Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. (конспект урока русского языка в 8 классе)

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
(конспект урока русского языка в 8 классе)

Сигида Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ 6 посёлка Южного МО
Белореченский район Краснодарского края



Цели: научить находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам;
формировать умения:
1) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
2) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
3) различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: классная доска, учебный материал (Русский язык. Учебник для 8 класса. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова), компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.
Орг. момент.
Орфографическая работа.
- От данных слов образуйте имена прилагательные с помощью суффикса
–н: желание, чулан, манка, обман, карман, туман, клапан, брань, экран, буран, сани, гортань, сарафан, лохань, барханы, кочан, песня, басня, антенна, цена, салон, талон, эшелон, циклон, лимон, купон, трон, сон, бетон, старина, картон, глубина, бульон, луна, кухня, чугун.
- Запишите полученные слова, объясняя их написание.
- Какая орфограмма объединяет эти слова?
Знакомство с новым материалом:
- Запишите предложение:
На выставке нас поразило всё: старинные экспонаты, ценные украшения, картинная галерея.
- Объясните, как образованы имена прилагательные в данном предложении?
- Чем осложнено предложение?
-Что вы видите при однородных членах в этом предложении?
Сообщение темы, целей и задач урока.
Работа над новым материалом:
- Запишите предложение:
В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира: в Ватикане и Эрмитаже, в Лувре и музеях Флоренции.
- Назовите обобщающие слова. Какими членами предложения они являются?
- Какими членами предложения являются однородные члены? Сделайте вывод.
- Обобщающие слова могут быть и словосочетанием. Запишите предложение:
Гипербола, метафора, олицетворение – изобразительно-выразительные средства языка.
Работа с таблицей.
Обобщающие слова при однородных членах предложения:

· Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель.

· Стоят в той же форме, что и однородные члены предложения.

· Являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

· Имеют обобщенный смысл.

· Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

· В схемах обозначаются .
Практическая работа:
Самостоятельное знакомство с теоретическим материалом § 44 (с. 125).
– Где может находиться обобщающее слово по отношению к однородным членам предложения?
– Какими знаками препинания отделяется обобщающее слово, если оно стоит перед однородными членами предложения?
– А если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения?
– Как пунктуационно оформлять предложение, если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, но после однородных членов предложение продолжается?
– Бывает ли обобщающее слово и перед, и после однородных членов предложения? Как его правильно пунктуационно оформить?
Работа с учебником: упражнение 270.
-Запишите предложения и составьте схемы к ним:
Приветливо и свежо зеленели деревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн.
Клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн – деревца зеленели приветливо и свежо.
Деревца: клён, тополь, акация, а также дикорастущий тёрн – зеленели приветливо и свежо.
– Вставьте в предложения однородные члены, расставив знаки препинания и составив схемы предложений:
Весной в лесах поют мастера птичьих песен (дрозды, жаворонки, соловьи). Туман накрыл всё (речку, поле, луг).
– Вставьте в предложения обобщающие слова, расставив знаки препинания и составив схемы предложений:
Лес, поле, деревья (всё) было покрыто снегом. Ни холод, ни дождь (ничто) не могло остановить отца в его стремлении отправиться в горы.
7. Конструирование предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.
-Даны ряды однородных членов, необходимо подобрать к ним обобщающее слово и составить с ними предложение (1 – обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения; 2 – обобщающее слово стоит после однородных членов предложения; 3 – обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, а дальше предложение продолжается).
1. Стол, стул, кровать.
2. Дуб, ясень, береза.
3. Дядя, тетя, бабушка, дедушка.
Итог урока.
Домашнее задание: § 44, упражнение  270.