Конспект урока по математике на тему Закрепление табличного умножения и деления с применением мотивационных методов и приемов ( 3 класс )
Урок математики. 3 класс.
Учитель: Родионова Татьяна Николаевна
МБОУ Одинцовский лицей №2, г. Одинцово, Московская область
Тема «Закрепление табличного умножения и деления».
I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Всех собрал нас на урок. ( слайд №1)
Поздоровайтесь с гостями,
Повернитесь все ко мне,
Встаньте ровно, подтянитесь,
Теперь за парты все садитесь.
Давайте друг другу улыбнемся
И в добрый путь все соберемся.
II. А отправимся мы с вами в страну Математики. Приготовили ручки! Поехали!
-Мы едем (3 р)
В волшебную страну
Мы знаем (3 р) математику.
III Адаптационный этап.
- Игра «Я готов к уроку».
Прежде, чем начать урок, я хочу проверить готовы ли вы к уроку. Проведем игру «Я готов к уроку».
«Готовы ль вы к уроку
Проверим сейчас
А как вы готовы
Спрошу я у вас».
Тетрадь на парте у вас лежит? (Лежит).
А учебник ваш, конечно, закрыт? (Закрыт).
А пеналы вы достать не забыли? (Не забыли).
И вы их уже для урока открыли? (Открыли).
А волшебные доски у вас лежат? (Лежат).
А ну-ка, Сережа, спроси ты теперь у ребят!
Порядок у всех у вас на столе? (Да).
Теперь задавайте вопрос мне.
А в тетради мы будем сегодня писать? ( Будем)
А задачи мы будем сегодня решать? (И задачи решить мы не забудем).
Что же, вроде бы всё я спросила у вас.
И вижу, что готов к уроку класс.
(Готов).
- А теперь покажите, какое у вас настроение в начале урока. Вам помогут смайлики.
А вот и мой смайлик. Это мое настроение.
IV Устный счёт.Слайд №2.
Посмотрите на ряд чисел. Найдите лишнее число. Солнышко смеется над вами и думает , что вы не сможете найти все варианты.
15, 27, 30, 3, 45, 37
- 30- круглое число;
- 3 - однозначное число;
- 37 – не является результатом табличного умножения ;- 30 – четное число;
Слайд №3.
Молодцы! Вы справились с заданием и солнышко закрыли тучки.
Теперь на тучках найдите лишнее выражение.
14 : 3, 4 х 6, 3 х 7, 15 – 6, 36 : 4, 1 х 9.
Давайте найдем значение частных и произведений.
V Тема и задачи урока. ( Слайд №4).
- А теперь догадайтесь, какова тема нашего урока?
Мы начнем без промедленья
Наш урок на закрепленье.
Все, что знаем повторим,
Задачи трудные решим.
Будем все работать дружно,
Сделаем все то, что нужно.
- Давайте вместе подумаем, что нам нужно на уроке повторить, закрепить и чему еще мы будем учиться. ( Слайд №5).
- Повторить правила (законы) умножения и деления.
- Закрепить знания табличного умножения и деления.
- Учится решать задачи с действиями умножения и деления..Таковы задачи нашего урока и мы должны их выполнить.
VI Актуализация знаний.а). На доске формулы. Какие правила и законы пригодятся для урока, выберите и объясните.
a x b = b x a a – a = 0
a + b = b+a a:1= a
a x 1= a
a x 0 =0
a-0=a
a:a=1
Что мы повторили? (Правила и законы умножения и деления).
-Мы выполнили одну из задач урока.
б). Закрепление табличного умножения и деления
- Игра «Молчанка». ( Учитель на табличках показывает выражения на умножение и деление, а ученики на маркерных досках показывают ответ).
- Игра «Горячий мяч». ( Учитель бросает мяч ученику, называя пример на умножение или деление, а ученик быстро его отдаёт учителю, называя ответ, так как мяч горячий).
- Игра в паре « Табличный футбол» ( Ученики поочередно задают друг другу примеры на табличное умножение и деление в течение 45 секунд).
- Но сначала давайте вспомним правила работы в паре :- работать без шума
- не ссориться
- работать дружно
- помогать друг другу
Синоним слова» помогать» - спасать, выручать. Я очень хотела бы, чтобы вы всегда выручали друг друга не только на уроке, но и в жизни. Итог игры. Каждая пара называет свой счет.
- У кого были ошибки, скажите себе « Я должен еще лучше выучить таблицу умножения и деления».
- Игра « Числовые прятки с Машей». ( Слайды № 6 - 17).
- А сейчас мы поиграем с вами в прятки, но не в обычные, а в числовые. А играть мы будем с Машей из мультфильма « Маша и медведь». Она будет прятаться за числами в примерах на умножение и деление, а вы должны будете угадать, за каким числом она спряталась.
- Мы повторили табличное умножение и деление, а теперь проверим ваши знания таблицы.
Математический диктант. (Открыли тетради).
3 умножить на 7
По 4 взять 6 раз
Найдите значение произведения 9 и 4
8 разделить на 8
Первый множитель 6, второй множитель 9. Чему равно значение произведения?
Чему равно произведение 7 и 0?
Трижды 8
6 увеличить в 3 раза
45 уменьшить в 5 раз
Делимое 40, делитель 5. Чему равно значение частного?
Проверка . 1 человек читает свои ответы. Если ответ неправильный, ученики хлопают в ладоши.
- У кого есть ошибки, скажите себе мысленно : « Я должен повторить таблицу умножения и деления ».
- Итак, мы выполнили еще 1 задачу урока. Какую? (Закрепить табличное умножение и деление ).
-в) Давайте вспомним, что нам ещё осталось сделать? (Решать задачи). Но прежде, чем мы будем решать задачи, давайте отдохнём и ещё раз повторим и закрепим таблицу умножения на 3.
VII Физминутка3х1=3 -на соседа посмотри
3х2=6- нужно встать, а не сесть
3х3=9- зарядку будем делать
3х4=12- не будем ошибаться
3х5=15- руки поднимаем
3х6=18- теперь их опускаем
3х7=21 -ушка 2, носик 1
3х9=27- мы желаем здоровья всем
3х10= 30-не будем лениться, а будем мы учиться и можно всем садиться.
VIII. Решение задач. ( Слайды № 18 - 25 ).
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем лучшие в мире сказки.
- Сейчас я приглашаю вас в путешествие по сказке «Гуси-лебеди».
Презентация сказки:
- К кому обращалась девочка? (Печка, яблонька, речка). Почему сначала они ей не помогли? ( Отказалась от угощения – это невежливо.)
Давайте эту сказку изменим на новый лад и поможем Алёнушке выручить братца. Герои сказки не будут предлагать угощение, а зададут нам задачу. А вы должны будете посовещаться в паре и на волшебной маркерной доске записать решение задачи. У меня есть помощники, которые будут изображать героев сказки.
Задача печки (ученик)
Испекла я 32 пирожка. Разложила их на 4 тарелки поровну. Сколько пирожков на каждой тарелке? (Дети совещаются, показывают ответы, а «печка» проверяет).
Задача речки (Ученик)
За 1 день путники выпивают по 3 кувшина киселя. Сколько кувшинов киселя выпьют они за неделю? (Дети совещаются, показывают решение, а «речка» проверяет).
Учитель: А что такое неделя? А почему неделю так называют? Давайте послушаем сообщения детей.
1 ученик: Особым почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания числа 7 дошли и о наших дней.
Вспомним пословицы: «7 бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь».
Наша неделя состоит из 7 дней. Древние люди заметили, что 7 нельзя разделить на равные части. Вот и назвали: 7-не деля (интернет).
2 ученик: В толковом словаре сказано так, что неделя образована от словосочетания – не делать, т.е. отдыхать. Неделя означает день отдыха.
Задача яблоньки.
27 яблока я должна разложить в корзины. В каждую корзину я положила по 9 яблок. Сколько корзин мне понадобится?
27: 9=3 (к)
Дети совещаются, показывают ответы, а яблонька проверяет.
Задача ёжика.
5 раз я выходил собирать грибы. Каждый раз я приносил по 4 гриба. Сколько грибов я запас на зиму?
Мы выручили Алёнушку, решили все задачи, и она теперь обязательно спасёт братца.
Физминутка: «Умножение…» ( Слайд №26)
Умножали, умножали
Очень, очень мы устали.
А теперь все дружно встали
Ручками похлопали
Ножками потопали
Сядем, глубоко вздохнём
И опять считать начнём.
IX. Составление и решение задач.
-Теперь вернёмся из сказки в нашу жизнь. Я приглашаю для вас пойти в кино. (Встаём, имитация ходьбы). Займите свои места. Раньше кино было немое (т.е. не было звука). Давайте и вы посмотрите немое кино. Вы ничего не услышите, а всё что увидите, должны будете запомнить и рассказать
Немое кино. ( Слайд №. 27).
(Сценка)
Мама, продавец, 4 детей ( Дети под музыку инсценируют задачу)
Мама пошла в магазин и купила 10 яблок. Она принесла яблоки домой и дала каждому ребенку по 2 яблока.
Расскажите, что увидели? Можно ли назвать это задачей? Чего не хватает? (Вопроса). Поставьте вопрос. Обсудите план решения. Что узнаем в 1 действии? Во 2 действии?
Запись решения в тетради.
2х4=8 (яб.) - отдала
10-8=2 (яб.)
Ответ:
- Проверим количество яблок в пакете.
- Итак, мы с вами выполнили ещё 1 задачу урока. Какую? Итак, все задачи выполнены.
Задача на смекалку.
А теперь загадка-шутка. Только на 1 минутку. Повторяю 1 раз.
Жили-были в городе 3 брата.
И имел сестрёнку
Каждый из троих.
Давайте сообразим ребята
А сколько же вместе было их? (4)
X. Блиц-опрос « Лучший знаток таблицы».
- Но в конце урока, я хочу узнать, как вы всё-таки усвоили табличное умножение и деление . - Блиц-опрос «Лучший знаток таблицы». (Работа на карточках).3 самых быстрых ответа – проверяют гости., остальные учитель.
- Итак, 1,2,3 начали!
XI Рефлексия.Ну а сейчас проведём итоги урока. У вас есть карточка-помощница.
На доске
-На уроке я повторил…
- Я учился…
- На уроке мне было…
- Я понял, что…
- Я радовался…
- Я всегда буду…
- Ну а сейчас покажите свои смайлики в конце урока. Ваше настроение. Теперь - сразу 2 смайлика. Я вижу, что настроение хорошее! А вот мое настроение. Я вижу, что оно совпадает с вашим.
ХII. Домашнее задание.
-Повторить ещё раз таблицу умножения и деления, так как мы скоро начнем изучать внетабличное умножение и деление.
ХIII. Все поют песню « Дважды два – четыре».