Конспект урока русского языка на тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»
Ильюхина Анна Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» города Калуги
Класс: 8б
УМК под редакцией Ладыженской Т.А.
Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: формировать умение правильной постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Задачи: 1. Образовательные:
- формировать умение находить обобщающие слова при однородных членах;
- формировать умение определять позицию обобщающего слова при однородных членах;
- формировать умение составлять схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах;
- формировать умение употреблять в речи предложения с обобщающим словом при однородных членах.
2. Развивающие:
- развивать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания);
- развивать умение проводить анализ учебного материала;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- определять и формулировать цели деятельности на уроке;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- самостоятельно давать оценку своей деятельности на уроке.
3. Воспитательные:
- формировать уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим;
- формировать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
- воспитывать патриотизм через формирование потребности в изучении истории, культуры родного города.
Оборудование (ресурсы): ПК, медиапроектор, презентация, файлы с раздаточным материалом.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.
Мотивация к деятельности Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Сегодня на уроке русского языка нас ждет большая интересная работа.
Разминка.
Начнем с игры «Да-нет». Я загадала слово, имеющее отношение к разделу, который мы изучаем (и/союз).
Если вопрос не корректен, учитель отказывается от ответа заранее условленным жестом.
Правильно, И (союз)! (показать листочек со словом). Молодцы!
Мы провели с вами разминку, надеюсь, вы готовы работать, тем более на уроке вас ждет сюрприз (Калуга). Приступаем.
У каждого из вас на столе есть листок «Мои достижения на уроке», в который вы в течение урока будете вносить отметки за каждое выполненное задание.
И первое, что вы должны оценить – свою готовность к уроку. Оцените по пятибалльной шкале, насколько, по вашему мнению, вы готовы к уроку, и поставьте отметку прямо сейчас в первый столбик листа «Мои достижения».
Вид деятельности Я уверен(а), что готов(а) к уроку Ответ по технологической карте Самостоятельная работа (карточка № )Письмо немецкому другу Я работал(а) сегодня на уроке на Итоговая отметка Выбери один из ответов и отметь «+»
Я полностью усвоил(а) тему Мне еще надо поработать Я ничего не понял(а)
Отметка
Кто поставил «5», «4», «3»? Молодцы! Слушают учителя, настраиваются на работу.
Учащиеся задают вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет».
И. (союз)
Выставляют отметку готовности к уроку в лист «Мои достижения»
2.
Актуализация знаний Проверим, насколько вы помните материал, изученный на предыдущих уроках. Откройте технологическую карту и расскажите друг другу в парах изученные темы.
Поставьте друг другу отметки в листе «Мои достижения». Кто получил «5», «4», «3»? Молодцы! Работают в парах по технологическим картам.
Ставят отметки друг другу в листе «Мои достижения».
3.
Постановка учебной задачи. Целеполагание.
Организация исследовательской деятельности Посмотрите на слайд.
Игра «Третий «лишний». Какое предложение лишнее и почему? Знаки препинания не расставлены.
В Центральном федеральном округе есть немало старинных городов Калуга Орел Владимир Брянск.
Современный город Калуга разделяется на три части Ленинский район Московский район Октябрьский район.
В подчинении администрации Калуги находятся деревни сёла посёлки станции 73 сельских населённых пункта.
Да, ты прав, с точки зрения содержания лишним является первое предложение. Но у нас с вами урок русского языка. Следовательно, задание в этой игре связано с той темой, которой мы изучаем сейчас. Взгляните на эти предложения с этой точки зрения.
Правильно!
Давайте расставим знаки препинания. (На слайде выходят по очереди предложения с расставленными знаками препинания).
В третьем предложении какой знак будем ставить? Почему? Все уверены?
Вы можете предположить, какова тема нашего урока?
Правильно, тема урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». Откройте тетради, запишите число «Седьмое февраля», «Классная работа». Запишите тему.
Как думаете, какую цель перед собой поставим? (1.Углубить знания об обобщающих словах при однородных членах предложения. 2. Формировать умение расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах)Возьмите технологическую карту, найдите в ней данную тему, поставьте дату. Посмотрите, в каком параграфе рассматривается эта тема? Самостоятельно изучите материал.
Какая информация об обобщающих словах при однородных членах была вам известна?
Какая информация оказалась для вас новой?
Схемы на слайде Учащиеся выбирают предложение.
Если учащийся выберет первое предложение (в первом предложении речь идет о разных городах, а во втором и третьем - только о Калуге)
Лишим является третье предложение. В этом предложении обобщающее слово стоит после однородных членов.
Читают предложения, объясняют знаки препинания.
Тире.
Да, обобщающие слова при однородных членах.
Самостоятельно формулируют тему урока, цель урока
Записывают число, «классная работа»
§44
Самостоятельно изучают материал параграфа
ОС является тем же членом предложения, что и ОЧ при нем
Если ОС перед ОЧ, то :Если ОС после ОЧ, то -, а если до и после : и -.4.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Продолжим нашу работу.
Посмотрите на доску. Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы, однородные члены предложения, обобщающие слова. Расставьте знаки препинания, составьте схемы.
В средние века калужане доблестно обороняли город от захватчиков: татар, монголов и интервентов.
Кирпич, чугун, полотно - различные материалы изготавливали калужские предприятия в конце XVIII века.
Всегда: в войны, в Смутное время – калужане боролись за независимость.
Учитель у доски подчеркивает грамматические основы, однородные члены предложения, обобщающие слова.
Записывают предложения, подчеркивают грамматические основы, однородные члены предложения, обобщающие слова, расставляют знаки препинания, составляют схему.
Учащиеся комментируют.
Трое учащихся (по желанию) составляют схемы (у доски).
Физкультминутка Ребята, достаньте из ваших файлов маленькие листочки.
Работаете в группах по рядам. Ваша задача – составить предложение и разместить на доске. (на закрытых крыльях и пробковой доске)
На уроках русского языка мы находим однородные члены предложения и обобщающие слова.
На уроках русского языка мы расставляем пропущенные знаки препинания.
На уроках русского языка мы выполняем на карточках самостоятельную работу.
Ребята, прочитайте предложения. Какую работу мы сегодня уже делали? Что же осталось? Правильно, самостоятельная работа.
Составить предложения, разместить на досках.
Мы находили однородные члены предложения и обобщающие слова и расставляли пропущенные знаки препинания.
5.
Самостоятельная работа Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Итак, приступаем к самостоятельной работе.
Перед вами напечатанные на бумаге зеленого цвета карточки. Их две. Внимательно прочитайте задание на каждой карточке. Выберите ту, которую хотите выполнить.
Карточка № 1 – репродуктивный уровень, карточка № 2 – задание повышенного уровня.
Карточка № 1
Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова, составьте схемы.
1. Ученых поэтов художников композиторов многих великих людей Калуга подарила России.
2. Калужская галерея современного искусства «Арт-завод» приглашает всех творческих людей дизайнеров музыкантов танцоров.
3. Разные подарки платки шарфы календари открытки и сладости собрали калужские волонтеры фонда «Старость в радость» для пожилых людей из домов престарелых.
Карточка № 2
Вставьте, где необходимо, пропущенные обобщающие слова или однородные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова, составьте схемы.
Любым _______________________ автобусом троллейбусом маршрутным такси вы можете добраться до железнодорожного вокзала Калуга-1.
На агропромышленной выставке-ярмарке «Калужская осень» были представлены предприятия, выпускающие кисломолочную продукцию ______________ ________________ _______________.
Улицы и __________ скверы и ______________ все мило нам в Калуге.
Проверьте себя сами. Ключ для проверки и критерии оценивания вы найдете на белом листе.
Карточка №1
1. Ученых, поэтов, художников, композиторов - многих великих людей Калуга подарила России.
2. Калужская галерея современного искусства «Арт-завод» приглашает всех творческих людей: дизайнеров, музыкантов, танцоров.
3. Разные подарки: платки, шарфы, календари, открытки и сладости - собрали калужские волонтеры фонда «Старость в радость» для пожилых людей из домов престарелых.
0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибки – «3», 6 ошибок и более – «2».
Карточка № 2
Вставьте, где необходимо, пропущенные обобщающие слова или однородные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова, составьте схемы.
Любым общественным транспортом: автобусом, троллейбусом, маршрутным такси – вы можете добраться до железнодорожного вокзала Калуга-1.
На агропромышленной выставке-ярмарке «Калужская осень» были представлены предприятия, выпускающие кисломолочную продукцию: молоко, сметану, кефир.
Улицы и переулки, скверы и парки – все мило нам в Калуге.
0-1 ошибок – «5», 2-4 ошибки – «4», 5-7 ошибок – «3», 8 ошибок и более- «2»
Посчитайте количество ошибок. Внесите отметку в листок «Мои достижения»
Кто поставил «5», «4», «3»? Молодцы!
Поднимите руку, кто выбрал карточку №1, №2 Выбирают карточку, выполняют задание, выполняют самопроверку, вносят результат
в лист «Мои достижения на уроке»
6.
Контроль Мы старались, и у нас многое получилось. А вы поняли, какой сюрприз я для вас приготовила? Какая тема объединяет наши предложения?
А с точки зрения содержания? Правильно, с Калугой!
А где вы сможете использовать знания, полученные вами сегодня на уроке?
Вот одна из возможных ситуаций. В какой школе вы учитесь? Представьте себе, что вы должны помочь другу из Германии выучить русский язык. Поэтому ваша речь, ваши письма должны быть для него образцом.
Итак, достаньте из файла желтые листы. Перед вами - отрывок из письма, написанного для немецкого друга, изучающего русский язык. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Время работы строго регламентировано– 3 мин. На экране – фотография Калуги, звучит песня «Здравствуй, милая Калуга».
Когда ты приедешь в Калугу, я покажу тебе главные достопримечательности города: драматический театр, Каменный мост, Гостиный двор, площадь Победы. Мы пройдем по старинным улочкам, зеленым скверам и замечательной набережной. Музей космонавтики, художественный и краеведческий музеи, Дом-музей К.Э.Циолковского – все успеем посетить во время твоего пребывания у нас в гостях.
Все в Калуге связано с космонавтикой. Поэтому немало памятников первооткрывателям космоса: К.Э.Циолковскому, Ю.А.Гагарину, С.П.Королеву - ты увидишь в нашем городе.
Проверка – на слайде. Обменяйтесь карточками для взаимопроверки.
0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибок – «3», 6 ошибок и более – «2».
Внесите отметку в листок «Мои достижения»
Кто поставил «5», «4», «3»? Молодцы!
Обобщающие слова
Калуга.
Расставляют знаки препинания на листах.
Обмениваются карточками, проверяют, оценивают.
7.
Мотивация к дальнейшей деятельности Какая цель была поставлена нами на уроке?(слайд №)
Достигли мы ее? Сегодня достигли. У нас будет еще урок по изучаемой теме, на котором у вас появится возможность сравнить обобщающие слова с другими грамматическими понятиями. Вас ждет еще много открытий на уроках русского языка. Отвечают на вопросы
8.Домашнее задание На уроке вы работали хорошо, пришло время выбрать домашнее задание.
Откройте учебник на с.125-126.
Посмотрите упр.266, 268, 270. По сложности они делятся так: упр.266, 268 – базовый, обязательный уровень, упр. 270 – повышенный уровень. Выбор за вами.
А к тематическому зачету, который у нас будет через неделю, желающие могут подготовить сочинение – экскурсию по Калуге с использованием однородных членов и обобщающих слов. (не менее 10 предложений). Написавшие сочинение освобождаются от практической части зачета.Выбирают задание для выполнения дома, записывают в дневник
9.
Подведение итогов
Рефлексия Подведем итог. Возьмите листок «Мои достижения на уроке» Найдите графу « Я работал(а) сегодня на уроке на ____ Поставьте себе отметку. Кто поставил «5»,«4», «3»? Почему? Сложите все отметки и разделите на 5. Запишите.
Отметьте, кто желает, чтобы отметку поставили в журнал.
И последнее. Прошу вас выбрать один из ответов и поставить + в затемненной части вашего листка. В какой колонке вы поставили + ? Объясните, почему? Сдайте карточки.
Большое спасибо за работу. Оценивают свою работу на уроке