Планирование Календарно-тематическое планирование по русскому языку


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
_______ (Беликова Л. И.) __________ (Моделикова Н. Л.) ________ (Романов С. В.)

Протокол №____ от________ __________________________ Приказ №_____ от_____
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сещинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
на 2015-2016 учебный год
по предмету Литература
классы 5в
учитель Тесленко Татьяна Александровна
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
Примерной программы основного общего образования, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. (Базовый уровень) Авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин – Москва «Просвещение» 2014
Учебника: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в двух частях. Авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2016, включённого в федеральный перечень учебников на 2015 – 2016 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
в неделю – 2 часа
всего - 70 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
СанПинов 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,регистрационный номер 19993),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Письма департамента и науки Брянской области от 26 марта 2015года №1906-04-0 «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год»
Письма департамента государственной политики в сфере общего образования от 25 мая 2015г.№08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
Устава МБОУ Сещинской СОШ на 2015-2016 учебный год (утв. постановлением администрации Дубровского района № 506 от 03.09.2014 года.);
Календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год.
Примерной программы основного общего образования, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. (Базовый уровень) Авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин – Москва «Просвещение» 2014
Учебника: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в двух частях. Авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2016, включённого в федеральный перечень учебников на 2015 – 2016 учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Содержание учебного предмета
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 5 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования, и допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе для проведения уроков внеклассного чтения -3часа, для уроков развития речи развития речи – 2 часа.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. V. СОДЕРЖАНИЕ
Содержание учебного предмета
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 5 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования, и допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30ч.)
Русские басни. (1ч.)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. (2ч.) Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. (2ч.) Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. (3ч.) Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. (2ч.) «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. (1ч.) «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. (1ч.) «Attalea Princeps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (2ч.) Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. (2ч) Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. (3ч) Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет.(1ч.) Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. (3ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1ч.)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19ч.)
Иван Алексеевич Бунин. (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко (3ч.) Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин (1ч.) Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (3ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…» (1ч.)
Стихотворные произведе Из литературы XVIII XIX XX века ния о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (1ч.)
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный (1ч.) «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10ч.)
Роберт Льюис Стивенсон (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд (1ч.) «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен (2ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон (1ч) Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговое тестирование - 1 ч.
Учебно-тематический план
№ Тема раздела Количество часов
1 Введение 1
2 Устное народное творчество 7
3 Из древнерусской литературы 2
4 Из литературы XVIII века 1
5 Из литературы XIX века: 30 (из них уроков вн. чт. – 3 + 1р.р.)
Басня 1
И. А. Крылов 2
В. А. Жуковский 2
А. С. Пушкин 3
А. Погорельский 2
В. М. Гаршин 1
М. Ю. Лермонтов 2
Н. В. Гоголь 2
Н. А. Некрасов 2
И. С. Тургенев 3
А. А. Фет 1
Л. Н. Толстой 3
А. П. Чехов 1
Поэты XIX века о родине и родной природе 1
6 Из литературы XX века 19 (из них 1ч. р.р.)
И. А. Бунин 1
В. Г. Короленко 3
С.А. Есенин 1
П. П. Бажов 2
К. Г. Паустовский 2
С. Я. Маршак 2
А. П. Платонов 1
В. П. Астафьев 3
«Ради жизни на Земле…» 1
Произведения о родине и родной природе 1
Саша Чёрный 1
7 Из зарубежной литературы 10
Роберт Льюис Стивенсон 1
Даниэль Дефо 2
Ханс Кристиан Андерсен 2
Жорж Санд 1
Марк Твен 2
Джек Лондон 1
Итоговое тестирование 1
Уроки развития речи 2
Уроки внеклассного чтения 3
Итого: 70
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока № в теме Дата Тема урока Характеристика основных видов
учебной деятельности Формы контроля Примечания
план. факт. 1 1 Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества Изучение содержания статьи учебника, работа с теоретическим материалом. Мини-размышления, личные наблюдения учителя. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 ч.)
2 1 Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор Составление таблицы «Жанры фольклора», составление тезисного плана по теме «Детский фольклор» Фронтальный опрос по теме урока. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
3 2 «Царевна – лягушка» встреча с волшебной сказкой Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному. Ответы на вопросы. 4 3 Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» Выразительное чтение сказки, пересказ, устные и письменные ответы на вопросы. Тест по содержанию сказки. 5 4 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Выразительное чтение сказки, рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге, защита собственных иллюстраций Самостоятельная работа 6 5 Сказка о животных «Журавль и цапля». Выразительное чтение сказок, рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге. Фронтальный опрос 7 6 Бытовая сказка «Солдатская шинель» Выразительное чтение сказок (по ролям), рецензирование чтения одноклассников, участие в коллективном диалоге. Ответы на вопросы учебника-хрестоматии 8 7 Урок – игра. Русские народные сказки Составление вопросов викторины, пересказ эпизодов сказок, ответы на вопросы. Контрольный тест по теме «Сказки» ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)
9 1 Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи. Работа со статьёй учебника. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.
Фронтальный опрос по содержанию статьи учебника 10 2 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Составление плана, ответы на вопросы учебника. Письменный ответ на вопрос ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч.)
11 1 М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Поиск сведения о писателе с помощью справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворений, анализ Устный рассказ о писателе ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (30 ч.)
12 1 Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Изучение содержания статьи учебника, работа с теоретическим материалом. Фронтальный опрос по содержанию статьи учебника 13 2 И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий Составление сообщения о баснописце. Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе литературоведческих терминов. Чтение по ролям 14 3 Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть. Игровые виды деятельности, презентация и защита собственных иллюстраций Выразительное чтение наизусть 15 4 В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные ответы на вопросы. Пересказ сюжета сказки 16 5 В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» Составление плана произведения и характеристики героев Цитатный план 17 6 А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы. Выразительное чтение наизусть 18 7 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев План характеристики героев 19 8 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта Письменная характеристика героев сказки 20 9 Русская литературная сказка.
А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям)
Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам, защита собственных иллюстраций Пересказ ключевых эпизодов сказки 21 10 Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Определение сказочных элементов Ответы на вопросы учебника-хрестоматии 22 11 В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Определение героических и обыденных мотивов в сказке Гаршина Викторина 23 12 Внеклассное чтение.
П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Выразительное чтение ярких эпизодов сказки, определение особенности сюжета сказки, характеристика главных героев. Отзыв о сказке Ершова 24 13 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Определение средств создания поэтической картины. Развитие представлений о метафоре, сравнении, гиперболе, эпитете Начальное представление о звукописи, аллитерации. Тест по стихотворению 25 14 Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Составление цитатного плана, определение средств художественной выразительности Выразительное чтение наизусть 26 15 Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Устный рассказ о писателе, выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев
Пересказ, ответы на вопросы 27 16 Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Анализ ключевых эпизодов повести Отзыв о произведении 28 17 Внеклассное чтение.
«Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Составление плана произведения, определение средств создания характеристики героев повестиПересказ и анализ ключевых эпизодов повести. 29 18 Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы Составление сообщения о поэте. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. 30 19 «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Речевая характеристика персонажей. Определение средств создания поэтического образа. Развитие представлений о метафоре, сравнении, эпитете. Определение размера стиха. Выразительное чтение наизусть 31 20 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» – повествование о жизни в эпоху крепостного права. Изучение содержания статьи учебника, работа с теоретическим материалом. Сообщение о писателе 32 21 Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Определяют основные черты героя, находят эпизоды, подтверждающие их План ответа
на вопрос 33 22 Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Смысл финала рассказа. Устный ответ на один из проблемных вопросов:
Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Каковы друзья и враги Герасима?
В чём вина и в чём беда барыни'? Тест по рассказу 34 23 Рр. Подготовка к сочинению по рассказу «Муму». Составление плана сочинения, подбор рабочего материала. Домашнее сочинение по рассказу 35 24 А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Выразительное чтение, определение средств художественной выразительности, определение размера рифмы и характера рифмовки Выразительное чтение наизусть 36 25 Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды Определение сюжета произведения Сообщение о писателе 37 26 Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Составление сравнительной характеристики героев План характеристики героев 38 27 Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Составление плана характеристики героев Нравственная оценка героев повести. Письменный ответ на вопрос 39 28 А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы, словесное рисование. Блиц-опрос 40 29 Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте. Чтение и анализ рассказов, определение темы и главной мысли рассказа. Пересказ или аннотация на рассказ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
41 30 Поэты XIX века о родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков. Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Определение средств художественной выразительности поэтического текста
Выразительное чтение наизусть ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч.)
42 1 Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Выразительное чтение, ответы на вопросы Пересказ и ответы на вопросы 43 2 В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из
благополучной и обездоленной семей. Их общение. Ответы на вопросы учителя, составление плана основных событий повести Сообщение о писателе 44 3 Доброта и сострадание героев повести. Составление таблицы «Соня и Маруся» Составление плана сравнительной характеристики Маруси и Сони 45 4 Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Выразительное чтение по ролям ключевых эпизодов повести. Ответы на вопросы учебника-хрестоматии Тест по содержанию повести 46 5 Рр. Подготовка к сочинению по повести «В дурном обществе». Ответы на вопросы плана сочинения Домашнее сочинение 47 6 С. А. Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Выразительное чтение. Определение средств создания художественного образа родного дома. Выразительное чтение наизусть 48 7 П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов, Работа со словарём. Сжатый и подробный пересказ 49 8 Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Составление плана характеристики героя Сжатый пересказ 50 9 К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб». Доброта и сострадание. Сообщение о писателе, пересказ сюжета, определение сказочных приёмов Мини-размышление 51 10 «Заячьи лапы». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Определение реального и фантастического Викторина 52 11 С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Чтение по ролям, составление плана. Устное рецензирование чтения одноклассников Устная характеристика героев 53 12 Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Определение сказочных приёмов, особенностей сказки Инсценировка эпизодов сказки 54 13 А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Пересказ и составление характеристики героев Ответы на вопросы учебника-хрестоматии 55 14 В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание. Составление плана, пересказ отдельных эпизодов. План рассказа 56 15 Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Сжатый пересказ, определение основных черт характера героя. Тест по рассказу 57 16 Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Выразительное чтение эпизодов, нравственная оценка поведения героя. Определение жизненных уроков рассказа. Домашнее сочинение 58 17 «Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;
А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Выразительное чтение и определение средств художественной выразительности. Выразительное чтение наизусть 59 18 И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д. Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Выразительное чтение и определение средств художественной выразительности. Выразительное чтение наизусть 60 19 Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Выразительное чтение и определение сюжета произведения. Контрольный срез знаний ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 ч.)
61 1 Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Поиск под руководством учителя сведений о зарубежных писателях с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Устные рассказы о писателях
Выразительное чтение (в том числе наизусть). Выразительное чтение наизусть 62 2 Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Устное рецензирование чтения одноклассников.
Различные виды пересказов.
Письменный ответ на вопрос 63 3 Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Составление таблицы, отражающей борьбу героя с обстоятельствами. Сжатый пересказ 64 4 Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда Чтение и анализ эпизодов сказки Сообщение о писателе, составление плана 65 5 Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница). Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Выразительное чтение по ролям и составление плана характеристики героев Мини-сочинение 66 6 Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Выразительное чтение по ролям Вопросы учебника-хрестоматии 67 7 Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость Составление вопросов викторины по произведению Проверка составленных планов 68 8 Черты характера Тома. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Составление характеристики героев. Определение особенностей сюжета произведения Беседа с элементами викторины 69 9 Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка. Нравственная оценка героев рассказа, составление плана Обсуждение и составление речевой характеристики персонажей произведений
Работа со словарём литературоведческих терминов
Беседа по вопросам учебника-хрестоматии 70 10 Контрольный тест за
2-е полугодие. Письменные ответы на вопросы
Решение тестов с выбором ответа, с развёрнутым ответом на вопрос Контрольная работа в форме теста VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 классы (базовый уровень). / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. Я. Коровина [и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
3. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
4. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. – М.: Просвещение, 2004.
5. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… [Текст]: дидактические материалы по литературе. 5 класс / В. Я. Коровина, В. И. Коровин, В. П. Журавлёв. – М: Просвещение, 2012.
6. Коровина, В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
7. Ерёмина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Текст]: кн. для учителя / О. А. Ерёмина. – М. : Просвещение, 2008.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Русская литературная классика. Книга для чтения в 5 классе [Текст]: тексты художественных произведений и комментарии к ним. – Самара: Фёдоров, 2005.
2. Ганжина, Н. Ю. Литературная гостиная [Текст]: сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды / Н. Ю. Ганжина, Н. Ф. Назарова. – М.: АРКТИ, 2004.
3. Чижов, Д. Г. Тесты. Литература. 5 класс [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. Г. Чижов. – М.: АСТ: Астрель, 2002.
4. Оглоблина, Н. Н. Тесты по литературе. 5–11 классы [Текст] / Н. Н. Оглоблина. – М.: АСТ: Астрель, 2004.
5. Шанский, Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста [Текст]: кн. для учителя / Н. М. Шанский. – М: Просвещение, 2002.
6. Тодоров, Л. В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 [Текст] / Л. В. Тодоров, А. В. Фёдоров. – М.: Просвещение, 2011.
7. Древнерусская литература. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для 5–9 классов общеобразоват. учреждений / сост. О. В. Творогов. – М.: Просвещение, 2002.
8. Российская школьная хрестоматия [Текст] : в 3 сер. /сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М.: Интербук, 1995.
9. Ленюшкина, Л. Г. Русская литература XIX века: первая половина [Текст]: хрестоматия художественных произведений : в 2 ч. / Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. – М: Просвещение, 2001.
10. Мифы народов мира [Текст]: хрестоматия / сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина, Е. С. Абелюк ; введен. В. И. Коровин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Рост мирос, 1999.
11. Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века [Текст] / сост. В. П. Журавлёв; худож. А. А. Митрофанов. – М.: Просвещение, 1998.
12. Литература Древней Руси [Текст]: биобиблиографический словарь / сост. Л. В. Соколова; под ред. О. В. Творогова. – М.: Просвещение, 1996.
13. Русские писатели XIX – начала XX века [Текст]: биобиблиографический словарь / под ред. Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1995.
14. Русские писатели XIX века [Текст]: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1996.
15. Зарубежные писатели [Текст]: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, 1996.
16. Русские писатели: XX век [Текст]: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998.
17. Пушкин А. С. Школьный энциклопедический словарь / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин ; под ред. док. фил. наук, проф. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 1999.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Литература» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор».
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Результатами освоения программы по литературе являются:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Обучающиеся умеют:
1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.