Социальный педагог в сельской местности
Социальный педагог в сельской школе – ключевая фигура социума, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку.
Социальный педагог в современной школе в организации своей деятельности дает приоритет созданию здорового микроклимата в школьном коллективе, гуманизации межличностных отношений, защите интересов личности, организации досуга, включению подростков в социальную полезную деятельность, изучает проблемы школьников, учителей и принимает меры к их решению, поддерживает связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением числа разводов, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелей всего страдают в этом мире.
Социально – экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. В силу определенных обстоятельств, когда родители заняты зарабатыванием средств к существованию, общество сталкивается со многими проблемами. Молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежде. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров негативно сказывается на подрастающем поколении. В условиях современной ситуации уже стало классическим утверждение о полной незащищенности детей и молодежи. Трудно отрицать наличие таких проблем, как: Невостребованность обществом получаемых знаний, профессионального мастерства, молодежная безработица.
- Разрушенные прежние идеалы и принципы, безынициативность, необоснованная на первый взгляд агрессивность.
- Отсутствие у большинства подростков возможности для развития личности.
- Рост числа подростков, совершающих правонарушения, употребляющих психоактивные вещества.
Я работаю социальным педагогом двадцать один год, с 1993 года.
Свою работу осуществляю по следующим направлениям.
1.Преодоление и профилактика социально – экономических проблем.
2.Диагностическая деятельность.
3.Взаимодействие со структурами по охране прав детства, службой социальной защиты населения, администрацией и общественными организациями села, ОДН, КДН и др.
4. Выявление и сопровождение детей девиантного поведения.
На основе результата запланированных диагностических исследований, для оптимизации усилий педагогического коллектива в воспитании учащихся и систематизации работы с родителями, ежегодно составляется социальный паспорт школы. Выявлены группы учащихся из неблагополучных семей, из многодетных семей, из малообеспеченных, из неполных, опекаемые, дети из приемных семей, Группа детей с отклонениями в поведении, состоящие на внутришкольном контроле. С детьми каждой группы ведется индивидуальная работа: проводятся беседы с детьми, родителями. Особое внимание уделяется учащимся из «группы риска»
В работе с «трудными» подростками использую методы анкетирования и тестирования. Посещаю детей на дому, присутствую на уроках, классных часах. На основе полученных данных разрабатываю программу адаптации и реабилитации несовершеннолетних, состоящих на учете, которая включает в себя такие показатели, как успеваемость; психологические особенности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, воля); отношение учащихся к учению (любимые предметы, общий кругозор, проф. ориентация); отношения в семье (связь семьи со школой, помощь родителей в обучении); состояние здоровья ученика, общественная активность. Такой подход дает возможность отмечать различные изменения в состоянии подростка и своевременно принять меры.
В школе работает Совет профилактики, где рассматривают вопросы профилактики и коррекция с детьми нарушающие устав школы. Как социальный педагог веду активную работу по профилактике правонарушений. Это и ежедневный контроль за пропусками занятий учащимися школы, и участие в заседаниях Совета профилактики, и оформление школьного уголка по профилактике «Закон и подросток»
Работу с «трудными» подростками я считаю очень важной, поэтому решила именно ее подробнее изучить. Тема моего самообразования «Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения».
В рамках педагогической деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений проводятся акции по профилактике употребления ПАВ. Целью профилактической работы в нашей школе является не столько информирование учащихся о ПАВ, сколько привитие подросткам навыков здорового образа жизни.
Очень важным в работе с детьми является выявление, устранение и нейтрализация причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления, а также коррекция качеств личности подростка, особенно его нравственных и волевых качеств. Одним из эффективных методов работы социально-психологичесой службы в этом направлении является проведение тренинговых занятий. Это способствовует выявлению конфликтных ситуаций «ученик - ученик», «ученик - учитель» на начальной стадии и дальнейшему положительному разрешению. На занятиях выявляются личностные качества детей, требующие педагогической корректировки.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» проводятся рейды по выявлению безнадзорных подростков.
Важнейшим направлением работы социального педагога является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами в этом направлении являются:
формирование установок на здоровый образ жизни;
профилактика употребления ПАВ.
В своей работе я руководствуюсь следующими основными нормативно-правовыми документами
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
Кодексом об административных правонарушениях;
Законом РФ "Об образовании";
Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
Уставом образовательного учреждения;
Положением о Совете профилактики;
Правилами внутреннего трудового распорядка
А так же в работе стараюсь руководствовать такими принципами, как: проявлять сочувствие, искренность, теплоту, доверие и оказывать поддержку учащимся и родителям.
И считаю, что в дальнейшем необходимо продолжить и усилить социально-педагогическую работу: изучать, помогать и регулировать нравственно - психологическую атмосферу в семье, способствовать развитию интереса детей к семье, к школе через их совместную деятельность. Сельская школа – сельский учебный комплекс - образовательная организация, обеспечивающая образование и воспитание учащихся, проживающих сельской местности, реализующая программа дополнительного и общего образования, обеспечивающая единство целей и принципов образования, преемственность образовательной системы.