Конспект урока Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.
Цели: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умения правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять  схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Ход урока.
1. Словарная работа.
Заранее на доске записаны словарные слова, в некоторых из них намеренно допущены ошибки. Учащиеся списывают эти слова, исправляя ошибки. Затем один ученик выполняет это задание на доске.
Артилерия, кавалерия, достоенство, искусство, искуссный, галлерея, постомент, пьедестал, достопремечательность, мантаж, сражение, пригарело, наслождаться, приготовте.
2. Актуализация знаний.
- Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
- Каким членом предложения являются обобщающие слова?
- Зависит ли постановка знаков препинания от места обобщающего слова в предложении?
- Какие знаки препинания ставим, если обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них? Если однородные члены стоят после обобщающего слова, но ими предложение не заканчивается?

Задание: расставив знаки препинания и составив схемы предложений, выполнить следующее:
1) Вставить в предложения однородные члены.
Весной в лесах поют мастера птичьих песен..(дрозды, жаворонки, соловьи)
Туман накрыл все.(речку, поле, луг)

2) Вставить в предложения обобщающие слова.
Луг, поле, деревья. было покрыто снегом.
Ни холод, ни дождь. Не могло остановить отца в его стремлении добраться до геологов.

3) Раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены.
Луговые цветы пахнут по-особенному.
Осень деревья..одеваются в разноцветный наряд.

3. Изучение нового материала.
В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: ВСЕ, ВСЕ, ЭТО ВСЕ, ВОТ ЧТО, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ, ПОВСЮДУ, НИГДЕ, НИКОГДА.

4. Закрепление
А) Работа с текстом. ( Можно использовать интерактивную  доску или отпечатать текст  на листах.)
Текст.
(1)Славу Спасского-Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места: и дороги, и тихие пруды, и сады, и леса, и парк. (2)Липы и рябины, дубы и клёны, яблони и ёлки – всё перемешано в этом парке. (3)Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – всё это было миром Тургенева. (4)Своё гнездо Спасское-Лутовиново писатель берёг, сюда возвращался после скитаний, здесь писал, охотился.) (По В.М. Пескову.)
Учащиеся  получают текст с пропущенными буквами и  знаками препинания.
          Прочитайте предложения.
 (1)Славу Спасского-Лутовинова поддержвал сам Тургенев любившй эти места и дороги  и тихие пруды  и сады и леса  и парк. (2)Липы и рбины  дубы и клёны яблони и ёлки  всё перемешно в этом парке. (3)Зелень вода в прудах  птичий гомон  деревенские песни  охота  всё это было миром Тургенева. (4)Своё гнездо Спасское-Лутовиново писатель берёг сюда возврщался после скитаний здесь писал охотился. По В.М. Пескову.)
 Задания:
1) Докажите, что это текст.
2) Определите тему, основную мысль. Подберите заголовок.
3) Объясните написание слов с пропущенными буквами.
4) Расставьте  и объясните знаки препинания.
5) Составьте схемы предложений.
6) Дайте характеристику первого предложения.
7) Найдите во 2 предложении слова, в которых звуков больше, чем букв.
Б) Работа по учебнику упр.272 по рядам.
5. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке я узнал.
Работать мне было., потому что..
Помогал мне.
Мешал мне

15