Литературное чтение. Урок по теме: Герои Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Лермонтова «Бородино».
Литературное чтение.
Тема: Герои Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Лермонтова «Бородино».
Цель: показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.
Оборудование: мультимедийная система, репродукции картин, отражающие данную тему (П.Е.Заболотский «Старый солдат», «Бородинский бой»; В.В.Верещагин «Конец Бородинского боя»; С.Герасимов «М.И.Кутузов под Бородином»; панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».
Ход урока.
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
На первом слайде мультимедиа появляется дата 1812.
Учитель: Кто знает из вас что это за число?
Ученики: В этом году наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. В этом году было сражение под Бородином.
Учитель: Правильно. Вторжение армии Наполеона произошло 12 июня 1812 года.(слайд на мультимедиа), а 26 августа 1812 года произошло генеральное сражение под Бородином (слайд на мультимедиа).
Учитель: Русской армией командовал М.И.Кутузов, французской – Наполеон (слайды с портретами). Русские солдаты понимали, что в этом сражении решается судьба Москвы, а значит России.
III Объявление темы и цели урока.
Учитель: Посчитайте, сколько лет прошло после Бородинского сражения?
Ученики: 2008-1812=196 лет.
Учитель: Рассмотрите репродукции картин художников. Что вы можете узнать об Отечественной войне 1812 года по репродукциям?
Ученики: Мы видим, какого возраста были солдаты: и очень старые и молодые. Можем разглядеть военную форму того времени, оружие. Художниками передано движение солдат, их эмоции, желание победить любой ценой, защитить свою Родину.
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это стихотворение было написано к 25-й годовщине Бородинского сражения.«Бородино» - это первое печатное произведение поэта (слайд с изображением М.Ю.Лермонтова).
IV Изучение нового материала.
1.Словарная работа.
Учитель: Вам было домашнее задание узнать лексическое значение слов:лафет, бивак, кивер, картечь, редут, улан. драгун, басурман, булат. В каком словаре вы нашли эти значения?
Ученики: В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П.Черных.
2.Выразительное чтение учителем. Первичная проверка восприятия.
Учитель: Какие чувства вы испытали?
Ученики: Гордость за наших предков. Уважение к их подвигу. Желание быть похожими на них.
Учитель: Кто участвует в разговоре?
Ученики: Солдаты – старый и молодой.
Учитель: Почему автор ведет рассказ от лица старого солдата?
Ученики: Наверно, он был участником этого сражения, правдиво рассказывает о пережитом.
3.Самостоятельное чтение стихотворения.
V Физкультминутка.
Учитель: Найдите слова, которые помогают передать картину сражения.
Ученики: Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Ученики: Носились знамена, как тени
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать устала,
Гора кровавых тел.
Ученики: Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой
Учитель: Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего?
Ученики: Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать устала,
Гора кровавых тел.
Ученики: Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой
Учитель: В каких звучат гордость и торжество?
Ученики: Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Учитель: Каким вы себе представляете «дядю»?
Ученики: Простодушный, благородный, храбрый, правдивый рассказчик, мужественный, преданный Родине солдат.
VI Обобщение изученного материала.
Учитель: Какими качествами, по вашему мнению, обладали солдаты-богатыри 1812 года?
Ученики: Патриотизм, готовность отдать жизнь за родину, решительность, мужество, воинское братство, гордость.
Учитель: Можем ли мы героев этого произведения поставить на одну ступень с героями русских былин?
Ученики: Да. И те и другие готовы жизнь положить за счастье своего народа и свою любимую Родину.
Работа в группах.
Учитель: Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии.
Список качеств: Храбрость, предательство, трусость, отвага, героизм, безразличие, смелость, страх, чувство долга, стойкость, лесть, честность, упорство, малодушие, предательство, настойчивость, верность, уверенность, патриотизм.
Оценивание.
Рефлексия.
Учитель: А теперь посмотрите на экран. Все ли качества выбрала ваша группа? Если все, то встаньте дружно, держась за руки. Все эти качества необходимы и вам, чтобы добиться своей цели в жизни, осуществить свою мечту, быть готовым в любую минуту защитить Родину.
VII Итог урока.
Учитель: О себе М.Ю Лермонтов в стихотворении «Родина» написал так:
Люблю Отчизну я,
Но странною любовью!...
Попробуйте объяснить (Свободные высказывания учеников)
Вывод: Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» - поэтическая летопись сражения, в центре которой не сама битва, а люди, их поведение, душевное состояние, отношение к происходящему, подвиг.
Домашнее задание: Проиллюстрировать стихотворение М.Лермонтова «Бородино».
15