Учимся уважать себя и других, урок самопознания 2 класс


План урока по предмету «Самопознание»
Урок №17
Дата:
Класс: 2
Тема: Учимся уважать себя и других
Ценность: образ собственного «Я»
Качества: уважение, самоуважение
Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый человек";
- развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения,
родным, близким, друзьям.
Ход урока
Организационный момент.
Круг радости
Учитель объясняет учащимся, как важны в жизни каждого человека поддержка, похвала, доброе слово. И предлагает начать урок с комплиментов. Учащиеся передают друг другу мяч и говорят о своих добрых чувствах к одноклассникам. Беседа «Кого мы уважаем и за что?»
Учитель предлагает учащимся побеседовать о людях, которых они уважают.
Доска делится на две части. На одной части записываются имена людей, которых уважают учащиеся, а на другой имена тех, чье уважение они хотели бы заслужить.
• Назовите людей, которых вы уважаете, и объясните, почему?
• Назовите людей, чье уважение вы хотели бы заслужить? Почему вы хотите, чтобы вас уважали?
(Ответы учащихся)
- Как вы думаете,  за что уважают этих людей?
Просмотр слайдов, рассказ учителя по каждому кадру:
Юрий Гагарин, Токтар Аубакиров, Алия Молдагулова, Абай Кунанбаев, Роза Рымбаева Позитивное высказывание (цитата). «Человек уважения держит в собственных руках»
Русская пословица
•    Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся)
Подарок от учителя.
Изложение рассказа Б. Турлиева «Мужской поступок».
Яик выходил из берегов, бурлил, бродил, словно проснулся после долгой спячки. Все мальчишеское население аула Сарто-гай собралось на высоком холмистом берегу и с интересом наблюдало за расшалившейся рекой.
Все было относительно спокойно, ничто не предвещало беды. Но вдруг... встревожено закричали грачи, суетливо попрятавшись в заросли чия, песчаный пологий берег зашевелился и начал потихоньку сползать вниз, к воде. Все разбежались, и только трехлетняя Назира, ничего не замечая, сидела и играла в песок.
Кайрат, вспомнив про девочку, вернулся и, оттолкнув подальше от опасного места, крикнул ей:
- Беги скорей домой!
Сам он выбраться не успел и начал сползать вместе с почвой. Тут подоспел лесник Сабыр-ага с длинным арканом. Кайрат ухватился за конец аркана, и сильные руки быстро вытянули мальчика на берег.
Так неожиданно для себя Кайрат стал героем среди мальчишек аула...
А ведь это был действительно настоящий мужской поступок.
•  Кто из героев рассказа заслуживает уважения? Почему?
•  За какие качества мы уважаем человека?
Рассмотрите иллюстрации различных поступков ребят, выберите те на которых ребята достойны уважения.
- Ребята выбирают, высказывают своё мнение, доказывают.
• Что такое уважение? (Ответы учащихся) Творческая деятельность
Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку:
Данияр (вызывающе). Наргиз, дай списать домашнее задание по русскому языку! (Бьёт девочку по плечу).
Наргиз (грустно). Зачем?
Данияр Я забыл его выполнить!
Наргиз Да у меня почерк мелкий, грязно написано! Ты не поймёшь.
Данияр. А ты объяснишь, чтоб мне всё понятно было.
И на математике дашь списать контрольную работу! (Смеётся).
Дима (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.
Данияр О! Тогда ты мне всё решишь! Понятно?
Дима (спокойно). Ничего не понятно, и решать ничего не буду.
Данияр Чего? Ты что, мне грубишь?
Дима (спокойно). Нет, просто не хочу ничего за тебя решать.
Ответьте на вопросы.
- Как бы вы отнеслись к «просьбе» Данияра?
- Кто из героев уважает себя, а кто не проявил уважение к себе?
- Какие советы можно дать Наргиз, чтобы воспитать уважение к себе?
Из приведённых высказываний выберите те, которые характеризуют Диму, Наргиз и Данияра.
( имена записаны на маркерной доске, ребята в группах выбирают номера тех высказываний, которые подходят каждому герою).
• Стремится во всем быть главным .• Предпочитает не брать на себя ответственность.
• Готов выслушать и понять .• Ведет себя вызывающе.
• Хочет, чтобы в любой ситуации все остались довольны.
• Спокойно объясняет свою точку зрения.
• Никому ничего не уступает.
• Отказывается от своего мнения, всем уступает.
• Пытается понять мнение других людей, посмотреть на проблему их глазами. (2-й слайд)
Учитель еще раз напоминает о том, что
уважение начинается с себя. Уважающий себя человек никогда не позволит, чтобы к нему относились с пренебрежением, и никогда не будет неуважительно относиться к другим.
Разминка
Игра «Волшебный лучик»
Учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других.
– «Волшебный лучик» помогает видеть в людях только положительные качества. Сейчас мы посветим «волшебным» фонариком. На кого упадет лучик, тот сядет на наш «волшебный стул», чтобы узнать, какие у (Маши, Керима и т.д.) есть качества, достойные уважения.Учитель предлагает детям назвать качества, достойные уважения, у одноклассника. На лучиках солнышка он записывает называемые детьми качества. После этого ребенку дарится солнышко с «волшебными лучиками». Игру проводят не более трех раз. Резюме
Учитель обращается к детям с вопросом: Что значит проявлять уважение к людям?
Совместно делается вывод: уважение проявляется в вежливой
манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Уважительно
относиться к людям - значит ценить их, вести себя с ними Групповое пение. Исполнение песни из м/ф «Кот Леопольд» «Если добрый ты»
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно. Домашнее задание. - Напишите на лепестках цветка, какие поступки достойны уважения.  Заключительная минута тишины. Учитель предлагает учащимся подумать и закончить предложение о том, как можно проявить свое уважение к родным и близким, друзьям и просто к окружающим людям (словами, делами, поступками).