Сценарий театрализованного представления на тему рождественских посиделок В русских традициях
В русских традициях.
Сценарий на тему рождественских посиделок.
Цели:
•воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;
•формировать представление о русских народных обычаях, традициях;
•знакомить детей с особенностями белгородского фольклора (песни, частушки, загадки, пословицы, …);
•развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Цель:
усиление патриотического и эстетического воспитания;
Задачи:
расширение кругозора и изучение русских обычаев;
приобщение учащихся к культурно-историческому наследию своего народа;
привлечение к коллективному творчеству.
Действующие лица: скоморохи, хозяйка, ряженые, девушки, пастушок, колядовщики (участники танцевального коллектива «Фантазия»).
Оформление: на сцене деревенская изба, украшенная к празднику рушниками и домоткаными ковриками.
Ход праздника
Звучит русская народная песня. (Трек 1)
На сцену выходит хозяйка горницы.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные! Рада видеть вас в своей светлице. А ещё пуще радёхонька, что вы песни и пляски народные бережёте, слово русское храните, не забываете ремесло традиционное, потому как в этом скрыта душа народа, отчий край. А чем откликается в душе отчий край?
Да перво-наперво, природой-матушкой, людьми с их обычаями, песнями, танцами, костюмами да ремёслами. Вот за то, что собираете по крупицам, храните и другим передаёте любовь ко всему народному, моё нижайшее почтение. Мой поклон вам! (Кланяется)
Трек 2
Скоморох:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
- Гость на порог – хозяину радость.
- Кого почитают, того и величают.
Хозяйка:
Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома. Прошу угощения откушать да гармошку послушать.
С давнего времени по сей день живут в народе ярчайшие самоцветы: сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры, которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести.
Скоморох 1:
Что за диво: посиделки на Руси!
Так и хочется от счастья голосить.
Вечерком, зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном,
Да совета у сердечка попросить!
Скоморох 2:
Песня русская - это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская - это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай –
Ты заслушаешься, дружок.
Выходят девушки, поют народную песню «Разбросала косы русские береза».
Скоморох 1:
На веселой вечеринке разгуляться в самый раз! На рождественский сочельник приглашаем нынче вас! (Трек 3)
В доме идет приготовление к ужину: натирается пол, накрывается стол, на окно ставятся фигурки животных.
Хозяйка: (подняв занавеску на окне). Девки, уж звезды на небе зажглись, пора и за стол.
Девки прихорашиваются. Ставится кутья, зажигается свеча, хозяйка набирает ложку кутьи и бросает за окно.
Мороз, мороз, иди к нам кутью есть, и не морозь нашего хлеба на поле.
Крестится.Все берут ложки и пробуют кутью.
Девушки: Хороша кутья! С медом да с изюмом!
Хозяйка: А ну-ка, цыкните-ка под столом цыпленком, чтоб птица водилась.
Все цыкают. Входит пастух с мешком.
Пастух: Мир вам, люди добрые! С рождеством Христовым!
Хозяйка: Милости просим, пастушок.
Пастух: Сею, посею ярой пшеницей, овсом, гречихой, на телят, на ягнят и не всех крестьян.
Хозяйка: Угощайся, добрый человек.
Подают печенье в форме фигурок животных.
Пастух: Премного благодарен за угощеньице.
Девки убирают со стола, ставят красное блюдо, накрытое большой салфеткой, на салфетке кусок хлеба и угля.
Хозяйка: Хлебу долгий век, слава! Ну, а теперь самое время погадать. Хотите узнать, кто раньше всех из вас замуж пойдет?
Девушки: Хотим!
Хозяйка: Тогда кладите свои колечки под салфетку.
(Девушки кладут колечки)
Хозяйка: (водит руками над блюдом). Гадай, гадай девица, чья в руке былица?
(Вытаскивает кольцо).
Девушка: Мое!
Хозяйка: Былица в золоте – с молодцем повяжешься. Поживешь, изведаешь, с горя не наплачешься.
Девушки поздравляют счастливицу.
Хозяйка: А хочешь ли увидеть жениха?
Девушка: Хочу!
Хозяйка: Тогда гляди, не отрываясь, в зеркало. Там и увидишь. А слова такие приговаривай: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный».
(Трек 4)
Девушка повторяет слова. Входят ряженые с Козой.
Ряженые: Здравствуй, народ честной и божий, крытый рогожей! За медный пятак покажем все эдак и так! Козонька, поклонись хозяйке да ручку поцелуи!
Коза целует руку хозяйке.
ВСЕ (поют). Ой коза, коза – ты, обойди-ка хату,Жили чтоб богато, поскачи, коза – ты.Урожай чтоб весь собрать,Придется козочке сплясать.
Коза пляшет, все приплясывают и играют на различных музыкальных инструментах. (Трек 5)
Жили чтоб неплохо – насыпьте нам гороха.Чтоб не болели тяжко – налейте меда фляжку.Чтоб не был двор пустой –Подай, хозяйка, золотой.
Хозяйка дает все, что просят.
Ряженый: Гляньте, у вас под ногами грязь! Не кланяйтесь, я вам не князь! А вот вам и наши подарочки! (Подает пук соломы, битую посуду)
Хозяйка: Да ну вас проказники!
Девушка: А вон колядовщики идут!
Танец «Коляда» (Трек 6)
Скоморох 1:
Испокон веков на Руси-матушке
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
Игровой блок
Игра «Коршун», игра «Малечена-калечена» (приложение)
Хозяйка.
Низкий поклон вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет...
Разве за праздник кто нас осудит?
Раз нету праздников – и жизни нет.
Над головою чистого неба
Нам бы хотелось вам пожелать,
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
Скоморох:
Русская пословица гласит:
«Делу – время, потехе – час!».
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Приложение
Игра «Коршун»
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:
Вокруг коршуна хожу,
По три денежки ношу,
По копеечке, по совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- На что тебе ямка?
- Копеечку ищу.
- На что тебе копеечка?
- Иголочку куплю.
- Зачем тебе иголочка?
- Мешочек сшить.
- Зачем тебе мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем тебе камешки?
- В твоих деток кидать.
- За что?
- Ко мне в огород лазят!
- Ты бы делал забор выше, коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.
«Малечина – калечина»
Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:
Малечина – калечина, сколько часов
Осталось до вечера, до зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три…Десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
Вариант: для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).