Конспект учебного занятия «На приеме у доктора Айболита»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Эколого-биологический отдел
На приеме у доктора Айболита
Когтева Альфия Акмаловна
педагог высшей квалификационной категории
Урай, 2014г.
Конспект учебного занятия
«На приеме у доктора Айболита»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, о кроликах, их болезнях, ветеринарно-профилактических мероприятиях и правильном их содержании, а также полученные навыки и умения подтвердить на практике.
Задачи:
- выявить знания о родословной кролика, разнообразии пород и правильном содержании в приусадебных хозяйствах;
- развивать познавательный интерес учеников, логическое мышление, воображение, наблюдательность, чувства понимания и восхищения уникальностью живого мира;
- воспитывать экологическую грамотность, самостоятельность, активность, любовь к домашним животным, формировать навыки культуры труда.
Оборудование:
1. Плакаты «Породы кроликов», «Части туловища кролика»;
2. Таблица «Антропометрические данные кролика»;
3. Амбулаторная карта кролика;
4. Муляжи овощей и фруктов;
5. Аптечка для лечения животных;
6. Удостоверения Айболят;
7. Телефон;
8. Аудиозапись песни «Вместе весело шагать по просторам» (
План занятия
I. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия
II. Вступительная беседа, эмоциональный настрой
III. Повторение изученных тем:
1. «Болезни кроликов»;
2. «Зоогигиена и ветеринарно-профилактические мероприятия»;
3. «Лекарственные препараты, травы и их применение»
4. «Методы выращивания и содержания кроликов».
IV. Физкультминутка
V. Практическая работа
Итог занятия. Рефлексия.
Организационный момент
Cообщение темы
Педагог: Сегодня у нас интереснейшее занятие. Мы с вами отправимся…. К кому?...
Это вы узнаете, когда отгадаете загадку.
- Кто из сказочных героев лечил зверей? (Айболит).
-Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар).
Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? (Да) Для этого нужно попасть к нему на прием. А наше занятие так и называется «На приеме у Айболита».
Мы с вами еще раз вспомним пройденные темы о кроликах, их болезнях, ветеринарно-профилактических мероприятиях и правильном их содержании, а также полученные навыки и умения подтвердим на практике.
III. Ход занятия
Мои, юные друзья! На сегодняшнем занятии Айболитом буду я.
Ой, у нас зазвонил телефон (звонит телефон)
Слышу кашель и жалобный стон
Хрипы, всхлипы и насморк, и плач
Это нужен кому-то врач.
Адрес? Кролики? Где школа и пляж?
Я готова! Готов саквояж!
Там аптечка, пинцет и шипцы,
Витамины, таблетки, шприцы
Все в аптечку сложила с утра
Все проверить настала пора.
Авва, Чи-чи скорее сюда!
Помогают во всем мне всегда!
(Собака Авва и обезьянка Чи-чи: «Здравствуйте,ребята! Мы помощники Айболита!).
Педагог: Авва, Чи-чи принесите-ка, пожалуйста, нам аптечки
.Задание №1. «Аптечка Айболита» (слайд№2)
Педагог:
Ребята, чтобы оказать своевременную помощь животным вам нужно правильно собрать аптечку и объяснить, какие медикаменты и материалы необходимы для этого.
(В аптечку входят:
-стерильный бинт, бинт элостичный;
-вата гигиеническая, ватные палочки;
-йод, раствор бриллиантовый зеленый, фурацилин, борная кислота;
-пластырь бактерицидный;
-мази-скипидарная, цинковая, свинцовая;
-камфорное масло;
-жгут кроостанавливающий).
Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Вы великолепно справились с первым заданием.
А впереди вас ждут еще несколько испытаний.
Задание №2. «На приеме у Айболита» (сл.№3-11)
Ребята, вы же ученики Айболита? А чтобы звание оправдать, хочу Вас проэкзаменовать!
Выберите из трех вариантов один правильный
(работа с карточками).
1.На сколько дней помещают в изолятор новоприбывших кроликов?
а). На 1 день
б). На 10 дней
в). На 30 дней.*
2. Чего боятся кролики?
а). Темноты
б). Сквозняков*
в). Насекомых
2.Какое из этих заболеваний относится к инфекционным болезням?
а). Стоматит*
б). Коньюктивит
в). Пододерматит
3.Какое из этих заболеваний относится к неинфекционным болезням?
а). Ренит
б). Миксоматоз
в). Обморожение *
4. Какой из препаратов относится к дезинфицирующим средствам?
а). Раствор фурацилина
б). Раствор борной кислоты
в). Хлорный раствор*
5.Какую мазь применяют от ушного клеща?
а). Тетрациклиновая
б). Скипидарная*
в). Борная
6.Какую мазь применяют при обморожении?
а). Камфорная мазь*
б). Цинковая
в). Свинцовая
7. В какие лечебные учреждения необходимо обратиться больному кролику?
а). Полевой госпиталь
б). Ветеринарная лечебница*
в). Лесная поликлиника
8).Признаки заболевания инфекционного ренита?
а). Чихание*
б). Кашель
в). Высокая температура
9. Признаки заболевания нифекционного стоматита?
а). Воспаление слизистой оболочки глаз
б). Воспаление слизистой оболочки ротовой полости*
в). Учащенное дыхание
Доктор Айболит: Ой, какие молодцы! Настоящие знатоки! Авва, Чи-чи, посмотрите, какие помощники растут!
( сл.№12-14) Задание№3. «Доскажи словечко»
Ранку смажь скорее,
Пусть немного жжет.
Заживет быстрее – это же ведь….(Йод)
Хоть ищи, хоть не ищи,
В ухе кролика клещи
Поможет легендарная,
Мазь наша……(Скипидарная).
Лапка кролика болит,
Ясно всем - поддерматит!
И лечить ее взялась наша ……(Цинковая мазь).
Чтобы кролик не чихал
Нам аптекарь капли дал,
Знаю там пенициллин
Вместе с ним ….(Фурацилин).
Глаз у кролика болит
У него коньюктивит
Поможет мазь отборная,
Как говорится ……(Борная).
Чтобы звери не болели,
Мало нам, чтоб их жалели,
Надо о болезнях знать
И….. ( Лечение назначать).
Кролик требует ухода,
И заботы, и тепла,
Клетку надо обработать,
Чтобы чистая была.
Можно…..(Хлором), …..(Огнем) можно,
Только очень ……(Осторожно).
Доктор Айболит: Авва, Чи-чи, ребята и с этим заданием справились хорошо!
Задание №4. «Зеленая аптека» (сл.№15 – 19)
Педагог: Ребята, говорят, что лес-это зеленая аптека. Почему так говорят? Или на деревьях растут таблетки и микстуры? Какие вы знаете лекарственные растения, и при каких заболеваниях их применяют, сейчас мы и проверим. (Карточки с изображением лекарственных растений).
(За правильный ответ на вопрос- морковка).
1.Кролик простудился и просит вас помочь. Подскажите чем ему лечиться?.
а). Малина
б). Мать-и-мачеха*
в). Полынь
г). Чистотел
2.Кролик поранил бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?
а). Ромашка
б). Ландыш
в). Подорожник*
г). Петрушка
3. Кролик ничего не ест. Какие растения надо добавлять в рацион для поднятия аппетита?
а). Алоэ
б). Укроп*
в). Ромашка
г). Дурман
4. У кролика заболел живот. Какую траву необходимо дать?
а). Полынь*
б). Иван-чай
в). Мать-и-мачеха
г). Крапива
5.У кролика болят глаза. Какие отвары применяются при опухлости век и постоянном слезотечении?
а). Лопух
б). Одуванчик
в). Клевер
г). Ива-чай*
Доктор Айболит: Молодцы! Вы знаете, что лес помогает бороться с любыми болезнями и, конечно, с разными микробами и вирусами.
Задание №5. «Корзинка-витаминка» (сл.№20)
Доктор Айболит: Чтобы наши животные никогда не болели, им надо есть больше овощей и фруктов. Авва, Чи-чи заходите и корзинки заносите. А вы, ребята, не зевайте витаминки разбирайте.
IV.Физкультминутка
«А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в сторону, согнули,
Спрятали за спину их,
Оглянулись: через правое плечо,
Через левое еще,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз!»
(Дети повторяют движения за собакой Авва и обезьянкой Чи-чи).
Доктор Айболит: Ребята, а сейчас пришло время показать свои знания на практике.
V. Практическая работа
Цель: Определить болезнь кролика по симптомам заболевания и назначить правильную систему лечения и проведения профилактических мероприятий.
Оборудование:
1. Аптечка, салфетки, карточки.
2. Таблица «Антропометрические данные кролика»;
3. Плакат «Части туловища кролика»;
4. Амбулаторная карта кролика;
5. Аптечка для лечения животных.
Объект исследования: И пришел такой момент узнать, кто же будет пациент. Может, назовете, вы ребята? Пациенты наши…. кролики и крольчата.
Правила техники безопасности
Педагог: На столах лежат карточки со знаками (каждому правилу соответствует определенный знак). Я называю правило, а вы должны поднять карточку.
1. В помещении не шуметь.
2. Данные лекарственные препараты, предназначенные для лечения животных, пробовать или нюхать, категорически запрещается!
3. Разлитую микстуру немедленно вытрите салфеткой, проветрите помещение и вымойте руки с мылом.
4.Будьте осторожны с колющими и режущими предметами.
5.При получении травм немедленно обратись за помощью к педагогу.
6.Соблюдать правила гигиены, т. е. нежелательно прикасаться руками к слизистым оболочкам рта, глаз.
7. При работе с кроликами по необходимости пользуйтесь салфеткой.
8. После работы вымойте руки с мылом.
«Амбулаторная карта кролика»
(в приложении таблица №1;№2).
1. Определить породу кролика.
2. Поставить правильный диагноз по симптомам болезни кролика.
3.Назначить лечение (лекарственные препараты).
4. Провести лечебно – профилактические мероприятия.
5. Выводы по работе.
Педагог: Лечение – дело очень ответственное. Сейчас мы посмотрим, что вы умеете делать? У настоящего доктора должны быть очень чувствительные и нежные руки, при обследовании не причинить пациенту боль.
Вывод
Доктор Айболит: Ребята, вы показали хорошие результаты и знания. Я, надеюсь, что в дальнейшем все вы будете правильно применять умения и навыки по уходу за кроликами и лечить не только их, но и других домашних питомцев. Сегодня вы были почти, что настоящими ветеринарными и сделали первые шаги к этой уникальной профессии.
VI.Итог занятия
Доктор Айболит: Уважаемые юные кролиководы! Поделитесь своим мнением:
-Что интересного и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Какое задание было наиболее трудным?
-Какое задание было самым интересным
- Вы смогли бы самостоятельно лечить домашних животных?
- Вы хотели бы стать ветеринаром?
-Чтобы получить профессию, что нужно делать в первую очередь? (учиться).
Рефлексия
Прежде, чем мы разойдемся.
И к делам своим вернемся.
Айболит попросит вас,
Карточки поднять сейчас.
Кролик с грустными глазами-
Это плохо между нами.
Если вы довольны всем-
Кролик улыбается
И хорошее в душе нашей не кончается.
Доктор Айболит: Ребята, почему вы подняли карточку с грустным кроликом, объясните? А остальные ответьте, почему подняли карточку с веселым кроликом?
Собака Авва и обезьянка Чи-чи:
Мы сегодня удивились!
Хорошо вы потрудились!
Проявляли вы сноровку,
С практикой справлялись ловко.
Думаем, что все недаром,
Быть вам всем ветеринаром!
Собака Авва: С такими знатоками никакие трудности не страшны.
Доктор Айболит: Ну, что ж, пора прощаться. Если мне нужна будет помощь, я обязательно вас позову. А сейчас позвольте вам вручить удостоверения. (А Авва и Чи-чи в этом мне помогут). Вы теперь Айболята. На удостоверении есть «Клятва Айболят». Давайте произнесем ее вслух и запомним.
МЫ, ЮНЫЕ АЙБОЛЯТА, КЛЯНЕМСЯ:
Любить животных
Не оставлять их в беде
Оказывать им посильную помощь
В тяжелых случаях обращаться к ветеринару
Удостоверение Айболят
УДОСТОВЕРЕНИЕ №
Фамилия ___________________
Имя _______________________
Отчество ___________________
Выдано _____________ 200_ г.
ЭБО объединение «Юный кроликовод»
Список литературы:
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в Экологию.Санкт-Петербург2003г.
Буковская Г.В. Занятия по формированию экологии в младших классах. М.:2002г.
Чуковский К.И. Доктор Айболит.
Приложение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Определить антропометрические данные кролика и степень его развития
Таблица №1
Порода кролика
Живая масса,(г)
Длина туловища,
(см)
Длина волосяного покрова, (см)
Длина ушной раковины, (см)
Объем грудной клетки ,(см)
Вывод:
Амбулаторная карта кролика таблица №2
Порода кролика Симптомы болезни кролика Диагноз заболевания (инфекционные и неинфекционные) Лекарственные препараты Лечебно-профилактические мероприятия
А). Кролик малоподвижный, вялый, плохо ест, постоянно трет лапами мордочку. Б).Обильное слюнотечение, мокрые волосы на подгрудке. В). Покраснение слизистой оболочки ротовой полости, языка. Воспаление кожи на нижней поверхности конечностей лап: шелушение кожи, выпадение волос, мозоли, трещинки. Вывод:
Амбулаторная карта кролика таблица №3
Порода кролика Симптомы болезни кролика Диагноз заболевания (инфекционные и неинфекционные) Лекарственные препараты Лечебно-профилактические мероприятия
А). Кролик понурый сидит с полузакрытыми глазами. Б).Покраснение глаз и слезотечение, припухшие веки. А).Кролик малоподвижный, плохой аппетит, сидит забивший в угол.
Б). Постоянно трясет ушами, мотает головой. Вывод: