Коррекционная программа Я+Я+Я= вместе мы одна семья
ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»
Конкурсная работа
Сплочение классного коллектива во время адаптации учащихся гимназии-интерната для одарённых детей.
Работу подготовила:
педагог-психолог
ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат
для одарённых детей»
Сухинина Эльвира Руджиевнас. Танковое – 2015
Содержание. Введение…………………………………………………………………… 2
Функции общения…………………………………………………... 5
Современные групповые методы развития самосознания……. 7
2.1.Социально-психологические аспекты групповых методов………… 8
2.2. Общее представление о психологическом тренинге…………………9
2.3. Специфические черты и основные парадигмы тренинга ..................11
III. Коррекционная программа «Я + Я + Я = вместе мы одна семья»……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенность программы сплочённостиклассногоколлектива……..15
3.2. Стадии развития сплочённости………………………………… 16
3.3. Подходы работы ведущего…………………………………………. 17
3.4. Актуальность программы……………………………………………..20
3.5. Цели и задачи коррекционной программы. Условиие, количество, переодичность занятий…………………………………………………… 21
3.6. Конспект занятий от 1 до 10....................................................................22
IV. Анализ исследования применения программы. Выводы……………… 36 Приложение………………………………………………………………… 39 Список литературы…………………………………………………………. 47
Введение.
В любом классном коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплочённостью. Вопрос этот очень важен так как, от уровня развития классного коллектива, степени его сплочённости зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого его участника.
Если речь идёт о коллективной жизни, то естественно напрашивается вопрос, что имели в виду психологи и философы, когда говорили о том, насколько важно общение и как оно, это общение влияет на сплочённость коллектива.
Общение априори – сложный и многогранный процесс [1, с 32]. Он может выступать двояко: во-первых, как процесс взаимодействия людей, во-вторых, как информационный, и наконец, в-третьих, как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания людей.
Такое определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
Необходимость общения определяется совместной жизнедеятельностью людей. Истоки общения мы можем найти в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы выжить в наше непростое время, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе взаимодействия и только через общение можно понять сущность человека, его мотивы. Л. Фейербах писал: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».
В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
И всё дальнейшее развитие ребёнка будет зависить от того, какое место личность занимает в системе человеческих отношений, а именно – в системе общения. Психическое развитие человека однозначно зависит от того, с кем он общался, каков круг и характер его общения. Психологи утверждают, что вне общения формирование личности невозможно в принципе. Общаясь с другими людьми, ребёнок постепенно начинает усваивать общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает необходимыми умениями и навыками, формирует своё сознание и самосознание, и что самое важное, вырабатывает убеждения, идеалы, становясь личностью. Только в процессе общения у ребёнка начинают формироваться духовные потребности, эстетические чувства, нравственные понятия, и главное, формируется характер.
Реализация функций воспитания и обучения подрастающего поколения происходит тоже через общение. Субъектами педагогического общения становятся учителя, школьники, родители – Взрослые и Дети. Исследователи, все без исключения, вводят в состав педагогических задач коммуникативные способности личности.
В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но также всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, можно сделать вывод, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но, именно это пересечение деятельностей и создаёт определённое отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.
Факт связи общения с деятельностью обозначен многими психологами. Однако, характер этой связи у каждого объясняется по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимоувязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образ жизни. В других случаях общение понимается как определённая сторона деятельности: оно включено в любую деятельность как её элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.
Предмет исследования:
Формирование коммуникативных способностей в вновь в сформированных группах гимназии-интерната.
Объектом исследования является способность каждого подростка научиться полноценному общению через коррекционную программу «Я + Я + Я == Вместе мы одна семья».
Результатами исследования может служить мониторинг развития классных коллективов (в IV главе). Уровень сплочённости классных коллективов в начале 7 класса был очень низким. Благодаря усиленной работе воспитателя и психолога, уровень сплочённости стал выше. Ребята научились договариваться между собой, количество изолированных и отторженных ребят сократилось. Следовательно, психологический климат в классе тоже изменился в лучшую сторону. Воспитатели, отрабатывая коррекционную программу с учениками, стали ближе к своим подопечным (уровень интеграции тоже стал выше), удалось обозначить проблемы детей и наметить пути их решения.
В результате нам удалось создать условия для самораскрытия и понимания подростками друг друга. Ребята стали лучше учиться, помогать друг другу в учёбе, этот фактор ещё больше сплотил коллективы. На занятиях ребята раскрылись совершенно с другой стороны, были менее закомплексованы, стали больше доверять своим товарищам и оказывать поддержку друг другу, в классах стало больше конструктивных лидеров и подлидеров.
Глава I.
Функции общения
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Социальные функции общения
Организация совместной деятельности;
Управление поведением и деятельностью;
Контроль.
Психологические функции общения
Функция обеспечения психологического комфорта личности;
Удовлетворения потребности в общении;
Функция самоутверждения;
Основные мотивы общения
Прежде всего, переходя к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо проанализировать и то, как мы понимаем, слово «мотив» в принципе.
Термин «мотив» объясняется разными психологами абсолютно по-разному. В той концепции деятельности, которую мы взяли за основу при интерпретации общения, понятие мотива очень тесно связано с понятием потребности. А.Н. Леонтьев писал: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворять потребность, жёстко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом [1, с. 43].
Итак, можно с уверенностью сказать, что мотив деятельности совпадает с её предметом. А, следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения будет служить другой человек, т.е. его партнёр по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребёнка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения будет другой ребёнок.
Анализируя результаты диагностики, мы однозначно пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны тремя его главными потребностями, назовём их:
Потребность в активной деятельности;
Потребность в впечатлениях;
Потребность в признании и поддержке.
Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия взрослого и ребёнка, в основе которого лежат обозначенные нужды детей.
Ведущие мотивы общения.
Личностные, деловые, познавательные мотивы, как правило, появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребёнка все три группы мотивов сосуществуют и теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Но, в разные периоды детства их относительная роль может существенно измениться: в роли ведущих может оказаться или один, или другой мотив. Причём, речь идёт не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов [1, с. 51], а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определённой группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребёнка: степень самостоятельности, характер его ведущей деятельности, его мотивация. Из учебников по возрастной психологии мы знаем, что, в 10 лет у учащихся меняется ведущий вид деятельности. В начальной школе это была учёба, а теперь – общение, общение и ещё раз общение. А интерес к учёбе уходит на задний план. Значит, пришло время помочь в развитии коммуникативных способностей ребёнка, и в организации самого общения для того, чтобы общение приносило радость и удовлетворение.
Именно поэтому на тренинге по сплочению классного коллектива и решаются эти задачи.
Глава II
Современные групповые методы развития самосознания
Начиная с тридцатых годов прошлого столетья, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не могла. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрёл статус одного из самых значимых и популярных.
В настоящее время этот метод транслируется удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Принципы, выдвигаемые в качестве краеугольного камня представителями различных направлений группового движения, порой в корне противоречат друг другу. Некоторые «групповоды» отличаются откровенным эклектизмом, провозглашая практическую эффективность единственным своим принципом. Разобраться в многообразии и пестроте имеющихся на сегодняшний день видов и подвидов психотерапевтических групп и, каким-то единственным образом классифицировать их, по нашему мнению, занятие неблагодарное и бесперспективное. Но, так или иначе, однозначно, можно утверждать о наличии ключевой и ведущей идее, объединяющей, безусловно, все имеющиеся в практической психологии подходы: стремление помочь развитию личности путём снятия ограничений, комплексов, освобождения её потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире. Вспомним, как писал об этом А.Ф. Бондаренко: «Выраженная в различных терминах, составляющих синонимический ряд лексем: «развитие», «рост», идея изменения, связанная с развитием и актуализацией личностного потенциала, соотносится с идеей и понятием индивидуализации К. Юнга, самоактуализации А.Маслоу и С. Джурарда, личностного роста К. Роджерса и, в целом, выражает общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта». [2]. Иначе говоря, речь идёт о фактическом воздействии на те, или иные составляющие самосознания, осуществляющиеся во всех типах медицинской психотерапии, а также во всех видах групповой психокоррекционной работы и даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознаётся. Об этом чётко и лаконично говорил В. В. Столин: "Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой психотерапевтический процесс укрепляет или достраивает структуры самосознания и тем самым активизирует и оптимизирует его работу" (1983, с. 255). Поэтому, разработав оптимальный метод развития самосознания, мы должны рассмотреть и проанализировать возможно более широкий спектр тренинговых групп, представленных в западной практической психологии. [2].
Социально-психологические аспекты групповых методов
Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э.Дюркгейм и Г. Зиммель. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии, впрочем, до сих пор нельзя сказать абсолютно уверенно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп одинаковы. Что касается тренинговых групп развития самосознания, являющихся предметом рассмотрения в данной работе, то, по-видимому, психологические особенности малой группы, изучаемые в социальной психологии, вполне приложимы к ним. А само слово «тренинг» возникло, как мы узнали из компетентных источников, не в клинической психотерапии, а в практической работе со здоровыми людьми и до настоящего времени использовался и продолжает использоваться многими психологами в сочитании с прилагательным «социально-психологический». Тем не менее, современное понимание тренинга включает в себя многие традационные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждает нас искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах. [2, с. 6].
Общее представление о психологическом тренинге
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются:
В рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний;
Для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Нас больше заинтересовало рассмотрение группового тренинга в его втором значении.
В «Психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении». Групповой психологический тренинг не сводится только к понятию социально-психологический. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и, отнюдь, не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.
Один из влиятельных специалистов по тренингам Ю.Н. Емельянов говорит: «…при этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» [2, с. 8]. Следуя этому подходу, Емельянов предлагает чётко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей личности, но и метод развития разнообразных психических структур в целом.
В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического програмирования и акмеологии А.П.Ситников дал развёрнутое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций…» ([2, с144]. При этом под антропотехникой А.П. Ситников подразумевает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование естественно данных человеку способностей и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основных антропотехники: научение, учение и игру.
Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, безусловно, с увеличением диапозона целей, значительно более широкого по сравнению с раннее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А.П. Ситников, например, понимает програмно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как система обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности [2, с 172].
Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве, называться тренинговыми.
Специфические черты и основные парадигмы тренинга
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
соблюдение ряда принципов групповой работы:
Нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
Наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
Определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
Акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
Применение активных методов групповой работы;
Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
Атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
В рамках этих черт существует громаднейшее количество модификаций конкретных форм тренингов, максимально разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно огромный разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе). Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в работе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы "оттаивания", "изменения", "замораживания".
Тренинг, являющийся формой практической психологической работы, своим содержанием всегда отражает определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить не одну и даже не три:
Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приёмами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;
Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Образцы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых знаний, умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений. Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалистов, проводящих тренинг:
коуч;
ведущий;
руководитель;
директор группы;
тренер;
эксперт;
фасилитатор.
Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку, как правило, обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Помимо этого, в психологической литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с опытом того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.
Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, общий результат применения которого зависит не только и не столько от качества этого инструмента, сколько от личности самого мастера, с ним работающего.
Глава III
Коррекционная программа «Я + Я + Я = вместе мы одна семья»
Программа была разработана специально для учащихся 7-х классов гимназии-интерната для одарённых детей, по результатам диагностики. Эти классы в гимназии считаются адаптационными, так как обучение в нашем учебном заведении начинается с 7 класса. Диагностика, проведённая нами вначале учебного года, показала низкий уровень интеграции и низкий уровень сплочённости в классных коллективах. А это, как мы знаем, существенно влияют практически на все стороны жизни учащихся, включая и учебную деятельность. Так, групповой нормой может быть низкая успеваемость подростков, полное отсутствие инициативы на уроке, игнорирование домашних заданий. А если добавить сюда и конфликтные отношения между одноклассниками, то результатом всего перечисленного можно смело назвать частые страхи ответов у доски, высокий уровень тревожности, что мешает полноценному усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата в классном коллективе, формирование позитивных групповых норм чрезвычайно важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности прежде всего.
Программа коррекции направлена на повышение сплоченности учащихся гимназии-интерната, поэтому участвует весь класс. Конечно, количество ребят классного коллектива, превышает размер тренинговой группы, но, учитывая то, что коллектив только формируется, мы сочли необходимым условием участие всего класса целиком, не разбиваяя его на подгруппы. Это объясняется тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что может привести к разногласиям в классе. Но на практике, чаще всего возникает необходимость проводить коррекцию с тем количеством ребят, которые имеют место быть в данный период. Причины эти вполне объяснимы: ученик заболел или вынужден дорабатывать МАН и т.д. В этом случае часть ребят занимаются по расписанию, а те, кто не смог присутствовать на занятии, работает в объединённой группе, затем, отработав материал, учащиеся возвращаются и занимаются в основной группе.
Особенность программы сплоченности классного коллектива
Если мы имеем дело с учебным (школьным коллективом), то здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор его направленности. Зачастую, класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих одноклассников. Поэтому организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности, необходима, однозначно. Очень часто наблюдается подмена понятия «сплочённость». Давать списывать домашнее задание, не иметь своего мнения, то есть думать и делать как все – это и есть, по мнению учащихся, понятие «сплочённость и взаимовыручка». А ребёнок, который не желает делать то, что диктует ему группа, как правило, оказывается в роли «изолированного» или «отверженного».
Стадии развития сплоченности
Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность коллектива определяется степенью его развития, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих личность в группе.
Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива только начинают узнавать друг друга. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в классе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, напрочь отсутствует чувство «мы». На этой стадии в классном коллективе при возникновении каких-либо проблем ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к старшим товарищам, например, к педагогу. Обратившись к воспитателю, ученик расчитывает получить помощь от него и в итоге получает эту помощь, за ребёнка решают его проблему. Сам же ученик не осознаёт, что есть и другие способы решения его проблем.
На следующей стадии в классном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками (конструктивные и деструктивные подлидеры) . Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в классе часто предопределены местом жительства: дети добираются вместе до места учёбы, вместе уезжают из гимназии, проживают в одной спальной комнате, объединяются по интересам (кружки, студии, клубы), обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.
На третьей стадии в группе на первый план выходит борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникают конфликты. Но даже если лидер один, еще не вся группа способна объединиться вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.
И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структурой. Цели группы интериоризованы учащимися, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включая в данное понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.
Итак, групповая динамика рассматривается нами как совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии.
Четвёртую стадию развития классного коллектива можно наблюдать к середине 11 класса, иногда это происходит гораздо раньше, например, в 9 классе. Всё зависит от самих ребят, от классного руководителя и воспитателя.
Подходы работы ведущего
Мы выделим основные подходы работы ведущего, которые позволяют сконцентрироваться на цели тренинга (в соответствии с данными подходами осуществлялся и подбор упражнений): контакт, коммуникация, кооперация.
Контакт позволяет сократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также создать доверительную атмосферу в классе. Для реализации этого подхода включены упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом (например: «Поздороваемся», «Поздоровайся разными способами», «Внимание, опасность» и др.), что позволяет развивать отношения внутри класса. Так называемые «отверженные» в упражнениях на отработку контакта получают возможность включаться в общегрупповой процесс.
Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблем группы (организованное и контролируемое ведущим). На осуществление подхода направлены следующие упражнения: «Я сегодня здесь потому, что…», «Поменяйтесь местами», «А ты с какой планеты?», «Комплимент» и т. д. Помимо формирования навыков партнерского общения, упражнения позволяют развивать эмпатию, лучше узнать и понять друг друга.
Кооперация позволяет участникам группы получить навыки работы в команде, достижения групповых целей. Известно, что стремление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность группы. Для реализации похода включены упражнения, направленные на групповое взаимодействие: «Моя уникальность», «Договор с самим собой», «Это я могу», «Коллаж»» и др., в которых класс достигает успеха только тогда, когда вся группа работает над решением задачи. Упражнения стимулируют лидерские процессы в группе, развивают эмпатию, взаимоуважение, умение слышать и слушать товарища.
Помимо перечисленных групп упражнений, в программу также включены упражнения на самопознание («Самопрезентация», «Таблица претензий» и подобные). Эти задания позволяют решить две задачи. Во-первых, участники заинтересованы в получении информации о себе, и упражнения, таким образом, сохраняют и поддерживают интерес к занятиям. Во-вторых, включение в программу упражнений на самопознание предполагает самораскрытие, а также получение информации об одноклассниках. «Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группе за счет «открытия» в непринимаемых членах класса позитивных сторон, обнаружения общего с другими одноклассниками. В данном случае можно привести пример того, как на коррекционных занятиях девочка, которая всегда была в роли «серой мышки», удивительным образом раскрыла себя. Она рассказала группе о том, где ей удалось вместе с родителями путешествовать летом во время каникул. На неё стали обращать внимание, у девочки появились друзья, ей удалось очень ярко, красочно описать те места и города, где она была. Свой рассказ девочка продемонстрировала с помощью слайд-презентации. В дальнейшем ученица блестяще продемонстрировала свои лидерские способности в роли ведущего дебатёра по английскому языку в Бремене.
Важным условием успешности работы в программе является позиция ведущего - именно от его поведения, установок, реакции на происходящее зависит вектор направленности сплоченности. Ведущим используются следующие особенности обратной связи в группе: поддержка позитивного поведения (эмпатии, сотрудничества) и спокойное, взвешенное отношение к негативным проявлениям (соперничество, оценки, выпады в чью-то сторону). Чаще всего это проявляется при рефлексии в конце упражнений и занятий в целом. При возникновении конфликтных ситуаций задача ведущего состоит в том, чтобы не решать проблему, а стимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение. Такая же позиция сохраняется при выполнении классом заданий на групповое взаимодействие.
Стоит отметить также, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в равной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками. В целом, поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так как он является тем взрослым, который своим примером транслирует, как можно быть успешным в общении.
Актуальность программы:
Мы все прекрасно знаем из возрастной психологии, что подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, это возраст очень непростой, ребята начинают осознавать то, что они становятся взрослыми, а значит, возрастает и ответственность за происходящее в их жизни. Это промежуток времени, когда развивается самосознание, самоуважение и самоконтроль. Именно в этот непростой период подростки нуждаются в понимании, помощи старшего друга. Чтобы стать взрослыми, они пытаются выстроить себя , свой образ. Но, к глубокому сожалению, не всем подросткам удаётся создать позитивное представление о себе, до конца раскрыть свой потенциал, многим из них мешает низкая или чересчур завышенная самооценка. Данная программа создана для того, чтобы помочь ребятам найти себя, научиться взаимодействовать с коллективом, увидеть себя на фоне других, раскрыть свой внутренний потенциал.
Программа расчитана на учащихся 7 классов. Именно эта возрастная группа в гимназии считается адаптационной. Если ученик не владеет навыками коммуникации, однозначно, адаптироваться к условиям гимназии-интерната ему будет крайне трудно.
Программа коррекции проводится с этой возрастной группой более трёх лет. Отзывы воспитателей, родителей, администрации гимназии и учащихся самые положительные. До выполнения коррекционной программы, мы обязательно проводим социометрию (приложение 5). После проведения программы, вновь проводится та же методика, результаты – самые положительные, уровень сплочённости коллектива благодаря проведённой работе, резко возрастает, возрастает и уровень интеграции, т.е. воспитатели лучше узнают своих ребят, что крайне важно. Благодаря программе ребята учатся лучше понимать и принимать своих одноклассников, адекватно оценивать поступки своих товарищей, развивается ассертивность. Воспитатель и классный руководитель благодаря проведённой работе, иначе раскрывает каждого ученика, отмечая про себя выявленные проблемы. Самое главное, решается очень важная проблема буллинга и мобинга. Воспитатели на индивидуальных консультациях рассказывают о положительной динамике развития классного коллектива. Что удалось сделать, как реагировали ученики на то, или иное упражнение. С какими трудностями столкнулись. На протяжении всего этого времени программа постоянно изменялась, учитывалось всё: время, затраченное на каждое упражнение, эффективность самого упражнения, как ребята реагируют на игры, предлагаемые воспитателем и т.д.
Мониторинг сплочения классных коллективов одназначно показал, как сработала группа и воспитатель. Если занятия проводились регулярно и с полной отдачей, результаты тоже значительные, там, где работали «спустя рукава», итог тоже очевиден.
Цель: создать условия для формирования позитивного образа через самопознание и саморегуляцию.
Задачи:
Создать условия для самовыражения подростков
Сформировать воображение через сочинение свободных рассказов
Развивать способность принимать и передавать информацию через сочинение свободных рассказов
Развивать способность принимать и передавать информацию через развитие устной и письменной речи
Создать условия для успешной деятельности, как главного мотива к обучению
Создать условия для самораскрытия и понимания каждого подростка
Сформировать способность к саморегуляции через самосознание
Развивать коммуникативные способности
Содействовать сплочению коллектива учащихся через тренинговые занятия
Способствовать укреплению коллектива как команды через развитие уникальности и ценности каждого её участника, создание эмоционального комфорта от совместного общения.
Условия, количество и периодичность занятий:
Занятия рекомендовано проводить в форме тренинга 1-2 раза в неделю продолжительностью не более 40-50 минут
Следует избегать использование методов и приёмов, дублирующих школьную программу
Привлечь к групповой работе воспитателей
Провести все 9 занятий, для успешности подростков и сплочения детского коллектива.
Заключительное 10 занятие проводит педагог-психолог.
Записи подростками ведутся в коррекционных тетрадях
После каждого занятия воспитатель делает определённые записи в своём журнале коррекции по работе с подростками (анализ).
Конспект коррекционной программы «Я + Я + Я = вместе мы одна семья!»
Занятие 1
Ритуал приветствия
Упражнение «Я сегодня здесь, потому что …»
Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Я сегодня здесь, потому что …» и объясняет причину своего присутствия на тренинге.. Можно в качестве воспомогательного материала использовать мяч, мягкую игрушку, какой-нибудь предмет.
Упражнение «Расширение зоны»
Каждый по очереди пытается объяснить в чём особенность того или иного участника группы. Затем тот, о ком говорили, добавляет информацию о себе.
Обсуждение чувств, которые подростки испытывали при этом, выполняя упражнение.
Знакомство с правилами на занятии
Правила групповой работы:
1.Не опаздывать;
2.Не говорить друг о друге в негативной форме;
3.Не перебивать и слушать друг друга;
4.Подводить итоги после каждого занятия;
5.Не выносить «сор из избы»;
6.Быть откровенным в выражении чувств;
7.Быть активным;
8.Поддерживать своих товарищей.
Сплочение группы
Упражнение «Внимание – опасность!»
Подростки двигаются по залу хаотично. Воспитатель объявляет: «Внимание опасность!». Все должны сгруппироваться как можно теснее, чтобы спастись. Вместе легче выжить.
Рефлексия
Обсуждение игры:
- Что получилось, что было трудно и почему?
- Чувства, которые испытывали во время выполнения упражнения.
Ритуал прощания
Все встают в круг, протягивают правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе!».
Занятие 2.
Ритуал приветствия
Упражнение «А ты, с какой планеты?»
Подростки хаотично двигаются по залу, при этом стараются выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду и отвечает согласно ей (развивается речь, воображение, коммуникативные способности).
Работа на цель
Упражнение на развитие речи
1.Выбрать любые два слова, которые никоим образом не связаны между собой по смыслу
2.В течение 5 минут написать 3 предложения, в которых эти слова связать по смыслу.
3.Объединиться в группы не более 4 человек.
4.В течение 5 минут составить общий рассказ, дать ему название.
5.Всем группам представить свой рассказ.
6.Выбрать самый лучший рассказ (самый интересный, логически выстроенный).
Рефлексия
Обсуждение по следующим критериям:
Кто дружно работал в группе
Кто был более активен
Кому было неинтересно и почему?
Обсудить чувства, которые испытывали подростки.
Ритуал прощания.
Двигаясь в хаотичном направлении , подростки стараются объяснить как можно большему количеству участников, почему жизнь прекрасна: «Представляешь, жизнь прекрасна, потому что …»
Занятие 3
Ритуал приветствия
Упражнение «Очки»
Каждый участник группы по очереди надевает необычные очки и говорит соседу справа: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Каждый называет положительные качества своего одноклассника, при этом стараясь говорить искренне.
Обсуждение чувств
Работа на цель
1.Воспитатель объясняет, что подростки должны написать письмо себе, любимому. В нём должно быть как можно больше положительных суждений о себе. Если участник затрудняется, то воспитатель помогает ему найти положительные качества (10 минут).
2.Все письма положить в центр круга, чистой стороной вверх, перемешать.
3.Затем участники садятся в круг, берут первое попавшееся письмо и читают.
4.Участники должны отгадать, чьё это письмо.
5.Если оно получилось короткое и сухое, то можно добавить что-нибудь.
Цель упражнения – вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.
Рефлексия
Воспитатель обсуждает с подростками чувства, которые испытывали участники при зачитывании писем, и почему они возникали.
Ритуал прощания
Подростки сидять полукругом, каждый по очереди говорит, что интересного он узнал о соседе справа, и при этом прощается так, как считает нужным, - хлопает по плечу, гладит по голове, просто говорит «пока»…
Занятие 4
Ритуал приветствия
Упражнение «Хвастун»
Подростки рассказывают о себе что-то положительное, остальные добавляют: «Я красиво умею вышивать». Подростки по желанию добавляют: «Знаем, но ты ещё и умница!» и пр.
Работа на цель
Учащиеся в течение 10 минут должны подготовить рубрику в газету «Ищу друга». После того как они напишут, необходимо презентовать свою работу. Все внимательно слушают и выбирают самое интересное объявление, которое соберёт больше всего друзей.
Обсуждение того, что получилось, что не получилось, в чём было затруднение и почему. Какие чувства при этом испытали.
Ритуал прощания
Упражнение «Рукопожатие»
Подростки двигаются хаотично по комнате (залу), при этом стараются сказать как можно больше количеству участников «Ты мой друг» и пожать руку. Кто соберёт больше рукопожатий, тот и выиграл.
Рефлексия
Обсудить чувства. Тот, кто получил меньше всех рукопожатий, получает их от всех ещё раз.
Занятие 5
Ритуал приветствия
Упражнение «Аллитерация имени»
Подростки становятся в круг. Каждый представляет себя, называя своё имя и качество, которым он гордится, либо что-то изображает, чтобы всех удивить. Например: «Я Эльвира, эмоциональная, экстримальная, эмпатийная» и т.д.
Дискуссия «Моя уникальность»
Воспитатель объясняет, что же такое уникальность человека, в чём она выражается, чем может отличаться от других качеств личности. Почему комформизм – это плохо. Как не потерять свою индивидуальность. Необходимо стараться вывести подростков на разговор о положительных поступках, которые развивают их как личность.
Работа на цель
Подростки по очереди говорят, чем они отличаются от других, за что их нужно уважать и за что они сами себя уважают. Остальные могут добавлять своё мнение.
Упражнение «Резюме»
Подростки в течение 5 минут составляют о себе резюме, но такое, чтобы оно всех приятно удивило (можно фантазировать). Затем по очереди рассказывают всем.
Выбрать самое интересное резюме. Обсудить чувства.
Упражнение «Подарок на память»
Ребятам отводится 5-7 минут для того, чтобы сделать подарок своему другу, а может и всему классу. Это может быть песня, сценка, стихотворение собственного сочинения и прочее. Можно использовать помощь группы.
Рефлексия
Обсудить чувства, которые испытывали во время занятия, а также обсудить, что получилось, что не получилось, кто чем удивил.
Ритуал прощания
Попрощаться со всеми по-разному (можно с помощью жестов, а можно прощаться на разных языках).
Занятие 6
Ритуал приветствия.
Упражнение «Я это могу»
Подростки по очереди здороваются с участниками группы и добавляют информацию о том, что они умеют делать хорошо.
Работа на цель
Ребята в своих коррекционных тетрадях делят страничку на 3 части и подписывают.
Хочу Могу Делаю
В течение 10 минут заполняют таблицу, затем пишут, чья помощь им нужна, если они испытывают затруднения, что им мешает что-либо делать. После того, как все справятся с заданием, зачитывают полученные результаты вслух.
Обсуждение результата.
Упражнение на снятие напряжения «Комплемент»
Игра проводится с мячом. Каждый участник бросает мяч однокласснику и говорит какой-либо комплимент». Не должен остаться ни один участник без комплиментов. Комплимент должен быть искренний, и не повторятся. Нацелить ребят на то, что каждый человек уникален и соответственно комплимен человеку говорят такой, который поможет ему увидеть свои положительные черты. Подводятся итоги занятия.
Рефлексия. Обсудить чувства. Что говорить легче, комплименты или что-то обидное?
Занятие 7
Ритуал приветствия.
Разделиться на два круга. Внутренний круг статичен, внешний – подвижен. Двигаясь по часовой стрелке, всех по очереди приветствовать. Главное – ни кого не пропустить.
Работа на цель
Воспитатель объясняет подросткам, что эмоции сдерживать трудно, иногда это может привести к проблемам в поведении. Понять им свои чувства и чувства других поможет «Таблица претензий». Подростки заполняют таблицу.
Таблица претензий
К кому Какие именно Чувства мои Чувства его
Заполнив таблицу, участники отвечают на следующие вопросы:
1.Что они готовы сделать по преодолению негативных чувств?
2.Готовы ли они спросить того, кто их обидел? Можно ли простить другого, если понять его чувства?
Если подростки не готовы простить друг друга, то необходимо ознакомить их с техникой прощения по следующим этапам:
1.Инвентаризация чувств (какие чувства испытывает подросток в результате обиды, перечислите их).
2.Помочь осознать эти чувства (представить ситуацию через три канала восприятия – слышу, вижу, чувствую).
3.Помочь проанализировать, что меняется в их жизни.
4.Описать качества обидчика (что он из себя представляет).
5.Описать его чувства (предположительно).
6.Предположить причину его поступка.
7.Найти схожесть с обидчиком.
8.Помочь увидеть, в чём у ребят общие интересы, можно ли подружиться с обидчиком.
9.Что подросток готов сделать, чтобы снять напряжение.
10.Воспитатель даёт возможность всем желающим обсудить свои случаи.
Рефлексия. Подведение итогов. Обсуждение чувств.
Ритуал прощания.
Упражнение «Свеча». Ребята передают по кругу зажжённую свечу со словами прощения себя и другого: «Прошу прощения у … и сам себя прощаю».
Занятие 8
Ритуал приветствия
Подростки садятся в круг, и каждый по очереди здоровается с соседом справа: «Здравствуй, я рад тебя видеть …».
Работа на цель
Заключение контракта с самим собой
Участники заполняют таблицу личностных изменений:
Перечень качеств, которые необходимо изменить в ближайшее время……………………………………………………………………………...
Обязательства к изменению……………………………………………
Сроки исполнения обязательств………………………………………..
Подпись подростка ……………………………………………………..
Подпись воспитателя ……………………………………………………
Подпись родителей ……………………………………………………….
Дата ………………………………………………………………………..
Описание проблем, которые возникли во время заполнения контракта или во время заключения его
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
Провести обсуждение задания. Обсудить чувства.
Ритуал прощания.
Упражнение «Передай по кругу»
Каждый участник говорит соседу справа: «Я узнал сегодня о тебе….»
Занятие 9
Ритуал приветствия.
Упражнение «Молекулы»
Ребята хаотично двигаются по залу (комнате). Ищут себе пару или тройку. В течение 2-3 минут находят что-то общее в группе. По сигналу воспитателя каждая группа рассказывает о себе, что общего у каждого с группой. Ребята должны объяснить, что объединяет их в этой группе.
Работа на цель
Теоретическая часть
Воспитатель задаёт вопрос: что такое самооценка, из чего она складывается? У учащихся есть возможность оценить себя любимого и узнать, какая у каждого из них самооценка, благодаря экспресс-диагностике. Проводит экспресс-диагностику по определению уровня самооценки. По результатам диагностики воспитатель подводит итоги. У кого из ребят адекватная самооценка, у кого завышенная, а у кого низкая самооценка. Выводы.
Практическая часть
Упражнение «Кто я?»
В течение одной минуты подростки по очереди говорят о своих положительных чертах характера. Если кто-то затрудняется, остальные помогают.
Рефлексия
Обсуждение чувств, затруднений.
Упражнение «Спасибо за …»
Подростки в течение одной минуты должны сказать «спасибо за то, что они находят в себе хорошего конкретным людям, например: «Спасибо маме за то, что научила меня аккуратности и привила с детства потребность убирать свою комнату, мне это очень пригодилось…»
Упражнение «Круг доброжелателей»
Оставив в стороне негатив, ученики по кругу говорят друг другу только хорошее, пожелания высказывают все, никто не должен остаться без пожелания друзей.
Рефлексия
Подведение итогов
Подвести общий итог по всем занятиям: что полезного узнали подростки о себе и других. Обсудить чувства. Раскрыть коррекционные тетради и вспомнить, какое упражнение понравилось больше всего и почему, что полезного взяли для себя на занятиях.
Ритуал прощания
Стоя в кругу, ученики берут друг друга за руки или обнимают за плечи. Стоять и раскачиваться с закрытыми глазами, при этом мысленно желать всем самого лучшего.
Коррекционное занятие №10 «Солнце дружбы»
(Заключительное занятие проводит педагог – психолог).
Упражнение «Приветствие»
Ход игры:
Группа делится на два круга. Внутренний круг статичен, т.е. не двигается. А внешний круг по команде движется по часовой стрелке. На команду «стоп», внешний круг должен остановиться и поздороваться с тем, кто оказался напротив него. Затем круги меняются местами: наружний становится внутренним и наоборот, игра продолжается вновь. Задача психолога: проследить, чтобы все ребята здоровались, даже если с этим человеком у ученика не складываются отношения, без приветствия не должен остаться никто.
Правила группы
Я – высказывания;
Слушать друг друга, не перебивая;
«Здесь и сейчас»;
Проявлять свою активность;
Говорить только от своего лица;
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность кого-то покритиковать – дождаться обсуждения.
Упражнение «Мой комментарий»
Ученикам предлагается следующее выражение: «Друзей выбираем мы сами, а лучших оставляет время». Ребятам предлагается объяснить, как они поняли это высказывание. Ответы не должны повторятся.
Упражнение «Передай по кругу»
Каждый ученик передаёт мяч или какой-либо предмет округлой формы соседу слева и говорит: «Что значит дружба для меня». На раздумье времени не даётся. Каждый участник говорит первое, что ему приходит в голову, повторять слова товарищей нельзя.
Педагог - психолог предлагает ученикам стихотворение В. Шекспира: «Что значит дружба?»
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Рефлексия
Ученики по очереди комментируют это стихотворение, объясняют, как они его поняли. Объясняют смысл прочитанного стихотворения. Главная цель этого упражнения – это не допускать повторений и высказывать свои суждения, не боясь, что для кого-то они окажутся абсурдными или неверными.
Методика неоконченных предложений
Друг – это…
Товарищ – это…
Ровесник – это…
Приятель – это…
Ученики записывают в коррекционные тетради значение этих слов. Психолог предлагает ученикам прочитать вслух то, что они написали. Если кто-либо из ребят отказывается прочитать вслух – настаивать не стоит.
Упражнение «Назови пословицу о дружбе»
Участники должны вспомнить все пословицы и поговорки о дружбе. В качестве дополнения психолог предлагает свои пословицы, которые не были названы учениками (Приложение 1).
Слушание и обсуждение притчи о дружбе (Приложение 2).
Упражнение: «Обсуждение по кругу»
Задание ученикам: «Озвучьте, пожалуйста, смысл этой притчи. Как вы её поняли». Ответы учеников.
Упражнение «Собери поговорку»
Класс делится на 3 группы. Каждая группа старается восстановить как можно быстрее поговорки. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.
Задание: Вы видите на экране набор слов, ваша задача - составить пословицы. Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстро выполнит задание.
Друг, врага, опаснее, трусливый;
Самому себе, враг, друзей, кто себе, не ищет;
За что, за то, похвалит, враг, друг, побранит;
Крепко, и много друзей, мало, друзьями, и мало врагов, а человек, дерево, крепко, корнями;Дерево, крепко, корнями, друзьями, а человек;
Что стекло, расколешь, не соберёшь, дружба;
Крепка, а лаской, дружба, не лестью, честью;
Будь, хочешь, дружбы, другом.
Коллаж «Солнце дружбы»
Ученикам раздаются цветные листочки. Каждый обводит свою ладонь и без ножниц отрывает по контуру то, что обвёл. Полученные ладошки с пожеланиями друзьям ребята наклеиваются на общий ватман, на котором изображено солнце. Ладошки наклеиваются в виде лучиков.
Заключительная часть занятия:
Ребята встают в круг и поют песню о дружбе. Психолог дарит ребятам оберег дружбы на память. В качестве рефлексии ученикам предлагается анкета.
Анкета «Что для меня значит дружба»
Чего больше всего ты ценишь в своих друзьях?
Каким должен быть настоящий друг?
Какие качества характера могут помешать иметь друзей?
Готов ли ты на всё ради друга?
Как проверяется настоящая дружба?
Ритуал прощания. Пожелание друзьям.
Фото на память.
Глава IV
Анализ исследования применения программы. Выводы.
Диаграмма 1.
Анализ диагностики до и после коррекции представлен в виде диаграммы. Тестирование проводилось с помощью диагностико-корректирующей программы «Универсал 3». Автор и руководитель диагностико-корректирующего комплекса «Универсал 3» - кандидат психологических наук Валерий Александрович Киричук (ведущий специалист, декан института одарённого ребёнка в городе Киеве). На графике показаны все адаптационные классы, которые были задействованы в данной коррекционной программе, начиная с 2009 и заканчивая прошлым учебным годом, т.е. 2014. В 2013-2014 учебном году было два 7-х класса.
Диагностика проводилась до коррекции и после неё. Как видим из диаграммы, результаты есть, т.е. уровень сплочённости стал выше.
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Анализируя результаты диагностики до и после коррекции, можно с уверенностью сказать, что во взаимоотношениях ребят произошли изменения. Зона «риска» практически равна нулю. Отторженных и изолированных учащихся стало меньше, хотя проблемы остались. В дальнейшем воспитателям предлагались следующие коррекционные программы, которые помогли ребятам найти себя и научиться взаимодействовать с социумом, выйти на более высокий уровень развития, раскрыть свои способности в полной мере.
Вывод: На базе гимназии-интерната для одарённых детей нами была разработана и внедрена коррекционная программа «Я + Я + Я = вместе мы одна семья». Перед нами стояла сложная задача, сплотить учащихся и адаптировать их к условиям гимназии-интерната. В своей работе мы наглядно показали результаты до и после коррекции. В классах, где воспитатель серьёзно работал по данной коррекционной программе, были получены положительные результаты, уровень сплочения увеличился, вместе с ним увеличились показания по интеграции. Более трёх лет мы опробировали данную коррекцию, отзывы воспитателей, классных руководителей, учащихся и родителей положительные. Получили высокую оценку (предлагалась анонимная анкета воспитателям, учащимся и родителям). Задачи, поставленные нами, были выполнены в полном объёме.
Хочется закончить свою работу словами А.Г.Лидерса: «Мы часто определяем для ребёнка «потолок» его возможностей, ожидаем от него чего-то определённого, а он вырастает, раздвигает рамки, удивляет нас и себя самого!»
Приложение 1
Пословицы и поговорки о дружбе
Мудрые изречения о ценности дружбы, о друзьях, приятелях, о верности и о том что, имея настоящего друга – это равносильно тому, что имеешь клад.
Дружба. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях
Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Был бы друг, будет и досуг.
Был я у друга, пил воду: слаще меду.
Вдруг не станешь друг.
Верному другу цены нет.
Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Говорить правду — потерять дружбу.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.
Гусь свинье не товарищ.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Для друга ничего не жаль.
Для дружбы нет расстояния.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друг в беде узнается.
Друг в нужде — истинный друг.
Друг верен, во всем измерен.
Друг горя имеет право быть другом могущества.
Друг денег дороже.
Друг до поры — тот же недруг.
Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
Друг лучше старый, а платье новое.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
Друг обо друге, а Бог обо всех.
Друг он мой, а ум у него свой.
Друга иметь — себя не жалеть.
Друга ищи, а нашел, береги.
Друга на деньги не купишь.
Друга не теряй — взаймы не давай.
Друга потешить — себя надсадить.
Друга узнаешь в беде, а обжору в еде.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбой, а порядку не терять.
Дружба и братство дороже богатства.
Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружба от недружбы близко живет.
Дружба поддерживается ногами.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Дружбу водить — так себя не щадить.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружбу храни паче всего.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Дружно не грузно, а один и у каши загинет.
Дружное стадо и волков не боится.
Дружбу водой не разольешь.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей у богатых, что мякины около зерна.
Друзья — до черного дня.
Друзья познаются в беде.
Друзья познаются в напасти да в ненастье.
Друзья прямые — братья родные.
Жаль друга, да не как себя.
Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна.
Золото познается огнем, а друг — золотом.
Изведан друг — пуд соли вместе съели.
Изжил нужду, забыл и дружбу.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Ищущий друга без изъяна, останется без друга.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Когда загорелся мой стог, я познакомился с моими друзьями.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
Мы с тобою, что рыба с водою: ты — ко дну, я — на берег.
На Бога уповай, а от добрых людей не отставай.
На вкус и цвет товарищей нет.
На деньги друга не купить.
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
Не изведан — друг, а изведан — два друга.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, коли друга нет.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Не узнай друга в три дня, узнай в три года.
Приложение 2
Притчи можно выбрать по желанию какую-нибудь одну.
ПЕСОК И КАМЕНЬ
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Значение дружбы в жизни каждого.
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Филосовский смысл притчи: Каждый, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
– Кто там?
За дверью ему ответили:
– Это твоё богатство.
Но старец ответил:
– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
– Кто там? – спросил он.
– Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал:
– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
– Кто там? – спросил старик.
– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:
– Друзьям я всегда рад.
Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
– Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
Приложение 3 к упражнению «Кто мой друг?»
Друг – это тот, к кому можно придти даже в 12 часов ночи.
Друг – это тот, с кем можно поплакать и помолчать.
Друг – это тот, кто может выслушать тебя в трудную минуту.
Друг – это тот, кто остаётся верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
Друг – это тот, кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
Друг – это тот, кто принимает тебя таким, какой ты есть со всеми твоими недостатками, даже если они причиняют ему боль.
Друг – это тот, кто говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
Друг – это тот, кто всегда искренен с тобой потому, что знает, что ты его всегда поймёшь.
Друг – это тот, кто сможет простить даже то, что никогда не простит другой.
Друг – это тот, кто никогда не дружит ради себя. Он будет дружить с тобой даже тогда, когда это ему не выгодно.
Друг – это тот, кому не жалко пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Приложение 4.
Анкета «Что для тебя значит дружба?»
Что ты больше всего ценишь в своих друзьях? Чего ты ждёшь от друга? Какие качества мешают иметь друзей? Чего не жаль для друга?
Как проверяется дружба? 2072005298450
Оберег дружбы.
Приложение 5.
Фото на память:
25405080
Список использованной литературы
1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. - Педагогика, 1986
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.
4. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007.- 208 c.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с.
6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.
7. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. - СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. - 208 с.
8. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003.
- 160 с.