Программа кружка Юные инспектора дорожного движения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
627031,Тюменская область ,Ялуторовский район ,с.Зиново
пер.Школьный 2 .тел.99-117,zinovo@mai.ru


Программа утверждена
Педагогическим советом
Протокол №__от ________

«Юные инспектора дорожного движения»

(Образовательная программа дополнительного образования
для детей младшего школьного возраста)
Срок реализации 4 года.



Составитель:
Кузнецова Тамара Михайловна
учитель начальных классов

с.Зиново

2014
Программа внеурочной деятельности в кружке
"Юные инспектора дорожного движения"

Ступень обучения (класс ) начальное общее образование (1–4-й класс).
Количество часов 135. Уровень базовый.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 4 года.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 6,5 –10 лет.
Направление – социальное.
Пояснительная записка к кружку “Юные инспектора дорожного движения”.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).
Обязательными принципами
в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы:
предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№п.п.
Содержание раздела, темы
Количество часов 1 класс
Количество часов 2 класс
Количество часов 3 класс
Количество часов 4 класс

1
Дорожная грамота.
10
10
10
10

2.
Транспортные средства.
3
3
3
6

3
Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3
3
3
6

4
Наш друг – светофор.
3
3
3
3

5
Правила дорожного движения.
10
10
10
4

6
Дорожные знаки
4
5
5
5


Итого
33
34
34
34


Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные –
рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные –
показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические –
выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МАОУ « Зиновская СОШ» на проведение занятий внеурочной деятельности кружка “Юные инспектора дорожного движения” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего 135 часов.
Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Юные инспектора дорожного движения ”.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 1-х классов должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-х классов должны знать
(кроме перечисленного):
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
Учащиеся 3-4 классов должны знать
(кроме перечисленного):
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся 3-4 класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы и методы контроля:
психодиагностика;
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.

Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование




План
Факт



Дорожная грамота.
10





Дорога в школу и домой.






Как устроена дорога?






Дорога в городе.






Дорога в посёлке.






Что такое улицы?






Кого называют пешеходами?






Кого называют водителем?






Кого называют пассажирами?






Движение пешеходов по улицам и дорогам.






Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?






Транспортные средства
3





Транспорт и его виды.






Пассажирский транспорт.






Специальный транспорт.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3





Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах.






Место, где мы живём.






Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.






Наш друг - светофор.
3





Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика)






Светофор и его сигналы.






Светофоры для водителей и пешеходов.






Правила дорожного движения.
10





Правила дорожного движения для пешеходов.






Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.






Движение по тротуару в группе.






Что такое проезжая часть дороги?






Правила перехода дороги.






Переход улицы при одностороннем движении.






Переход улицы при двустороннем движении.






Пешеходный переход.






Правила поведения на остановках.






Правила поведения в общественном транспорте






Дорожные знаки.
4





Дорожные знаки.






Дорожные знаки для пешеходов.






Дорожные знаки для водителей.






«Правила дорожные знать каждому положено»








Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование




План
Факт



Дорожная грамота.
10




1
Это должны знать все.





2
Улица полна неожиданностей.





3
Как правильно определить безопасный путь.





4
Практическое занятие. Безопасный путь домой.





5
Практическое занятие. Безопасный путь в школу.





6
Почему дети попадают в дорожные аварии.





7
Элементы улиц и дорог.





8
Дорожная разметка.





9
Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.





10
Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде.






Транспортные средства
3




11
Виды транспортных средств.





12
Грузовой и легковой виды транспорта.





13
Конкурс на лучший рисунок.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3




14
Регулирование дорожного движения.





15
Взаимно вежливые отношения на дороге.





16
Викторина.






Правила дорожного движения.
10




17
Где можно и где нельзя играть.





18
Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах.





19
Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах.





20
Переход регулируемых перекрёстков.





21
Переход нерегулируемых перекрёстков.





22
Переход дороги с односторонним движением.





23
Переход дороги с двусторонним движением.





24
Правила посадки и высадки из общественного транспорта.





25
Правила поведения в общественном транспорте.





26
Переход дороги после выхода из общественного транспорта.






Наш друг - светофор.
3




27
История возникновения светофора.





28
Виды светофоров.





29
Игра «Водители и пассажиры»






Дорожные знаки.
5




30
Дорожные знаки.





31
Группы дорожных знаков.





32
Дорожные знаки для пешеходов.





33
Обобщающее занятие.





34
Экскурсия(закрепление пройденного материала)









Приложение 3 Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование




План
Факт



Дорожная грамота.
10




1
Правила дорожные знать каждому положено.





2
История возникновения правил дорожного движения.





3
Улица, транспорт и пешеходы.





4
Скрытые опасности на дороге.





5
Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги.





6
Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения.





7
Остановочный и тормозной путь.





8
Встреча с работниками ГИБДД.





9
Викторина по правилам дорожного движения.





10
Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди.






Транспортные средства
3




11
Рельсовый и безрельсовый транспорт.





12
Служба спасения, МЧС.





13
Конкурс детского рисунка.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)
3




14
Сигналы регулировщика.





15
Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник.





16
Викторина.






Правила дорожного движения.
10




17
Движение пешеходов.





18
Права и обязанности пешеходов.





19
Конкурс рисунков «Нарушители».





20
Игры детей и дорожная безопасность.





21
Причины дорожных аварий.





22
Перекрёсток и опасные повороты.





23
Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением.





24
Железнодорожный переезд.





25
Правила перехода железной дороги.





26
Конкурс рисунков «Кто виноват?»






Наш друг - светофор.
3




27
Знакомство с транспортом города.





28
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.





29
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».






Дорожные знаки.
5




30
Запрещающие знаки.





31
Предписывающие знаки.





32
Знаки сервиса.





33
Экскурсия.





34
Обобщающее занятие.








Приложение 4 Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п.п.
Содержание
(разделы, темы)
Количество часов
Дата
Оборудование




План
Факт



Дорожная грамота.
10




1
Вводный урок. Правильно веди себя на дороге.





2
Игра «Подскажи словечко»





3
Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я».





4
Практическое занятие. Отработка практических навыков.





5
Правила поведения в зоне жилых домов.





6
Один на дороге.





7
Мы на загородной дороге.





8
Переход дороги при плохих погодных условиях.





9
Правила поведения на дороге во время гололёда.





10
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.






Транспортные средства
6




11
Краткая история колеса.





12
Краткая история автомобиля.





13
Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто.





14
Что такое Автозавод?





15
Краткая история возникновения общественного транспорта.





16
Настольные игры по правилам дорожного движения.






Здравствуй, дорога! (Общие правила)
6




17
А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?





18
А знаешь ли ты, из чего сделана машина?





19
А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?





20
Что такое правостороннее движение.





21
Тротуар – дорога для пешеходов.





22
Внимательный пешеход.






Наш друг - светофор.
3




23
Транспортные и пешеходные светофоры.





24
Мигающий жёлтый свет.





25
Роль светофоров в организации движения.






Дорожные знаки.
5




26
Дорожные знаки для пешеходов.





27
Дорожные знаки для водителей.





28
Виды дорожной разметки.





29
Причины дорожно-транспортных происшествий.





30
Игра «Знатоки дорожных знаков»






Правила дорожного движения.
4




31
Катание на роликовых коньках.





32
Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля»





33
Экскурсия «Я – пешеход».





34
Утренник «Знай правила движения как таблицу умножения»






Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.


Заголовок 115