Конспект урока русского языка на тему Простые предложения с однородными членами (4 класс)
Урок русского языка, 4-Г класс Полякова Л.К.
Тема: « Простые предложения с однородными членами»
Цели:
Закреплять знания учащихся об основных признаках простых предложений с однородными членами и оформлении их на письме.
Развивать умения правильно строить и употреблять в речи предложения с однородными членами.
Формировать орфографическую зоркость.
Развивать речь, память, образное мышление.
Воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока.
1.Организационный момент.
« Долгожданный дан звонок – начинается урок»
2.Тема и цели урока.
3.Загадка: « Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?»
- Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. Сегодня мы отправимся в гости к Весне.
- Работать будем в командах: 1 ряд – «Филологи», 2 ряд – «Знатоки», 3 ряд – «Эрудиты»
- С наступлением весны природа преображается. Белые краски Зимы исчезают.
- Какие краски мы используем, чтобы изобразить различные картинки весны?
( зеленые, желтые, коричневые, красные, фиолетовые)
4. Упражнение в чистописании: Фф, ф..лет.вый«Филологи» – вставить пропущенные буквы, подобрать синоним к слову « фиолетовый» (лиловый - цвет фиалки, синий с красноватым оттенком)
« Знатоки» - дать краткую характеристику слову (к - во слогов, ударный слог, к - во букв и звуков)
«Эрудиты» - составить устно предложения
5. – В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.
- Ребята, а какие приметы весны вы знаете?
О марте.
Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Синие облака к теплу или дождю.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки - к долгой зиме.
Об апреле.
Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель - с водою, май – с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
О мае.
1.Май холодный – хлеб хлебородный.
2. Март сухой да мокрый, май – будет каша и каравай.
3. Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
4. Соловьи поют всю ночь – к сухой погоде.
6. Доска: « Как в март. з.ма не злит.ся а весне покорит.ся.»
- Прочитайте предложение, объясните написание пропущенных орфограмм.
- Какое это предложение? Докажите.
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания.
«Филологи» – обозначить части речи.
« Знатоки» - дать характеристику предложению.
«Эрудиты» - составить схему предложения.
Физминутка.
« Мы дружно трудились.
Немного устали,
Быстро все за партами встали,
Руки поднимем, потом разведем.
И глубоко всей грудью вздохнем.
Левую ногу поднимем вперед,
И дальше пойдем продолжать наш урок.»Учитель: - « Полюбуйся! Весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят»
- Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. А сопровождать его будет прекрасное произведение П.И. Чайковского из цикла « Времена года», « Март», « Апрель»
Многие писатели, поэты и художники воспевали это время года. Недавно мы писали сочинения на тему « Весенние зарисовки». Озвучьте их. (Зачитывание сочинений)
8.Доска:
– Подберите предложение к схеме, запишите в тетрадь, выделите однородные члены.
« Из теплых стран прилетает к нам пуночка, овсянка, зяблик.
Птицы весело поют и строят гнезда.
У грачей и ворон гнезда складываются из сучков»
«Филологи» – (- О и О)
« Знатоки» - ( О и О - =)
«Эрудиты» - (= О, О, О)(проверка)
- Если в Среднюю полосу первыми прилетают грачи, то к нам на север первым возвращается полярный воробей – пуночка – 4 апреля, затем лебедь – кликун- 15 апреля, овсянка – 18 апреля, зяблик – 30 апреля, а в мае – водоплавающие птицы т. к. водоемы освобождаются ото льда.- Какие водоемы Мурманской области вам известны?
( Реки: Поной, Тулома, Умба, Нива, Ковда, Варзуга, МунаОзера: Имандра, Умбозеро, Ловозеро, Ковдозеро, Сейдозеро, Могильное, Арно, Питьевое)Физминутка. « Птицы»
Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы.
Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы, плюшки, лебеди и утки. И спасибо шутке!
9.– Как быстрые лебеди, возвращающиеся из теплых краев, мчится Весна по стране, пробуждая природу после долгой зимы.
– Как мы радуемся внезапному появлению солнечных лучей в хмурый дождливый день!
Чтобы у вас было хорошее настроение, Весна - красна дарит вам маленькие солнышки.
У кого желтые солнышки:
Составьте текст «Первый ручеек», используя словосочетания: « солнечные лучи, побежали ручейки, прозрачный ручеек, как в зеркало, глядят небо и облака, рад весне»
Оранжевые солнышки:
- Расположить предложения так, чтобы было понятно, что было сначала, что потом, чем должен текст закончиться.
« Ручеек. Бегут его струйки по песку, по камешкам, по цветам и по мхам. Серебристый ручеек выбежал из - под серого камня. В них, как в зеркало, ласково глядится и солнышко, и голубое небо, и облака»
- Запишите текст. Найдите предложение с однородными членами. Подчеркните орфограммы. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Проверка.
10. – Как известно, сорока приносит новости на хвосте. Вот и сегодня она принесла весенние весточки.
- Где сорока присочинила, а где правду сказала?
1. Вылез из берлоги после зимней спячки медведь, а вскоре выбрался из норы и другой соня – барсук.
2. Белые куропатки сбрасывают свои белые перья – меняют на темные.
3. Скворцы не могли поселиться в своих прошлогодних скворечниках: там устроили гнезда воробьи.
4. Еще снег не везде растаял, а уже появились первые бабочки – лимонницы.
5. На холмах, где потеплее пригревает солнце, красными сережками покрылись березы.
11. Итог урока.
- А какими новостями поделились бы вы, если бы вас пригласили на радио или ТВ?
Д/з: из учебника по л. чтению выписать простое предложение с однородными членами, произвести синтаксический разбор.