Доклад Традиции образовательной организации как основа формирования творчески развитой личности, способной к самоопределению


«Традиции образовательной организации как основа формирования творчески развитой личности, способной к самоопределению»
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России перед современной школой поставлена четкая цель - создание условий для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном становлении российского общества. От правильного понимания ценностей, соблюдения нравственных норм каждым человеком в значительной степени зависит эффективность решения задач во всех сферах государства: образовательной, экономической, социальной, военной и т.д.
Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.
Воспитать традиции и сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа без традиций - это мертвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, чем гордятся, что носит не разовый характер. Не случайно великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет  традиций, не может быть хорошей школой». Традиции помогают найти в своей школе ту изюминку, которая позволяет ей выгодно отличаться от других, и видеть перспективу развития.
Традиции Мильковской открытой сменной школы связаны с приоритетами современных школьников. Педагогическому коллективу «вечерки» удалось сформировать такие традиции, которые напрямую служат расширению содержательности деятельности учащихся, оказывая при этом воспитательное влияние.
Одной из основных традиций является самоуправление школьников - Совет школьников, ежегодные выборы школьного  Президента и членов правительства. С 2003 года в сменной школе функционирует детская организация «Вечерние звезды», позволяющая активным ребятам самореализовываться, получать первый опыт организации общественной жизни, учиться ответственности за порученное дело.
Традиционным стало участие учеников школы в различных акциях и мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы. Это почетно, ответственно, воспитывает молодежь в духе патриотизма. Такая традиция позволяет воспитывать уважение к истории Родины, к ветеранам.
К традициям школы следует отнести и систему поощрений, сложившуюся в школе. Она стимулирует познавательную, творческую активность детей, стремление делать добрые дела, умножает силы ребенка, рождает желание двигаться вперед. Зная о том, что впереди их ждет интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», ожиданием успеха и самореализации. Например, с каким энтузиазмом дети готовились к участию в «Последнем звонке». Придумывали танцы, репетировали после уроков и на переменах. Это мероприятие объединило всех, равнодушных не осталось. Поэтому и праздник всегда проходит на высоком уровне.
Жизнь школы насыщена интересными праздниками и мероприятиями, большинство из которых стали традиционными. Это линейки «День знаний», «Последний звонок». Праздники: День учителя, День Матери, 8 Марта, 23 февраля. Традиционно к памятным датам проводятся тематические уроки. Чтобы школьные традиции не потеряли своей привлекательности, в них необходимо вносить что-то новое, оригинальное, современное. Есть в школе и молодые, но уже хорошо себя зарекомендовавшие традиции – Неделя Вежливости, Неделя без опозданий, Неделя без двоек.
Несомненно, школа даёт очень многое в плане воспитания обучающихся, но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. В личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Необходимо учитывать и то, что в нашей школе обучаются люди разного возраста: не только подростки, но и те, кто уже имеет свою семью. Вопрос сотрудничества семьи и школы в единстве традиций стал актуальным.
Поэтому в сменной школе особое внимание уделяется проведению традиционных семейных праздников. Одним из таких праздников стал семейный тематический Новый год.
Основной задачей проведения такого рода мероприятия является сплочение родителей и детей посредством создания яркой, волшебной, необычной праздничной атмосферы. Организуя такую работу, педагог-организатор делает упор на удовлетворение интересов всех участников мероприятия.
2014 год ребята вместе с родителями встретили, знакомясь с традициями празднования Нового года в разных странах. Этот Новый год запомнился яркими конкурсами, каждый из которых был построен на основе традиций какой-либо страны.
Новый год-2015 был отпразднован в стиле СССР. Ребятам совместно с педагогами-организаторами удалось воссоздать атмосферу 80-х. Уже на входе гостей мероприятия встречали пионеры и повязывали им галстуки и надевали пилотки, которые как непременные атрибуты их школьной жизни вызвали у родителей приятные воспоминания. Сюрпризы на этом не заканчивались. Войдя в зал, приглашенные разместились за столиками, сервированными классическими блюдами советского новогоднего стола. Вечер сопровождался праздничными номерами, викторинами, конкурсами в соответствующей тематике и, конечно, памятными подарками.
В стиле Кино было принято встретить в нашей школе Новый 2016 год. Красная дорожка, виджеи, фотовспышки камер, интервью уже на входе дали почувствовать себя гостям вечера настоящими звездами. В зал гости прошли через «Аллею звезд», вымощенную в честь почетных работников нашей школы. Ребята оживили героев любимых всеми картин, поддерживая дух кино в зале песнями и танцами из известных кинофильмов. Активное участие гости приняли в караоке-конкурсе, побывали актерами на съемочной площадке «остросюжетного блокбастера». В ходе интересных конкурсов и викторин вспомнили «киношные» фразы, ставшие крылатыми, яркие моменты из кинофильмов, имена киногероев, узнавали сериалы по обложке и песни из кинофильмов. Гости вечера традиционно были размещены за столиками. Услужливые официанты подавали гостям изысканные блюда.
Взрослые и ребята всегда получают заряд положительных эмоций на таких вечерах, проводимых в кругу учителей, учащихся и их семей. А родители убеждаются, что открытая сменная школа – это не только место, где дети учатся, получают знания, но и второй дом, где их всегда тепло принимают и любят.
Подводя итоги, мы делаем вывод о том, что традиции школы могут оказать влияние на формирование ценностных ориентаций школьников при ряде условий. Широкое использование в воспитательной работе традиций позволяет постоянно наращивать потенциал школы, а также повышать качество образовательной деятельности.