Программа кружка Юные инспектора дорожного движения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
627031,Тюменская область ,Ялуторовский район ,с.Зиново
пер.Школьный 2 .тел.99-117,zinovo@mai.ru
Программа утверждена
Педагогическим советом
Протокол №__от ________
«Юные инспектора дорожного движения»
(Образовательная программа дополнительного образования
для детей младшего школьного возраста)
Срок реализации 4 года.
Составитель:
Кузнецова Тамара Михайловна
учитель начальных классов
с.Зиново
2014
Программа внеурочной деятельности в кружке
"Юные инспектора дорожного движения"
Ступень обучения (класс ) начальное общее образование (1–4-й класс).
Количество часов 135. Уровень базовый.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 4 года.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 6,5 –10 лет.
Направление – социальное.
Пояснительная записка к кружку “Юные инспектора дорожного движения”.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).
Обязательными принципами
в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы:
предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№п.п.
Содержание раздела, темы
Количество часов 1 класс
Количество часов 2 класс
Количество часов 3 класс
Количество часов 4 класс
1
Дорожная грамота.
10
10
10
10
2.
Транспортные средства.
3
3
3
6
3
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
3
3
6
4
Наш друг – светофор.
3
3
3
3
5
Правила дорожного движения.
10
10
10
4
6
Дорожные знаки
4
5
5
5
Итого
33
34
34
34
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные –
рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные –
показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические –
выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МАОУ « Зиновская СОШ» на проведение занятий внеурочной деятельности кружка “Юные инспектора дорожного движения” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего 135 часов.
Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Юные инспектора дорожного движения ”.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 1-х классов должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-х классов должны знать
(кроме перечисленного):
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
Учащиеся 3-4 классов должны знать
(кроме перечисленного):
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся 3-4 класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы и методы контроля:
психодиагностика;
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.
Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование
План
Факт
Дорожная грамота.
10
Дорога в школу и домой.
Как устроена дорога?
Дорога в городе.
Дорога в посёлке.
Что такое улицы?
Кого называют пешеходами?
Кого называют водителем?
Кого называют пассажирами?
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?
Транспортные средства
3
Транспорт и его виды.
Пассажирский транспорт.
Специальный транспорт.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах.
Место, где мы живём.
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
Наш друг - светофор.
3
Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика)
Светофор и его сигналы.
Светофоры для водителей и пешеходов.
Правила дорожного движения.
10
Правила дорожного движения для пешеходов.
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Движение по тротуару в группе.
Что такое проезжая часть дороги?
Правила перехода дороги.
Переход улицы при одностороннем движении.
Переход улицы при двустороннем движении.
Пешеходный переход.
Правила поведения на остановках.
Правила поведения в общественном транспорте
Дорожные знаки.
4
Дорожные знаки.
Дорожные знаки для пешеходов.
Дорожные знаки для водителей.
«Правила дорожные знать каждому положено»
Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование
План
Факт
Дорожная грамота.
10
1
Это должны знать все.
2
Улица полна неожиданностей.
3
Как правильно определить безопасный путь.
4
Практическое занятие. Безопасный путь домой.
5
Практическое занятие. Безопасный путь в школу.
6
Почему дети попадают в дорожные аварии.
7
Элементы улиц и дорог.
8
Дорожная разметка.
9
Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.
10
Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде.
Транспортные средства
3
11
Виды транспортных средств.
12
Грузовой и легковой виды транспорта.
13
Конкурс на лучший рисунок.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
14
Регулирование дорожного движения.
15
Взаимно вежливые отношения на дороге.
16
Викторина.
Правила дорожного движения.
10
17
Где можно и где нельзя играть.
18
Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах.
19
Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах.
20
Переход регулируемых перекрёстков.
21
Переход нерегулируемых перекрёстков.
22
Переход дороги с односторонним движением.
23
Переход дороги с двусторонним движением.
24
Правила посадки и высадки из общественного транспорта.
25
Правила поведения в общественном транспорте.
26
Переход дороги после выхода из общественного транспорта.
Наш друг - светофор.
3
27
История возникновения светофора.
28
Виды светофоров.
29
Игра «Водители и пассажиры»
Дорожные знаки.
5
30
Дорожные знаки.
31
Группы дорожных знаков.
32
Дорожные знаки для пешеходов.
33
Обобщающее занятие.
34
Экскурсия(закрепление пройденного материала)
Приложение 3 Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование
План
Факт
Дорожная грамота.
10
1
Правила дорожные знать каждому положено.
2
История возникновения правил дорожного движения.
3
Улица, транспорт и пешеходы.
4
Скрытые опасности на дороге.
5
Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.
6
Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.
7
Остановочный и тормозной путь.
8
Встреча с работниками ГИБДД.
9
Викторина по правилам дорожного движения.
10
Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди.
Транспортные средства
3
11
Рельсовый и безрельсовый транспорт.
12
Служба спасения, МЧС.
13
Конкурс детского рисунка.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
14
Сигналы регулировщика.
15
Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник.
16
Викторина.
Правила дорожного движения.
10
17
Движение пешеходов.
18
Права и обязанности пешеходов.
19
Конкурс рисунков «Нарушители».
20
Игры детей и дорожная безопасность.
21
Причины дорожных аварий.
22
Перекрёсток и опасные повороты.
23
Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением.
24
Железнодорожный переезд.
25
Правила перехода железной дороги.
26
Конкурс рисунков «Кто виноват?»
Наш друг - светофор.
3
27
Знакомство с транспортом города.
28
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
29
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».
Дорожные знаки.
5
30
Запрещающие знаки.
31
Предписывающие знаки.
32
Знаки сервиса.
33
Экскурсия.
34
Обобщающее занятие.
Приложение 4 Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование
План
Факт
Дорожная грамота.
10
1
Вводный урок. Правильно веди себя на дороге.
2
Игра «Подскажи словечко»
3
Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я».
4
Практическое занятие. Отработка практических навыков.
5
Правила поведения в зоне жилых домов.
6
Один на дороге.
7
Мы на загородной дороге.
8
Переход дороги при плохих погодных условиях.
9
Правила поведения на дороге во время гололёда.
10
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Транспортные средства
6
11
Краткая история колеса.
12
Краткая история автомобиля.
13
Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто.
14
Что такое Автозавод?
15
Краткая история возникновения общественного транспорта.
16
Настольные игры по правилам дорожного движения.
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
6
17
А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?
18
А знаешь ли ты, из чего сделана машина?
19
А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?
20
Что такое правостороннее движение.
21
Тротуар – дорога для пешеходов.
22
Внимательный пешеход.
Наш друг - светофор.
3
23
Транспортные и пешеходные светофоры.
24
Мигающий жёлтый свет.
25
Роль светофоров в организации движения.
Дорожные знаки.
5
26
Дорожные знаки для пешеходов.
27
Дорожные знаки для водителей.
28
Виды дорожной разметки.
29
Причины дорожно-транспортных происшествий.
30
Игра «Знатоки дорожных знаков»
Правила дорожного движения.
4
31
Катание на роликовых коньках.
32
Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля»
33
Экскурсия «Я – пешеход».
34
Утренник «Знай правила движения как таблицу умножения»
Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
Заголовок 115