Урок русского языка для 8 класса Предложения с однородными членами
Урок русского языка в 8 классе Тема:Однородные члены предложения. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: развитие навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Задачи:
– образовательная: способствовать выработке умений и навыков применения знаний об однородных членах предложения на письме, построения структурных схем предложения, расширить представление о средствах и способах соединения однородных членов.
– развивающая: продолжить формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы, делать обобщающие выводы; развитие наглядно-образного мышления, различных граней внимания, памяти и умения сравнивать, анализировать.
– воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени и ответственному отношению к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку
Тип урока: комбинированный.
Методы организации учебной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
ученик – учитель,
ученик – блок-схема.
Оборудование и ТСО
1. Персональный компьютер, проектор.
2. Блок-схема: «Однородные члены предложения».
3. Разноуровневые задания по теме.
Педагогические технологии: технология полного усвоения.
Термины: однородные члены предложения, подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение, обобщающее слово, части речи, грамматические признаки, синтаксическая роль.План урока:
№ Этап урока. Содержание урока. Время.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. 3 мин.
2. Актуализация опорных знаний. Лингвистическая разминка.
Устный опрос.
Работа по опорной таблице. 8 мин
4. Этап закрепления и осмысления полученных знаний. Составление схем.
Выполнение задания на развитие переключаемости внимания.
Работа в парах, у доски и по вариантам.
Словарная работа. 8 мин.
3 мин.
10 мин.
2 мин.
5. Этап промежуточного контроля
знаний. 1.Тренировочные упражнения.
2. Тестирование. 4 мин.
4 мин.
6. Рефлексия. Анализ достижения цели урока. 2 мин.
7. Домашнее задание. Запись домашнего задания. 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой (Музыкальный ролик о русском языке.) - Здравствуйте, ребята! Мы посмотрели музыкальный ролик о русском языке, лексическая тема урока будет: «Язык. Речь. Книга». Настраиваемся позитивно и начинаем урок.
Актуализация опорных знаний.
1) Чтобы перейти к теме урока, прочитаем отрывок из «мудрых мыслей» Константина Паустовского о русском языке:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
- Действительно, с русским языком можно творить чудеса.
- Ребята, какими предложениями выражена эта мысль? (Безличными и назывными). Как вы думаете, в чем особенность второго и последующих предложений, чем они осложнены? (Однородными членами предложения).
2) Тема нашего урока «Однородные члены предложения».
(В тетрадях записывается дата и тема урока.)
- Ребята, что такое однородные члены? (Дается определение однородных членов предложения)
Работа по опорной таблице.
Связный рассказ двух учащихся об однородных членах предложения по опорной таблице (Ответы учащихся из обеих команд.)
- Давайте теперь посмотрим, все ли признаки однородных членов мы назвали. (На экран проектором высвечиваются признаки однородности членов предложения):
а) относятся к одному и тому же слову;
б) отвечают на один и тот же вопрос;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;
д) произносятся с интонацией перечисления.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Однородные члены» и упражнения, с которыми придется нам работать, помогут повторить и обобщить изученное и подготовиться к контрольной работе.
Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока (проектирование текста на экран):
Знать:
Что такое «однородные члены предложения ;правила постановки знаков препинания при однородных членах.
Уметь:
выделять однородные члены в предложении;
ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и составлять схемы.
Запись предложения и работа у доски.
- Подтвердим сказанное примерами. Запишите предложение и определите однородные члены предложения.
Книга пробуждает и воспитывает в человеке самые высокие человеческие порывы, самые пленительные мечты.
В это время выполняются индивидуальные задания у доски:
1 ученик: синтаксический разбор;
2 ученик: в человеке – морфологический разбор;
3 ученик: пробуждает – морфемный разбор;
4 ученик: мечты – найти формы слова и подобрать однокоренные слова;
5 ученик работает по «Толковому словарю» С.И. Ожегова, определяет лексическое значение слов порывы, пленительные.
(Взаимопроверка.)
Этап закрепления и осмысления полученных знаний.
1.Работа с учебником. Анализ текста (ОГЭ).
- Ребята, а сейчас обратим внимание на учебники. Откройте тему нашего сегодняшнего урока: «Однородные члены предложения. Обобщение и систематизация знаний», страницу160 и найдите упражнение 296. Задания к тексту:
- поабзацное чтение;
- словарная работа: внушительный, опровержение, пророчество;
- заглавие;
- определение основной мысли;
- тип текста, композиционные части, характерные для данного типа речи;
- найти предложение с несколькими рядами однородных членов, составить схему.
Физминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули – на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть- это шесть.
2.Выполнение разноуровневых заданий по группам.
1 группа учащихся:
Найдите ряды однородных членов и выделите их по синтаксической роли, попутно расставляя знаки препинания. Составьте схемы.
1) Вазочки книги и небольшие картинки в рамках были расставлены разложены и развешаны и в комнате для гостей и в столовой.
2) Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света. 3) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью. 4)Гостей Овсяников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем. 5)Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре. 6)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и потопленный лес и Кузьму. 7)Он не расставался с альбомом и карандашом делал наброски палубных матросов кочегаров и офицеров и рисовал на стоянках пейзажи и людей. 8)Через несколько времени Наташа очнулась открыла глаза но не узнала ни отца ни тётки.
2 группа учащихся:
Установите соответствие номеров предложений указанным схемам, в скобках укажите номер предложения, которому соответствует заданная схема. Пронумеруйте ряды однородных членов, укажите типы сочинительных союзов: соединительные, разделительные, противительные.
1) либо O, либо O ( ) 2) O, O и O ( )
3)и O, и O, и O ( ) 4) или O, или O ( )
5) O и O, и O, и O, и O, и O ( ) 6) O, или O, или O ( )
7) да O да O ( ) 8) O и O, O и O и O, и O ( )
9) O, и O, и O ( ) 10) O, O, но O ни O, ни O
1)Колокольчик громко плачет хохочет и визжит. 2)Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль. 3)Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт. 4)Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре. 5)На протяжении всего полёта из окна самолёта виднелись или песчаные равнины или далёкие горы. 6)На помощь ему придёт либо отец либо брат. 7) Метели и вьюги стужа и темнота не помешали и высадке отважных полярников и проведению ими исследования Арктики. 8)Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль. 9)Через несколько времени Наташа очнулась открыла глаза но не узнала ни отца ни тётки. 10) По вечерам он читал или играл в шахматы или смотрел телевизор.
5.Этап промежуточного контроля знаний. Тест по теме
1. Какое утверждение является неверным?
Однородные члены предложения …
1) соединяются между собой сочинительными союзами2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову3) могут быть распространенными4) всегда выражаются одной частью речи.
2. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?
Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.
1) однородные подлежащие2) однородные сказуемые3) однородные определения4) однородные обстоятельства
3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?
Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.
1) однородные подлежащие2) однородные дополнения3) однородные определения4) однородные обстоятельства
4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
1) однородные сказуемые2) однородные дополнения3) однородные определения4) однородные обстоятельства
5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.
1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно.3) Розово и зыбко явь отражается в снах.4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство.
6. Определите, как связаны между собой однородные члены.
1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.
7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.
1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.2) Крики то усиливались, то затихали.3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.
8. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?
А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.1) А,В 2) Б,В 3) А,Б 4) А,Г
9. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
1) Он не только отвечал на вопросы Наташи__но и говорил сам.2) И пахло лавандой__и прошлым.3) Каждый звук гулко раздается в весеннем__сыром и свежем лесу.4) Над рекой плыл__либо туман, либо дым от костров.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Подведение итогов.
- Что нами сделано за урок?
- Какие правила пунктуации мы повторили?
- Выставление и комментарии оценок
6. Рефлексия.
Учащимся предлагается листок обратной связи.
Обведите кружком вариант ответа:
У меня все получилось отлично.
Возможно, я допустил незначительную ошибку.
Я не уверен в правильности выполнения задания.
Я не справился с заданием.
Обведите кружком вариант ответа
На уроке было интересно.
Не все было интересно.
Совсем неинтересно.
7. Домашнее задание.
Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Составить рассуждения:
Первая группа: «Книги - предмет интерьера или предмет духовной необходимости?» (по упр.303)
Вторая группа: «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями» (по упр.313)