Тезисы Дошкольная образовательная программа по бурятскому языку АЛТАН ХАРААСГАЙ


Дошкольная образовательная программа по бурятскому языку «Алтан хараасгай»
Цыренова Ж.Ц., учитель начальных классов МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ №1», Цыренова Ш.В., воспитатель МБДОУ «Сосново-Озёрский детский сад «Ласточка», Гынденова О.Д., воспитатель МБДОУ «Сосново-Озёрский детский сад «Ласточка»
Язык – душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка в МБДОУ «Детский сад «Ласточка» мы рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Одной из основных проблем в сфере обучения бурятскому языку как государственному является проблема отсутствия принципов отбора содержания материала, учебно-методического обеспечения, отсутствия образовательных стандартов, единых подходов к преподаванию бурятского языка. Необходимо создание системы непрерывного обучения бурятскому языку в образовательных учреждениях (сад - школа) на основе преемственности и учета возрастных особенностей обучаемых. Данные факторы должны учитываться при разработке учебников, учебных и учебно-методических пособий. На сегодняшний день практика разработки учебных пособий характеризуется отсутствием какой-либо системы, взаимосвязанности и преемственности. Разработка единых подходов и стандартов позволит выработать критерии оценки разрабатываемых учебных пособий и их внедрения».
Согласно учебному плану МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ № 1» (в соответствии с учебным планом Министерства образования Республики Бурятия) изучение бурятского языка с 2015 – 2016 учебного года начинается с первого класса.
В МБОУ «Детский сад «Ласточка» занятия проводятся 4 раза в месяц (1раз в неделю).
Целью программы обучения бурятскому языку детей является приобретение ими элементарных умений и навыков устной речи, обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные: формирование представлений о бурятском языке как средстве общения; расширение лингвистического кругозора дошкольников; приобщение к культуре бурятского народа; формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
Развивающие: развитие элементарных навыков устной речи на бурятском языке; формирование личностных качеств, эмоциональной сферы дошкольника, его внимания, памяти, мышления и воображения в процессе участия в игровой коммуникативной деятельности; развитие познавательных способностей, мировоззрения, овладение умением работать в паре, в группе.
Воспитательные: воспитание активности, дисциплинированности и наблюдательности; воспитание любви и интереса к бурятскому языку; формирование социокультурной осведомленности; способствовать формированию взаимоуважения, самоуважения; воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре бурятского с помощью фольклора.
Программа разработана в соответствии с культурно-историческими подходами к проблеме развития бурятского языка у детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.
В марте 2015 года при поддержке Министерства образования и науки Республики Бурятия совместно с Комитетом по образованию был запущен проект «Проектирование программы развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды». Обучение на билингвальной основе приобретает очень важное значение и широкую перспективу использования в современной системе дошкольного образования.
Билингвальное образование рассматривается как процесс овладения системой научных и культурных ценностей, в котором бурятский язык является не только объектом изучения, но и используется для получения новых знаний. В результате имеет место двойной эффект: одновременно приобретаются и новые знания, и языковые навыки. В методике раннего обучения бурятскому языку используется понятие «раннее билингвальное образование».
Бурятский язык для дошкольников можно эффективно начать изучать уже с рождения маленького ученика. Существуют определенные методики, которые помогут сделать это правильно и интересно не только малышу, но и родителям.
Важный этап преемственности детского сада и школы – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования и методики преподавания бурятского языка. Она предполагает такую последовательность образовательно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе. Между изучением бурятского языка в начальной школе и в детском саду должна быть прямая связь – ребёнок продолжает изучение бурятского языка, а не начинает учить его заново.
По условиям ФГОС в дошкольной программе по бурятскому языку задачи педагогической работы распределены по четырем направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
В направлении «Физическое развитие» входит образовательная область «Физическое развитие», в котором заложено начало формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой бурятского народа, является частью системы дошкольного образования.
В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. В этом направлении представлена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие”.
В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к бурятскому языку, желание общаться на родном языке. В этом направлении представлены образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Это направление представляет образовательная область «Художественно-эстетическое развитие творчество». Реализация данного направления осуществляется в воспитании бережного отношения к семейным традициям; к национальным традициям; эстетическое восприятие памятников архитектуры, живописи, музыки.
Формы коммуникативной деятельности в процессе обучения бурятскому языку чтение художественной литературы на бурятском языке; игровые обучающие ситуации; общение педагога с детьми на бурятском языке; рисование, раскрашивание с проговариванием бурятской лексики.
Деятельностный подход в обучении является современным требованием к дошкольному образованию. Коммуникативное воздействие в дошкольном возрасте основано на использовании педагогом системы дидактических игр с элементами сюжетно-ролевых.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ
1. Методы накопления содержания детской речи: общение ребенка с педагогом и сверстниками на занятиях; пример речевой деятельности педагога (детей); перевод с языка на язык; хоровое проговаривание, заучивание слов, словосочетаний, предложений наизусть (стихи, песенки, рифмовки, скороговорки); рассказывание по игрушкам, картинам, диалог с игрушкой; просмотр презентаций на бурятском языке;2. Методы, направленные на закрепление и активизацию лексики:
- дидактические игры (предметные, словесные, музыкальные, ритмические, настольно-печатные); инсценировки; рисование, раскрашивание, лепка, аппликация с проговариванием бурятской лексики; прослушивание и пение песен на бурятском языке; игры бурятского народа; выполнение творческих, проектных заданий (коллективных в группе детского сада и самостоятельных с помощью педагога и родителей).ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
- совместная деятельность с дошкольниками, переходящая в самостоятельную: разучивание бурятских песен, стихотворений, рифмовок, скороговорок;- занятия-беседы: обыгрывание диалогов, изучение отдельных речевых конструкций;
- языковые занятия один раз в неделю, включающие в себя разнообразные виды занимательной деятельности;
-формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы в детском саду: выставки; проведение праздников, игр, конкурсов, открытых вечеров для родителей.
Учебный процесс строится с учётом возрастных особенностей детей. Предполагается непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями. Основной формой учебных занятий является игра.
Занятия проводятся 4 раза в месяц (1раз в неделю) Продолжительность занятий в средней группе 15 минут – 20 минут, в старшей группе 25 минут – 30 минут.
На занятиях дети сидят полукругом, как можно ближе к воспитателю, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Сказочный персонаж «Хараасгай» помогает детям успешнее и быстрее осваивать бурятский язык.
Для того чтобы приобщить детей к бурятской культуре, с первых уроков вводятся стихи и песни на бурятском языке, которые, по возможности, связаны с лексическим и грамматическим материалом изучаемой темы. Дети легко запоминают стихи и песни на слух.
Обучение бурятскому языку детей средней группы (3-5 лет)Формирование умений и навыков аудирования (слушание и понимание) отчетливой бурятской устной речи, говорения в игровых и учебных ситуациях по темам: Таатай зохидоор танилсая. Наадаха дуратайшуул, наашаа ерыт! Минии гэр бүлэ. Хэды тоо мэдэхэбши? Амитад – минии нүхэд.
Задачи:
Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться, правильно называть свое имя. 
Выработка умений детей понимать вопросы: «Энэ хэн бэ?», «Энэ юун бэ?», «Хэдыб?», «Ши хэнгэжэ нэрэтэйбши?», отвечать на них: «Тиимэ», «Үгы», «Би Аяна гэжэ нэрэтэйб», «Минии нэрэ Баир», «Энэ басаган». 
Упражнять детей в правильном произношении бурятских звуков. 
Развитие мелкой моторики рук. 
Обучение бурятскому языку детей старшей группы (5 -7 лет)
Формирование, развитие умений и навыков аудирования, говорения в игровых ситуациях по темам: Танилсагты. Наадаха наадан Наран, наран наашаа Шубууд – манай нүхэд Намар Минии гэр бүлэ ямар бэ. Минии эжыхэн. Гэрэй амитад.
Задачи:
Закрепление и активизация слов, грамматических форм, образцов связной речи, усвоенных в старшей группе. 
Обогащение активного словарного запаса детей новыми именами существительными.
Совершенствование умений восприятия на слух и произношения звуков бурятского языка. 
Совершенствование умения составить небольшой связный рассказ (объемом 4-5 предложений) на знакомые темы. 
Развивать логическое мышление, внимание и память. 
Вызвать интерес к бурятскому языку и желание учить его. 
По окончании обучения дети должны: 
в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста, а также понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях; 
в говорении: уметь отвечать на вопросы, формулировать просьбы, обращаться к воспитателю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать стихотворения, песни.