Планирование Календарно-тематическое планирование по русскому языку


РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________/Л.И.Беликова/
Протокол №____
от«____» __________ 2015 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ /Моделикова Н.Л./
«____» ____________ 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рабочая программа
на2015-2016 учебный год
по предмету русский язык
класс 9в
учитель Абрамова Т.И
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Русский _язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской ,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и других 5 - 9 классы- М.:Просвещение,2011г.
Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2014г.
Количество часов по учебному плану-70
Всего-70
В неделю-2
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерной Программы основного общего образования по русскому языку;
Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Русский _язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской ,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и других 5 - 9 классы- М.:Просвещение,2011г.
Базисного учебного плана 2015-2016 уч. Год, приказ №766 от 16 мая 2015 г;
Учебного плана МБОУ Сещинской СОШ 2015-2016 уч. года, Протокол №1 от 28.08.2015 г.
Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор – академик Н.М.Шанский. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014г.
Общая характеристика предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
На изучение русского языка в 8 классе отводится 70часов. Авторская программа рассчитана на 105часов.
Планирование построено с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в предыдущем классе. Особенностью данного планирования является поэтапная в течение всего учебного года подготовка к сдаче выпускного экзамена по русскому языку за курс основной школы
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: речевая деятельность
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
-замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
-проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения'.орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
-разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематикипользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
1.Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Русский _язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской ,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других 5 - 9 классы- М.:Просвещение,2011г
. 2.Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2014г.
3.Е.С. Симакова Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе. ГИА – 2015, АСТ «Астрель» Москва, 2014г.
Для учащихся:
Учебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций
Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2014г.
Содержание тем учебного курса
Международное значение русского языка 1ч
Повторение изученного в 5-8 классах 7ч+2ч
Устная и письменная речь. Монолог, диалог.Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа.Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Сложное предложение. Культура речи 6ч+2ч
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения 5ч
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).
Сложноподчиненные предложения 4ч+2ч
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Основные группы сложноподчиненных предложений 14ч+2ч
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.
Бессоюзное сложное предложение 7ч+2ч
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.
Сложные предложения с различными видами связи 4ч+3ч
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 9ч+1ч
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Учебно-тематический план по русскому языку в 9классе
№п/пТема Количество часов Развитие речи Контрольные работы
1 Международное значение русского языка 1ч 2 Повторение изученного в
5-8 классах6ч 2ч 1ч
3 Сложное предложение. Культура речи 5ч 2ч 1ч
4 Сложносочиненные предложения 5ч 5 Сложноподчиненные предложения 3ч 2ч 1ч
6 Основные группы сложноподчиненных предложений 13ч 2ч 1ч
7 Бессоюзное сложное предложение 6ч 2ч 1ч
8 Сложные предложения с различными видами связи 3ч 3ч 1ч
9 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 8ч 1ч 1ч
49 14 7
Итого 70

Количество часов по учебному плану-70
Всего-70
В неделю-2
Календарно – тематическое планирование
№ п/п№ п/п в теме дата Тема урока Содержание урока Формы контроля Примечания
по плану по факту 1 1 ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Международное значение русского языка Знать: ведущую функцию языка, причину необходимости межнационального и международного языка.
Уметь: пересказывать текст, формулировать вопросы Комплексный анализ текстов упр. 1, 2 /коллективная, индивидуальная
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССЕ 7ч+2ч
2 1 Устная и письменная речь. Монолог, диалог Знать признаки устной и письменной речи, их взаимосвязи
Уметь выделять признаки устной и письменной речи, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему. Комплексный анализ текстов /коллективная, парная
3 2 Стили языка Знать; стили языка и их различия.
Уметь различать стили языка, строить связное монологическое высказывание на лингвистическую тему Стилистический анализ текста (например, лингвистический текст, особенности научно-популярного стиля, сжатый пересказ; анализ текста, словарный диктант /коллективная, индивидуальная4 3 Простое предложение и его грамматическая основа
Подготовка к ГИА Знать признаки, особенности простого предложения.
Уметь производить структурно-смысловой анализ ПП, различать изученные виды ПП, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания. 5 4 Предложения с обособленными членами.
Обучение решению тестовых заданий типологии ВЗнать виды обособлений в ПП, условия их обособления.
Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речиДидактический материал, тесты/коллективная, индивидуальная, парная
6 5 Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Подготовка к ГИА Знать: правила постановки знаков при однородных членах
Уметь: увидеть и выделить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции Дидактический материал, тесты/коллективная, индивидуальная, парная
7-8 6-7 Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» и его анализ Контроль за уровнем знаний, полученных в 8 классе Диктант / индивидуальная9,
10 8-9
Р.Р часть С1. Обучающее сжатое изложение Изложение, Критерии, виды сжатия /коллективная, индивидуальная
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 6ч+2ч
11 1 Понятие о сложном предложении Знать особенности сложного предложения как единицы синтаксиса.
Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их. Дидактический материал, тесты/коллективная, индивидуальная, парная
12 2 Союзные и бессоюзные сложные предложения
Словарный диктант №
1(за курс 8 класса)
Знать классификацию СП,
Уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные СП, строить предложения с заданной конструкцией. Дидактический материал, тесты/коллективная, индивидуальная, парная
, диктант 13 3,4 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Авторская пунктуация Знать о разделительных и выделительных ЗП между частями СП.
Уметь правильно расставлять разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Дидактический материал, тесты/коллективная, индивидуальная, парная
14 5 Интонация сложного предложения. Знать об интонации СП.
Уметь интонационно оформлять СП. Дидактический материал, тесты/коллективная, индивидуальная, парная
15 6 Р/Р Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению . Часть С2 (цитата по выбору) Знать признаки текста сочинения-рассуждения, особенности сочинений на лингвистическую тему
Уметь строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм 16 7 Подготовка к ГИА
Тест (Часть А) Решение теста, индивидуальная17 8 Р/Р Работа с текстом СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ -5ч
18 1 Понятие о сложносочиненном предложении Знать грамматические признаки ССП, его строение; СО в ССП и способы их выражения; основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить ЗП, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме; уметь распознавать ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.
Упражнения учебника, тесты/коллективная, индивидуальная, групповая
19 2 Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях Знать средства связи частей ССП; навыки постановки знаков препинания в ССП, составление схем
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении Упражнения учебника, тесты/коллективная, индивидуальная, групповая
20 3 Сложносочинённые предложения с соединительными союзами Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, соединительные союзы
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи Упражнения учебника, тесты/коллективная, индивидуальная, групповая
21 4 Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Сложносочиненные предложения с противительными союзами Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, различные типы союзов
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Совершенствовать пунктуационные навыки
Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам, различные типы союзов
Уметь правильно ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, употреблять сложносочиненные предложения в речи. Совершенствовать пунктуационные навыки Упражнения учебника, тесты/коллективная, индивидуальная, групповая
22 5 Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Анализ текста, тесты, объяснительный диктант/коллективная, индивидуальная, парная СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 4ч+2ч
23 1 Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному Знаки препинания в СПП Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей.
Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить ЗП. Анализ текста, тесты, объяснительный диктант/коллективная, индивидуальная, парная 24
25 2,
3 Р.Р Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения Знать особенности написания изложения данного типа.
Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать подробно содержание лингвистического текста, оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи, придумывать название статьи, соответствующее ее научному стилю, соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка. Упражнения учебника, тесты/коллективная, индивидуальная
26 4 Союзы и союзные слова в СПП Знать средства связи частей в СПП.
Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить ЗП. Упражнения учебника, тесты/коллективная, индивидуальная
27 5 Роль указательных слов в СПП Знать о роли указательных слов в СПП,
Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном, определять их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами. Упражнения учебника, тесты 28 6 Практикум
Подготовка к ГИА Часть АУпражнения учебника, тесты Основные группы сложноподчиненных предложений 14ч+2ч
29 1 СПП с придаточными определительными Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными определительными.
Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их.
Упражнения учебника, тесты 30 2 СПП с придаточными изъяснительными Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова. Упражнения учебника, тесты 31 3 СПП с придаточными изъяснительными Знать группы СПП по значению и строению, особенности СПП с придаточными изъяснительными.
Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них.Упражнения учебника, тесты 32 4 СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями
Уметь употреблять СПП с придаточными места и времени, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда». Упражнения учебника, тесты 33 5 СПП с придаточными причины, следствия, условия Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.Уметь опознавать СПП с придаточными причины, следствия, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточныхУпражнения учебника, тесты 34 6 СПП с придаточными уступки, цели Знать особенности СПП с придаточными причины, следствия, условия.Уметь опознавать СПП с придаточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речиУпражнения учебника, тесты 35 7 СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения Знать особенности СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.Уметь опознавать СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать СПП с придаточными сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени и сравнения в художественных текстахУпражнения учебника, тесты 36 8 Различные способы выражения сравнения Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинанияУпражнения учебника, тесты 37 9 Р/Р Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166) Знать особенности композиции, языковых средств сочинения-рассуждения.
Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем Самопроверка и редактирование текста сочинения. 38 10 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания при них Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения Упражнения учебника, тесты 39 11 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания при них Знать особенности СПП с несколькими придаточными; условия постановки знаков препинания в них.
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения Упражнения учебника, тесты 40 12 Р/Р Деловые документы (автобиография, заявление) Знать особенности оформления деловых документов: автобиографии и заявления.
Уметь правильно оформлять деловые документы: автобиографию, заявление. 41 13 Синтаксический и пунктуационный разбор СПП Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора СПП.
Уметь производить данные виды разборов, определять вид придаточного в СПП, выделять главную и придаточную части, определять средства связи, конструировать СПП Упражнения учебника, тесты 42 14 Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Упражнения учебника, тесты 43 15 Контрольная работа-тест по разделу «Сложноподчиненное предложение" Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Упражнения учебника, тесты 44 16 Анализ контрольной работы по разделу «СПП», работа над допущенными ошибками Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание. Упражнения учебника, тесты БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -7ч+2ч
45 1 Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП Знать грамматические признаки БСП.
Уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. Упражнения учебника, тесты 46 2 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП Знать особенности БСП со значением перечисления, условия постановки запятой и точки с запятой в БСП.
Уметь выявлять СО между частями БСП (отношения перечисления), расставлять ЗП, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, Упражнения учебника, тесты 47 3 БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП Знать условия постановки двоеточия между частями БСП.
Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, Упражнения учебника, тесты 48,
49 4
5 Р/Р Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему Знать особенности данного типа изложения.
Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении Упражнения учебника, тесты 50 6 БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП Знать условия постановки тире между частями БСП.
Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять Упражнения учебника, тесты 51 7 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП» Знать порядок данных разборов БСП.
Уметь производить данные разборы БСП. Упражнения учебника, тесты 52 8 Закрепление изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. 53 9 Контрольная работа-тест по разделу «БСП» Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗличными ВИДАМИ СВЯЗИ -4ч+3ч
54 1 Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП Знать предложения сложной конструкции. Уметь ставить знаки препинания в предложениях сложной конструкции Упражнения учебника, тесты 55 2 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Подготовка к ГИА Знать условия постановки знаков препинания в СП с различными видами связи.
Уметь правильно расставлять и обосновывать выбор знаков препинания в СП с различными видами связи. Упражнения учебника, тесты 56
57 3
4 Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» Знать особенности сочинения данных типов.
Уметь писать сочинения данных типов. 58 5 Р/Р Публичная речь 59 6 Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи» Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. 60 7 Подготовка к ГИА часть ВПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ -9ч+1ч
61 1 Фонетика и графика.
Отработка заданий типа А4Знать звуки русского языка, их классификацию, смыслоразличительную роль звука, орфоэпические нормы и нормы письма
Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы. Упражнения учебника, тесты 62 2 Лексикология (лексика) и фразеология
Отработка заданий А2-А3В1-В2 Знать понятие языковой валентности и сочетаемости, лексико-грамматические группы
Уметь толковать ЛЗ слов известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы Упражнения учебника, тесты 63 3 Морфемика.
Отработка заданий А6Знать понятие языковой валентности и сочетаемости, лексико-грамматические группы
Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного написания, производить синонимическую замену слов. Упражнения учебника, тесты 64 4 Словообразование Знать роль словообразования и морфемики в русском правописании
Уметь обосновывать выделение морфем
Упражнения учебника, тесты 65 5 Морфология Знать основные нормы русского
литературного языка
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные
виды их анализа; соблюдать в практике
письма основные правила орфографии. Упражнения учебника, тесты 66 6 Р/Р Содержательно-композиционный анализ текстов
Упражнения с сжатием текста Знать основные элементы
комплексного анализа текста
Уметь анализировать текст попредставленным заданиям Упражнения учебника, тесты 67 7 Синтаксис
Отработка заданий ГИА:В3-В6, В8-В9 Знать основные нормы русского
литературного языка
Уметь классифицировать
ошибки и производить пунктуационный
разбор предложения Упражнения учебника, тесты 68 8 Орфография. Пунктуация
Отработка заданий ГИА: А5,А7В7 Знать возможности орфографии в точной передаче смысла речи; виды связи слов в предложении; функции знаков препинания.
Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения Упражнения учебника, тесты 69 9 Итоговая контрольная работа в формате ГИА (пробный экзамен). Знать теоретический материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике. Упражнения учебника, тесты 70 10 Анализ итоговой контрольной работы в формате ГИА 9: часть С1. Развитие коммуникативной и языковедческой компетенций школьниковУметь классифицировать
ошибки и производить пунктуационный
разбор предложения Упражнения учебника, тесты