Конспект занятия по познавательному развитию для старших дошкольников Волшебные свойства магнита.
Тема: «Волшебные свойства магнита».
Задачи:
-Познакомить детей с магнитом и его свойствами.
-Побуждать детей к исследовательской деятельности и экспериментированию.
-Развивать у детей познавательную активность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.
-Активизировать словарь детей.
-Воспитывать у детей аккуратность, осторожность при работе, усидчивость, дисциплинированность.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Посреди зала на столе стоит тарелка с винтиками, рядом письмо.
-Ребята, как вы думаете, что бы это могло быть?
(Дети высказывают свои предположения)
-А здесь ещё и письмо есть. Рома, прочти от кого оно?
(Ребёнок читает: «От фиксиков, детям группы «Росинка».)
-А кто такие фиксики?(Дети рассказывают)
-В мультфильме «Фиксики» - это человечки, которые живут в разных приборах, вещах, созданных руками человека. Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак? Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Что он означает? (Ответы) Иногда это жест приветствия, но чаще всего, это знак хорошо проделанной работы.
-Наверное, Фиксикам нужна наша помощь, раз они прислали нам письмо.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Симка! У нас произошло одно происшествие. Нолик притащил нашу семейную фотографию в лабораторию профессора Чудакова. Игрался ею на занятии и порвал на кусочки. Дедус рассердился, что Нолик его не слушает, играется, взял и спрятал кусочки фотографии в разные места лаборатории, правда, метки оставил. Эта фотография была дорога нашим родителям. Мы хотели её склеить, но одним нам никак не отыскать фрагменты фотографии. Вот если бы Вы нам помогли.»
-Ребята, а давайте поможем Нолику и Симке! Отправляемся в путь А вот и лаборатория профессора Чудакова.
На магнитной доске коллекция магнитов.
-Посмотрите сюда. Как вы думаете, что это? (Магниты)
-А зачем в лаборатории столько магнитов? (Дети высказывают свои предположения)
-Профессор Чудаков, наверное, изучает волшебные свойства магнитов? Кто знает, что такое «магнит»? (Предположения детей). А давайте проверим.
Опыт № 1:
-Посмотрите, на столах лежит много предметов. Нам нужно узнать какие предметы притягивает магнит. Что нужно для этого сделать? (Ответы детей)
-Подойдите к столам, возьмите магниты, подносите к предметам, если они притягиваются к магниту, то отложите их в жёлтую тарелочку, если нет, то в синюю.
(Дети выполняют задание).
-Какай вывод можно сделать? (Магнит притягивает к себе только железо).
-Ой, я вижу какой – то знак. Что это? (Метка фиксиков).
-Значит где – то должен быть фрагмент фотографии Вот же он Ксюша, вот тебе коробочка, сюда мы будем складывать найденные фотографии, ты будешь ответственной.
Опыт № 2:
-Нолик так хотел найти фрагменты фотографии, что просыпал гайки в песок, который профессор приготовил для опытов. Как быстро собрать гайки? (Ответы)
Предположение: Магнит притягивает всё железное, поэтому можно воспользоваться им.
Дети достают все гайки с помощью магнита, складывают в тарелочку, находят метку, берут фрагмент фото.
-Дети, посмотрите, на магнитофоне есть метка. Как вы думаете, что нужно сделать нам, чтобы получить ещё один фрагмент фотографии? (Ответы)
-А может потанцевать?
Звучит песня фиксиков «Помогатор», дети танцуют.
-Под магнитофоном ещё один фрагмент фотографии.
Опыт № 3:
На столе стаканы с водой, на дне скрепка.
-Ну опять Нолик искал фотки и натворил дел. Посмотрите, что лежит на дне стакана? (Скрепка).
-Как не замочив рук вытащить скрепку из воды? (Предположения детей)
-Попробуем с помощью магнита.
Дети проделывают опыт.
-Из какого материала сделан стакан? (Из стекла) Какой вывод можно сделать? (Магнит действует на расстоянии, даже через стекло.)
Находят метку, берут фрагмент фото.
Опыт № 4:
-Профессор Чудаков умеет проделывать много фокусов с магнитами. А вы хотите научиться?
-Возьмите картон. Сверху кладём скрепку, снизу – магнит. Водим магнит под картоном. Что происходит? (Скрепка движется)
Вывод: магнит взаимодействует через картон.
-А какую игру можно смастерить, используя этот фокус? («Бабочка на цветке», «Машинки», «Лабиринты»).
Дети находят метку, берут фрагмент фото.
-А давайте, попробуем сложить фото и узнаем, все ли фрагменты мы отыскали?
Дети склеивают фото, хватает фрагментов.
- У профессора Чудакова есть сканер, сейчас я попробую отсканировать фото и мы посмотрим, что же получилось.
Воспитатель сканирует фото, на экране появляется большая фотография семьи фиксиков.
-Смогли мы помочь фиксикам? (Ответы).
-Ребята, посмотрите, на экране тоже метка фиксиков. Что она может означать? (Ответы)
-Вы рассаживайтесь на скамеечки поудобнее, а я возьму метку и узнаем !...
Дети рассаживаются, на экране мультфильм – «Фиксики – магнит».
-Вам понравился мультфильм? О чём рассказывала Симка? (О магните).
-А магниты людям помогают, где их использует человек?
*Магниты есть везде, с ними мы сталкиваемся каждый день.
*В компьютерах жёсткий диск записывает всю информацию с помощью магнита.
*Магниты есть в телевизорах, микрофонах, громкоговорителях.
*Электросчётчики, компасы, автомобильные спидометры работают с помощью магнита.
*Магнит необходим для проведения тока по проводам. Поезд на магнитной подвеске развивает большую скорость.
*Приборы, позволяющие исследовать внутренние органы человека, работают за счёт магнитного поля.
*Фермеры с помощью магнитов очищают корм, чтобы металлические предметы не попали к животным с пищей.
*Магниты можно встретить везде и люди научились использовать их волшебные свойства.
Итог занятия:
-Дети, а когда родители придут сегодня за вами, что вы им расскажете интересного?
-Где мы были?
-Кому помогали?
С чем познакомились?
-Ребята, посмотрите, я нашла ещё одну метку фиксиков и конверт. Давайте посмотрим, что там? В благодарность за то, что мы помогли фиксикам, они дарят нам магнитики со своей фотографией.
Воспитатель раздаёт магниты, дети отправляются в группу.
15