Сценарий празника по Самопознанию Делать добро спешите


Сценарий праздника
Делать добро спешите.
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета “Земля”, рисунки кота Леопольда и запись его слов, компьютер для показа приложений, запись песни “Если добрый ты”, звук летящей ракеты, сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты.
Уч-ль:
Итак, друзья, внимание-Наш праздник начинаетсяСадитесь поудобнее-И пусть мечты сбываются.
Вступительная беседа
Учитель: сегодня у нас с вами необычный праздник «Делать добро спешите». Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.
Стихи о Самопознании.
Ознакомление с понятиями «добро» и «зло»
Уч-ль: Итак, что такое добро? Где вы его встречали?
Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое.
Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом?
Уч-ль: Это нечто, противоположное добру.
Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.
Уч-ль:
Сесть поудобнее.       Пристегнуть ремни.Ключ на старт.Контакт.Включить мотор.Пуск. Дети:
Есть сесть поудобнее.Есть пристегнуть ремни.Есть ключ на старт.Есть контакт.Есть включить мотор. 1,2,3,4,5- ВЖИК.
Звук ракеты.
Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем.
Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба - это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда на нашем празднике, чтобы мы жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Песня: Друзья.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Беседа по содержанию рассказа.
Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: Сесть поудобнее. Дети: Есть сесть поудобнее.
Пристегнуть ремни.Ключ на старт.Контакт.Включить мотор.Пуск. Есть пристегнуть ремни.Есть ключ на старт.Есть контакт.Есть включить мотор. 1,2,3,4,5- ВЖИК.
Звук ракеты.
Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)
Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета.Доброта- не пряник, не конфета.
Песня: Доброта.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.
Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха- ха- ха! Я
начинаю.
Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.
Б-Я: Ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.
Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Б-Я: Ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дел невпроворот.
Баба Яга уходит.
Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
Фея уходит
Давайте отдохнем
В тёмном лесу есть избушка, Стоит задом наперёд,В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живёт.Нос крючком, Глаза большие,Словно угольки горят.Ух, сердитая какая!Дыбом волосы стоят
Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “капельку” (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов.Песня: «Белые голуби»
Составление аппликации
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:
Если с другом разделил Ты свои конфеты-Хорошо ты поступил, Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секретИ разнёс сейчас же,Это плохо, хуже нет,Это подло даже!
Если подал ты при всех Девочке пальтишко,Ты- культурный человек, Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь, Сразу лезешь драться, Не достоин ты, поверь,Человеком зваться!
Если ты пригрел кота, Кормишь птичек в стужу,Это- просто красота,Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,Бросил кошку в лужу.Будь уверен, в сорок разТы собаки хуже.
Уважай людей вокруг,Старших, младших тоже.И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
Песня: « Улыбка»
Уч-ль: Наш праздник подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”. Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему празднику вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.
Уч-ль: Ребята, вам понравилось праздник? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню. (Исполнение песни детьми)
Песня: «Добрая песня для друзей».
Делать добро спешите.
Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.
Оформление: см. приложение 1.
- Что такое добро? Что такое зло?
На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.
Продолжите фразы:
“Доброта - это ....
“Добрый человек - это ... .”
- Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь
Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
Можно ли принудить человека быть добрым?
Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
- Необходимость и готовность прощать влечёт за собой нравственный поиск. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется решать всю жизнь.
Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Ни кто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? Расскажите, пожалуйста об известных вам случаях нравственного выбора.
Зло противоречит добру.
Зло - всё что губит душу человека.
Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи.
Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.
- Судить человека надо по его делам.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. Но может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.
- В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.
“Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошёл охотник к змее, а та умоляет его: “Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево.” Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолился охотник: “Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?”
“На то я и змея” - ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошёл своей дорогой, оставив змею умирать.”- Значит не надо делать добра? Жить по пословице “Не делай добра - не получишь и зла”? Может и у вас случались ситуации, когда за доброе дело наказывали? (Дети приводят примеры). Я хочу, чтобы вы в любой жизненной трудной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса “Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть осторожнее”.
Итог: И всё же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
За добро платят добром!