Урок русского языка на тему: «Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение: однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с ОЧП»


Сценарий урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тема: «Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение: однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с ОЧП»

Предмет: русский язык
Тема урока: «Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение: однородны члены предложения. Знаки препинания в предложении с ОЧП»
Тип урока:  Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)
Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.
Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Предметные результаты:
Знать осложнения простого предложения, определение однородных членов; правила постановки знаков препинания в простом предложении при ОЧП;
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении с ОЧП, строить предложения по схеме.
Оборудование урока: учебник Русский язык, 5 класс С.И. Львовой, В.В. Львова; раздаточный материал.



Технологическая карта урока
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
-Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению.
На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят.

Записывает дату.
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Актуализация знаний (4-5 минут).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Работа с текстом
- Ребята, я хочу вам рассказать сказку.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью Михаил Исаковский
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает?

Слушают, участвуют в беседе.




















Предполагаемый ответ:
-Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях.
Извлечение необходимой информации (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П))
Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л)





III.Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Создает проблемную ситуацию:
-Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить.
-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.
-Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
-Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 5)
-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
-С какой интонацией они читаются?
-Как называются подобные члены предложения? (Ответ: Однородные члены предложения)
-Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать однородные члены?
Работа в группах. Ответы на вопросы.


Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.




















-Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.
Запись темы урока  в тетради: «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них»

Самоопределение (Л)
Подведение под понятие (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут)
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
1. Предлагает понаблюдать над материалом упр.
- Прочитайте предложения, найдите однородные члены. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?
-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами?
- Как в нём используются знаки препинания?
- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
-Сравните свой вывод с текстами определения и правила.
Составляют план достижения цели.
На основе материала учебника
делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм :
Найду в предложении однородные члены.
Определю, есть ли союзы при них.
Выберу нужный знак препинания.

Метапредметные результаты
Планирование (Р)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Предметные результаты
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

V.Первичное закрепление (4-5 минут)
Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.


1.Работают с учебником в группе Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении.
2. Работают в паре, выполняя упр.
Записывают предложения, расставляют знаки препинания,
графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.
Взаимопроверка.
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

VI.Физминутка
Учитель организует физминутку.
-Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выполняют упражнения


VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)
Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельно работают:
1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания
В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака.
А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча.
Солнце закрылось передними облаками.
4. Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок.
5. Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню.
Стало вдруг пасмурно, сумрачно.
Наступила тишина.
Найдите предложения с однородными членами.
Напишите номера этих предложений.
Напишите номер нераспространенного предложения.
Взаимопроверка.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах
Учащиеся выполняют задание.
Регулятивные: контроль, коррекция.


IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
-Придумайте в группе и запишите кластер на тему «Однородные члены».
(Прочтение кластеров)
Организует рефлексию
-Оцените то, как вы усвоили материал:
- Я не допустил ни одной ошибки.
- Я ошибался 1-3 раза.
- Я ошибался более 3 раз.
- Я не понял материал.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:
Придумать и записать 5-7 предложений на тему «Осенний лес», используя однородные члены предложения.

Составляют внутреннюю речь.


Работают в группах, составляют кластер, представляют его.




Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.


Записывают задание в дневник Подают дневники для оценки учителю.
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)



Дифференцированные задания










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15