Конспект урока по литературному чтению на тему «Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (2 урок). 4 класс
Конспект урока
Педагог Осипова Мария Анатольевна
Предмет: литературное чтение 4 класс «А» Дата:
Тема урока: «Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (2урок).
Тип урока: комбинированный урок
Цель: - показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.
Задачи: - формирование учебно-познавательных компетенций: на основе анализа стихотворения подвести к выводу, что поэзия может говорить не только о внутреннем мире лирического героя, но и о любви к Отечеству, об исторически значимых событиях – войне.
- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы,
обобщать; - развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в группах, речь учащихся, воссоздающее воображение;
Оборудование: - компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Бородино»;
- карточки с заданиями;
- учебник «Литературное чтение», 4 класс, Н.А. Чуракова.
Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; выполнение творческих заданий.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.
Этапы работы
Предполагаемая деятельность учителя
Предполагаемая
деятельность учащихся
Методическое обоснование
1
Организационный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
2
Подготовка к восприятию нового материала. (Сообщение темы и постановка цели урока.)
Сообщение темы (слайд 1).
Тема урока: «Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино».
(Слайд 2, 3): Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Каковы цели этого урока, вы определите, ответив на вопросы:
- Почему эти строчки повторяются в стихотворении два раза?
- Кто является рассказчиком в стихотворении?
Сегодня нам предстоит разобраться, как выглядит «дядя» - герой, от лица которого ведется рассказ, его возраст, характер.
Подумайте, какова роль автора в этом стихотворении.
Каково общее настроение стихотворения?
Самостоятельное целеполагание
Осуществление личностно - ориентированного подхода к обучению через целеполагание.
Задача для учащихся:
нахождение ответов на поставленные вопросы.
Методы обучения:
Использование ТСО, беседа, наблюдение, проблемное изложение материала, использование иллюстративного материала, демонстрация
3
Работа по теме урока
Физ. минутка
Характеристика героев стихотворения. (слайд 4)
- каким вы представляете себе «дядю»?
- найдите и прочитайте отрывки, которые помогают нам дать характеристику «дяде».
- прочитайте рассказ старого солдата. Какие картины вам представляются?
- каков личный вклад старого солдата в этом сражении? Прочитайте.
- можно назвать нашего героя хорошим рассказчиком?
Вывод (слайд 5): перед нами панорама Бородинского сражения. Рассказчику удалось передать настроения и переживания участников, накал битвы, создать зрительные и слуховые образы.
- прочитайте, как бывалый солдат относится к своему поколению и как он называет молодое поколение. Сделайте вывод.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
Отвечают на вопросы, работают с текстом стихотворения
Проводит ученик
Цель: проверка понимания прочитан-ного, умения выделять главное, подведение детей к самостоятель-ному выводу
Методы: наблюдение, работа с текстом
Цель: снятие утомления с мышц туловища
4
Обобщение изученного материала
- за что упрекает молодой воин бывалого солдата?
- как ответил солдат на его упрек?
- какими качествами, по вашему мнению, обладали солдаты – богатыри?
1). Слово о поэте (портрет Лермонтова слайд 6)
2). Работа в группах.
Задание: из списка предложенных качеств личности выберите те, которые были присущи воинам русской армии, прикрепите их на доску.
Оценивание. Рефлексия: эти качества необходимы и вам, чтобы добиться своей цели в жизни, осуществить свою мечту, быть готовым защищать свою родину.
2 ученика рассказывают о М.Ю. Лермонтове (приложение 1)
Работают с карточками (приложение 2)
Цель: активизация мыслительной деятельности.
Формы деятельности:
Работа в группах.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация, работа с текстом, рефлексия, контроль.
5
Итог урока
Урок подходит к концу.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
1) Как выглядит «дядя» - герой, от лица которого ведется рассказ, его возраст, характер?
2) Каково общее настроение стихотворения?
О себе М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» написал так (слайд 7):
Люблю отчизну я,
Но странною любовью!..
Попробуйте объяснить.
Вывод (слайд 8): Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - поэтическая летопись сражения, в центре которой не сама битва, а люди, их поведение, душевное состояние, отношение к происходящему, подвиг.
Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка)
.
Цель:
Подведение итогов урока, оценка деятельности, рефлексия.
6
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Молодцы! Хорошо поработали.
Спасибо за урок! (Слайд 8)
Приложение 1.
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую жизнь, но успел написать много замечательных произведений. С некоторыми из них вы уже знакомы: «Парус», «Утро» и др.
Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы. Его роман «Герой нашего времени» вы будете читать в старших классах.
Михаил Юрьевич очень много читал, знал наизусть множество стихов русских и иностранных поэтов. Среди них он выделял Байрона и очень любил А.С. Пушкина.
Стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина, сделало его известным. Но по воле судьбы он сам погиб на дуэли всего через 4 года. Лермонтову тогда было всего 26 лет.
Приложение 2.
Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.
15