму в виде произведения и выполните умножение: а) 3,69 + 3,69 + 3,69 + 3,6 + 3,69; б) 18,04 + 18,04 +18,04 + 18,04 + 18,04 + 18,04»;( 18, 4 5; 108,24)
№ 13081 сторона -9,76 см.Р- ? см1) 9,76 * 6 = 58 , 56 (см) Ответ: периметр шестиугольника равен 58,56 см Р.Т.стр.106(1 столбик)
а) 37,96 * 10 = 379,6 0,39 * 10 = 3,9 5,358 * 10 = 53,58
2.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.(ответы на экране)
Задание:13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выходят к доске, решают задания, остальные записывают и решают в тетрадях.
2 ученика у доски одновременно.(№1307(а); №1307(б)),остальные выполняют задание в тетради.
1 ученик у доски ,остальные записывают решение в тетради.
Проверяют ответы друг у друга (взаимопроверка)
1.
2,4 * 5
12
2.
1,05*1000
1050
3.
600 * 0,07
42
4.
5,2 * 4
20,8
5.
1,2 * 10
12
6.
0,6 *70
42
7.
30 * 1,4
42
8.
0,42 * 100
42
1.
3,2 * 5
16
2.
400 * 0,09
36
3.
3,05 *1000
3050
4.
4,8 * 3
14,4
5.
0,2 * 180
36
6.
1,6 * 10
16
7.
0,7 * 80
56
8.
0,36 * 100
36
Ф и И
Регулятивные:Планирование своей деятельности для решения по-ставленной задачи и контроль полу-ченного результата Познавательные:Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ объектов и синтез Личностные:Проявление терпения и аккуратности;развитие творческих способностей
Коммуникативны:Умение с доста-точной полнотой и точностью выражать свои мысли
7. Рефлексия УД на уроке
(Время:3 минуты)
Направляющими вопросами узнает, в чем были сложности, что нового узнали для себя ученики;
предлагает с помощью листка настроения показать свое отношение к уроку;
Высказывают свое мнение;заполняют листок настроенияЗаписывают домашнее задание П.34, учить правила умножения десятичной дроби на натуральное число.Стр.207, № 1330(упражнение на умножение десятичной дроби на натуральное число); №1331(задача на нахождение периметра);№1324(упражнение на округление десятичных дробей)
И и П
Познавательные:Контроль и оценка процесса и результатов деятельностиЛичностные: Умение фор-мулировать собственное мнение и позицию;нравственно-этическая ори-ентация;формирование внимательности, аккуратности, требовательного от-ношения к своей работе Регулятивные:Оценка про-межуточных результатов и саморегуляция для повышения мо-тивации учебной дея-тельностиКоммуникативные:Коррекция, оценк
15