Сценарий по правилам дорожного движения Знай правила движения как таблицу умножения


Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения
в начальной школе
«Знай правила движения как таблицу умножения»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки. Задачи: 
• Образовательные: активизация интереса к предмету через игровую деятельность; формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации; формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы; закрепление правил дорожного движения; формирование умений коллективной работы. • Воспитательные: воспитать систему взглядов на окружающий мир; воспитать способность следовать нормам поведения; воспитать нормы социального поведения детей; воспитать уважительное отношение к предмету. • Развивающие: развитие речи, мышления, памяти; развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности; развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций; развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты. 
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Мы с вами живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. И чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
Всем ребятам предложение:
срочно выучить правила движения!
Чтоб спокойны были родители,
И не волновались водители.
Сегодня мы узнаем, кто же у вас является знатоком дорожного движения, для этого вы разделитесь на две команды, одна команда «Жигули», другая «Москвич». Каждая команда выбирает командира и выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победит та команда, которая наберет больше жетонов.
(Ребятам отводится несколько минут для деления команд, выбора командира.)
 Разминка.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, вода жидкая всегда? (Нет) - Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да) - Что хотите - говорите, мы бежим быстрей домой, поиграв на мостовой? (Нет) - Что хотите - говорите, вы всегда, когда спешите, то за транспортом бежите? (Нет) - Что хотите - говорите, пешеход идет вперед только там, где переход? (Да) - Что хотите - говорите, мы торопимся так скоро, что не видим светофора? (Нет) - Что хотите - говорите, но на знаке «переход» нарисован пароход? (Нет) - Что хотите - говорите, только умный пешеход на зеленый свет идет? (Да)
Викторина. (отвечают команды по очереди)
Вопросы:
-Какие бывают переходы?
- Зачем нужны правила дорожного движения?
- Как нужно обходить стоящий троллейбус?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Как называется часть дороги, по которой двигаются пешеходы?
- Почему нельзя перебегать улицу?
- Как нужно обходить стоящий трамвай, автобус?
- Как переходить (по переходу) улицу велосипедисту?
Ведущий:    В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
    Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. Машин становятся всё больше  и больше. Но автомобиль  наградил человека не только удобствами, но и опасностью .    Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает правил.
    А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
   Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает  нас участниками дорожного движения. Каждый должен правила знать и самое главное – их соблюдать!
Сегодня мы закрепим наши знания  в целях профилактики детского – дорожного травматизма.
 « ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)- Рассказывают заранее подготовленные дети.
1 ученик: «В старину улицы были едиными и для тех, кто  ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это нередко приводило к несчастным случаям. Несмотря на царские указы, в которых говорилось о том, чтобы едущие соблюдали осторожность  и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев  не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает  «дорога  для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью».
2 ученик: В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I в январе 1683 года. Указ звучал так: “Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить”.
3 ученик: Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э.
В России – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху.
4 ученик: « Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду».
5 ученик.  «Доходя до перекрёстка
                      Мы встречаем светофор
                      И заводит он серьезный
                      С пешеходом разговор:
                      Свет зелёный – проходи!
                      Жёлтый – лучше подожди!
                       Если красный-путь опасный!
                       Стой! И дальше не иди!
   Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?
6 ученик: Своё  происхождение светофоры  ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди  придумали  промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял  регулировщик.     
Конкурс командиров
Задание: . Отвечают по очереди.
Ведущий читает стихи-загадки.
Вот полоски черно-белые
Шагать по ним ты можешь смелоНа ту сторону ведет - (пешеходный переход)
Здесь не ездят на машинахПуть здесь лишь для тонкой шины
Потому здесь мы поедем
Только на… (велосипеде)
Если ты не вымыв рук,Поел в дороге овощи,Срочно нужно найти пункт(медицинской помощи)
Если нужно позвонить
Срочно что-то сообщитьНам в этом поможет он,
Ну конечно…(телефон)
Направление подскажет
Как, куда свернуть укажет
И напомнит, что и как,Вам в пути…(Дорожный знак).
Дома по рельсам пробегутВсех с остановки заберутТоропись и не зевай,Отправляется…(Трамвай).
 Игра - конкурс дорожных наук.
-Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Сейчас вы покажете, знаете ли вы ПДД. Мы проведем конкурс в виде телепередачи «Своя игра».
(На экране таблица.)
- В таблице пять видов вопросов разной степени трудности. Отвечая на вопросы, вы получаете соответствующее количество баллов для своей команды.
 ВОПРОСЫ :1. Кто из сказочных героев не нарушил бы правил дорожного движения? Мальвина
А)Буратино Б) Незнайка В) Винни – Пух
2.Лучше всего на какой дороге затормозит машина?
А)На мокрой Б) На обледенелой В) На сухой Г) С ямками
3. Когда загорелся желтый свет светофора, что ты будешь делать?
А) Посмотришь, нет ли поблизости быстро идущего транспорта и побежишьБ) Побежишь со всех ног
В) Останешься стоять на месте
4. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
А)С самого рождения
Б)С 14 лет
В)Когда  выйдешь на пенсию
5. Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?
А) Обойти автобус спереди
Б) Обойти автобус сзади
В) Пролезть под автобусом
2) «Дорожные знаки»
1. Посреди дороги в ряд
    Полоски белые лежат
   На дороге там проход-
…(пешеходный переход)
2. Перед нами странный знак
В треугольнике вот так:
   Со всех ног бегут куда-то
Взявшись за руки ребята
     .  («Осторожно, дети!)
3. Знак запрета там весит
Неизвестно что гласит
В круге там велосипед,
А других намеков нет.
(Велосипедистам проезд запрещен)
4.Что за мостик над дорогой
   Будет нам с тобой подмогой    Через улицу ведет
    Нас …    (надземный переход)
 5. Знак какой-то непонятный
     В треугольнике с лопатой.
   Человек копает что-то,
     Здесь …  ( дорожные работы).
Занимательная викторина
3)Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
                                                                    (В карету)
На чём летал старик Хоттабыч?
(На ковре – самолёте)
На чём ехал Емеля к царю во дворец?
                                                                 (На печке)
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?
                                                                 (Велосипед)
Чем заправлялся Карлсон, который живёт на крыше?
                                                                 (Вареньем)
Подарок родителей дяди Фёдора почтальону Печкину?
                                                                  (Велосипед)
Личный транспорт Бабы – Яги?
                                                     (Ступа)
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
                                                                                                   (Поезд)
На чём летал Барон Мюнхгаузен?
                                                        (На ядре)
На чём катались Герда и Кай?                 
    (На санках)
4) «Дорисуй дорожный знак» (каждой команде дается по 2 шаблона)
1. (перекресток со светофором )2. (пункт первой медицинской помощи)
3. (движение без остановки запрещено)
4. (остановка запрещена)
Игра «Знаки ПДД»
Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.
Вопросы для команды “Жигули ”.
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?
Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
Что означает желтый сигнал светофора?
А теперь вопросы для команды “Москвич ”.
Как и где лучше переходить улицу?
Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
Где следует ожидать автобус, троллейбус?
Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
Что означает красный сигнал светофора?
. Игра “Разрешается – запрещается”(разрешается – стоим, запрещается – приседаем).
Кто помощником нам станет
На колесах или нет
Кто подскажет, не обманет
Сможет всем нам дать совет
Чтобы знать вам, что да как
Уважайте каждый знак!
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Играть на дороге…(запрещается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
“Музыкальная разминка”.
Ведущий: Вам необходимо исполнить песни, или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, машинах, пешеходах. (За каждую исполненную песню или отрывок команда получает жетон).
Большое спасибо ребята!
Исполняется финальная песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь». Все вместе
Если с другом вышел в путьЕсли с другом вышел в путьВеселей дорогаЛишь про знаки не забудьЛишь про знаки не забудьИх в дороге много.
Припев:
Что мне снег,Что мне зной, Что мне дождик проливнойДорожный знак помощник мой. (2 раза)
Собираясь в дальний путь,Собираясь в дальний путьМного правил разных–Повторить ты не забудь,Повторить ты не забудь,Как стишок на праздник.
Припев:
И в дорогу я друзья  И в дорогу я друзьяВыйду без испугаЗнаки все мои друзья,Знаки все мои друзья,Нет надежней друга.Припев:
Ведущий:
И взрослым и детям положено знать
Правила дорожные нужно соблюдать
Коль доверишься ты им,
Будешь цел и невредим!
Подводим итоги и вручаем грамоты победителям!
А сейчас каждая команда получит памятку «Юный пешеход».