Урок с элементами деловой и ролевой игры в 8 классе. Тема урока. «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
Урок с элементами деловой и ролевой игры в 8 классе.
Тема урока.
«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Грамматические навыки: разбор предложения по членам; синтаксический разбор предложения; фонетический разбор слова (частичный); разбор слова по составу.
Повторение: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; слова с чередующимися гласными в корне слова; правописание отрицательных местоимений; постановка знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами.
Наглядность: 1. Таблица «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
2. Записи на доске:
Знать Уметь
1. Какие знаки препинания ставятся при однородных членах с обобщающимися словами. 1. Находить обобщающие слова в предложении.
2. Написание ранее изученных слов с непроверяемыми орфограммами. 2. Определять, каким членом предложения является обобщающее слово при однородных членах.
3. Составлять орфографические задания.
ХОД УРОКА.
I. ОПРОС УЧАЩИХСЯ.- Какие затруднения вызвало выполнение домашнего задания?
- Все пункты теоретического материала вам ясны?
К доске вызывается учащийся для изложения теоретического материала об однородных членах предложения. связанных сочинительными союзами и пунктуации при них. (Ученик делает необходимые записи на доске).
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.
(Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях).
Участие в церемонии, открытие памятника, гигантский конвейер, продукция нефтяников, иллюстрированный журнал, экзаменационная комиссия, витрины магазинов, реставрация здания, ремонт квартиры, преобразование вследствие землетрясения, крашеная табуретка, форсировать реку на байдарках, достопримечательности города, выверить расстояние, чеканный афоризм. (33 слова).Ученики проверяют свои диктанты, пользуясь орфографическим словарём, подсчитывают ошибки, выставляют себе оценки. У слабых учеников сильные перепроверяют диктант.
- Ребята, поднимите руку. кто поставил себе «5», а «4», «3», «2»?
К доске вызывается ученик для разбора слова по составу: РАССТОЯНИЕ.
-А сейчас вы выступаете в роли экспертов, очень внимательно следите за ответом, если он что-то упустит в своём ответе, то вы имеете право задать ему наводящий вопрос. Затем вы проанализируете ответ и мы поставим оценку. (Ученики могут следить за ответом ученика по учебнику).
Подготовившийся у доски учащийся излагает теоретический материал об однородных членах. соединённых сочинительными союзами и знаками препинания.
- А теперь проанализируйте ответ.
(Речь ученика была монологичной, выразительной; теоретический материал изложен грамотно и полностью; все пункты параграфа были подкреплены примерами; учащийся правильно использовал лигвистические термины; в целом, ответ прозвучал на «отлично»).
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель обращает внимание ребят на то, что они должны знать и уметь сегодня на уроке (читается запись на доске «Знать и Уметь»).
Учитель объявляет тему урока, учащиеся записывают её в тетради.
Устно выполняется упражнение из учебника.
- Подберите слова или словосочетания с обобщающим значением к данному ряду слов (существительное, глагол, наречие – самостоятельные части речи).
- Подберите слова с более узким значением к обобщающим словам (музыкальные инструменты: скрипка, пианино, гитара).
ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНИКУ.
- Ваша задача прочитать параграф и составить к каждому пункту параграфа вопросы.
Ученики читают самостоятельно параграф и делают необходимые записи в тетрадях.
- Ребята, кто желает побывать в роли учителя?
К доске выходит учащийся, пожелавший быть учителем, с учебником и вопросами к параграфу.
- Какую задачу перед учащимися ставит наш «учитель»?
- Найдите в § ответы на мои вопросы.
Ученик-учитель зачитывает свои вопросы, а ученики находят и зачитывают ответы на поставленные вопросы.
1. Какие слова могут быть при однородных членах?
(При однородных членах могут быть обобщающие слова).
2. А какими членами предложения могут являться обобщающие слова?
(Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены).
3. Где могут стоять обобщающие слова в предложении?
(Обобщающие слова стоят или впереди однородных членов или после них, например: Вдруг всё ожило: и леса, и пруды и степи. – обобщающее слово стоит перед однородными членами. Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли ничего не было видно. – обобщающее слово стоит после однородных членов).
4. Какой знак препинания ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами?
(Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. [ʘ:Ο,Ο,Ο]).5. Какие слова могут быть после обобщающих слов перед однородными членами и какие знаки препинания в этих случаях надо ставить?
(После обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова как-то, а именно, например. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая. [ʘ, а именно:Ο, Ο и Ο]).6. А какой знак ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов?
(Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. [Ο, Ο, Ο - ʘ]).7. А если после однородных членов с обобщающим словом предложение продолжается, то какие знаки препинания мы поставим?
(Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире. [ʘ: Ο, Ο, Ο - …]).III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.- Из упражнения № подберите к каждому пункту § примеры.
(Найденные примеры записываются, комментируются и объясняются графически).
Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (обобщающее слово стоит перед однородными членами и является дополнением, как и однородные члены).
На красноватой траве, на деревьях – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. – обобщающее слово стоит после однородных членов и являются обстоятельством, как и однородным членом предложения.
С опытным проводником нам не страшно ничего: ни броды через бурные реки, ни сплошная тайга, ни перевалы. [ʘ: ни Ο, ни Ο, ни Ο].
В пруду развели разную рыбу, как-то: карпов, толстолобиков. [ʘ, как-то: Ο, Ο].
Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы – ничто не помогало добраться до дна пещеры. [Ни Ο, ни Ο, ни Ο - ʘ].Юные деревья всех пород6 ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. [ʘ: Ο и Ο, Ο и Ο - …]. (71 сл).
- А теперь внимательно посмотрите на записанные вами предложения и сформулируйте задание по орфографии и подберите к своему заданию примеры.
1. Найдите в предложениях слова с безударной гласной в корне слова и объясните их правописание, например: (На) траве – травы
Ученики находят и записывают другие примеры; графически объясняя правописание.
проводником – водит
развели – развёл
сосна – сосны
2. Найдите в предложениях слова с чередующимися гласными в корне слова и объясните их правописание, например: растут
3. Найдите в предложениях отрицательные местоимения и объясните их правописание, например: ничто.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- А теперь закройте учебники, посмотрите внимательно на таблицу и скажите, с какими словами мы сегодня на уроке познакомились? (Мы познакомились с обобщающимся словами при однородных членах предложения).
- А что мы знаем об обобщающих словах? (Что они могут стоять впереди однородных членов и после них, что обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены).
- Что мы знаем о пунктуации при однородных членах с обобщающими словами? (Ученики, глядя на таблицу рассказывают о постановке знаков препинания).
- А какие орфограммы мы сегодня повторили? (Безударная гласная в корне слова, правописание корней с чередующимися гласными; правописание не и ни в отрицательных местоимениях).
- А теперь посмотрите, что мы должны знать и уметь сегодня на уроке и выполнили мы свою задачу? (Ученики приходят к выводу, что поставленная задача им выполнена).
V. ИТОГИ УРОКА.Выставление оценок ученикам с комментарием.
Учитель объясняет выполнение домашнего задания