Профилактика употребления психоактивных веществ
МБОУ«Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
Профилактический урок
Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ»
Форма урока: тренинг
Целевая аудитория: учащиеся 8 – 9 классов
Автор: Трифонова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы
Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. ...Проблема наркомании остается нерешенной и не найдено такого пути, при котором вылечились бы больные и не заболевали новые. Да и такого пути не будет в ближайшее время, потому что это не только медицинская проблема, но социальная и государственная.
Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются тренинговые занятия.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи тренинга:
Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
Изменение отношения детей к наркомании;
Формирование у детей навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы;
Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ход тренинга
Введение.
Игра «Узнай по голосу» (2 мин.)
Цель: создание положительного эмоционального фона, теплой дружеской атмосферы.
Игра «Щепки на реке» (3 мин.)
Цель: Создание спокойной доверительной атмосферы в группе. (Обсуждение).
Принятие правил работы группы (2 мин.)
Кратко объявляются правила работы и их значение.
Правила таковы:
1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
2. Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
3. Критикуя предлагай;
4. Не давать оценок другим участникам;
5. Вся личная информация, сообщенная на тренинге, является закрытой
2. Представление темы тренинга, обозначение проблемы (7 мин.)
Ведущий начинает работу с зачитывания листовки, обращенной к подросткам.
«Нам угрожает беда. Она, как белая туча, невидимая на горизонте, но многие уже попали под тяжелый и страшный дождь. Эта беда-наркомания.
Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Привыкший к наркотику организм испытывает такое сильное желание, что человек идет на все - на обман, на воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотик.
Глупо, бессмысленно, безответственно под предлогом любопытства, смелости, ложного товарищества пробовать или принимать наркотики!
А как вы относитесь к прочитанному? Что для Вас является новым? Что вы хотели бы обсудить? ( Обсуждение).
Оценка уровня информированности (10 мин.)
Прошу группу ответить на вопросы:
1. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
2.Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
3. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
(Обсуждение).
Игра «Спорные утверждения» (15 мин.)
Цель: Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Зачитываются спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. (Выслушиваются мнения каждого).
Примеры спорных утверждений:
Наркомания это преступление.
«Легкие» наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Игра «Ассоциации» (10 мин.)
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Дается задание: «назовите 2 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите «наркотики», «наркомания», «зависимость». (Обсуждение)
Игра «Марионетки» (15 мин.)
Цель: Определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он несвободен.
Цель «кукловодов» перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
Обсуждение. Игравшим предлагается ответить на вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?
Игра «Словесный портрет» (5 мин.)
Группа при помощи жеребьевки делится на четыре микрогруппы. Группе дается задание описать наркомана. (Обсуждение).
Игра «Отказ» (15 мин.)
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
(Обсуждение).
Обсуждение итогов работы. Прощание. (3 мин.)
Какие проблемы мы выявили?
Как можно противостоять этим проблемам?
15