Урок по русскому языку «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ»
Русский язык
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ
Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения
– Формирование умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям (по цели и по интонации).
– Развитие умений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
·. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
1. Запись на доске и в тетрадях слов: Неделя, дельфин, тоска, тоскует
2. Беседа.
– Как вы понимаете сочетание слов цель высказывания? Как можно сказать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)
– Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если
я хочу о чём-то сообщить;
я хочу о чём-то спросить;
я хочу призвать кого-то совершить действие.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
– Оставьте место для темы урока, её сформулируете самостоятельно после своих наблюдений.
III. Открытие новых знаний.
3 4
Упр. 396. Проводятся наблюдения на примере повествовательного предложения.
– Почему мы хотим подчеркнуть голосом какие-то слова в предложении? (Они являются самыми важными.)
– Сделайте общий вывод: как можно подчеркнуть разный смысл в предложении? (Выделяя голосом наиболее важные слова.)
– Как же называется такое выделение слова в предложении? Ответ найдёте в тексте в рамке после упр. 396.
2. Чтение определения в рамке на с.141.
Ответы на вопросы после вывода.
– Прочитайте вопросительное и повествовательное предложения из упр. 396 с обычной интонацией, которой предопределён смысл этих предложений.
– Как меняется эта интонация? (В вопросительном предложении интонация повышается к середине (либо на вопросительном слове), в повествовательном предложении интонация понижается к концу.)
(Логическое ударение.)
1. Наблюдение над предложениями, различными по интонации.
Упр. 398. Выводы учеников после рассматривания рисунков: первое и третье предложения – повествовательное и побудительное по цели высказывания, но в конце каждого предложения стоит восклицательный знак. Это означает, что они произносятся с восклицательной интонацией. А вопросительное предложение по интонации невосклицательное. (Учитель показывает образец произношения.)
– Сделайте вывод: какими могут быть предложения по цели высказывания и интонации? Каждое предложение по цели высказывания может произноситься с особой – восклицательной интонацией.
2. Работа с определением в рамке (с. 143).
1. Чтение про себя и вслух.
2. Ответы на вопросы:
– Какие бывают виды предложений по цели высказывания?
– Какими могут быть предложения по интонации?
– Расскажите о знаках препинания в конце предложений.
3. Задание № 1, тема 11 в рабочей тетради. Назовите ответ. Свой выбор объясните.
– По какому признаку предложения могут быть восклицательными?
4. – Назовите ключевые слова урока. (Предложения, интонация, восклицательные, невосклицательные.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Развитие умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 399.
Дети читают предложения про себя, определяют цель высказывания и интонацию с помощью знака в конце предложения, а затем тренируются в чтении предложений. Предложения записываются по образцу.
2. Упр. 400.
Выполняется по заданию самостоятельно. Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Работа под руководством учителя.
Упр. 401.
– Прочитайте предложения. Чем они необычны?
– Что означают эти знаки препинания?
– Какие чувства переданы с помощью знаков препинания в каждом предложении? «Расшифруем» их и определим, какие это предложения по цели высказывания и по интонации:
1) вопросительное, восклицательное (интонация удивления);
2) повествовательное, восклицательное (интонация радости, восторга);
3) вопросительное, невосклицательное (интонация сомнения, недоумения);
4) повествовательное, невосклицательное (интонация разочарования, грусти).
– Какова роль знаков препинания в письменной речи? (Они помогают пишущему выразить мысли и чувства, а читающему – понять эти мысли и чувства.)
– Рассмотрите рисунок и прочитайте предложение так, чтобы выразить чувства и мысли обоих спортсменов.
4. Упр. 402. Ученики сначала работают самостоятельно простым карандашом, затем говорят о выбранных знаках препинания, обосновывают свой ответ и читают с соответствующей интонацией.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
4 4
Изобразите символами ключевые слова урока. (Интонация, восклицательные, невосклицательные.)
!
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 3, с. 156, составить схему-опору текста в рамке (с. 143).
2. Задание № 2, тема 11 в рабочей тетради.
Заголовок 315