Конспект урока по математике по теме Число и цифра 9


Тип урока: ОНЗ.
Тема:«Число и цифра 9».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух шагов учебной деятельности и применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов). (Р, К)
2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, распределять в группы по заданному признаку, выражать в речи результаты этих операций. (П)
3) Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона) (Р).
4) Моделировать – использовать буквенную символику, группы предметов и отрезок в качестве моделей.(П)
5) Сформировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. (К)
Предметные:
1) Сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, умение его записывать с помощью графической модели и цифрой.
2) Сформировать умение складывать и вычитать в пределах 9, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами.
3) Повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 8.
Заметки на полях:
На уроке 10 вводится число 9 в соответствии с принятой методикой: вначале повторяется смысл понятия числа, опорный сигнал предыдущего числа – 8, а затем детям предлагается проблемная ситуация, делающая необходимой изучение числа 9 и демонстрирующая образование числа 9 из числа 8. Число 9 иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 8, а также группами из 9 предметов. С помощью костей домино и картинок показывается состав числа 9.
На уроке будут тренироваться умение выполнять следующие виды математической деятельности:
писать цифры 1−9, соотносить цифру и число;
устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями;
упорядочивать заданные числа;
выражать в речи результаты сложения и вычитания с использованием математической терминологии, читать равенства;
записывать результаты сложения и вычитания с помощью знаков +, – и = ;моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 8−9 из двух слагаемых;
использовать числовой отрезок для сложения и вычитания чисел в пределах 9;
выявлять и применять переместительное свойство сложения частей целого;
обосновать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу;
ритмический счет до 40.

Основные структурные элементы урока:
Новое знание– состав числа 9.
2. Пробное действие
Засели домик. Запиши числа, составляющие 9.
3.Фиксация затруднения:«Я не могу заселить домик, записать числа, составляющие 9».
«Я не могу доказать, что правильно заселил домик числа 9».
4. Фиксация причины затруднения:«Не знаю, какие числа, составляют 9».
5.Цель деятельности учащихся:Узнать, какие числа, составляют 9.
6. Фиксация нового знания: эталоны к уроку 10, части 2, М-1 из пособия «Построй свою математику».
На уроке продолжается тренировка умения фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и умения применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функции учителя, формируется опыт самооценки этих умений (на основе применения соответствующих эталонов), что позволяет формировать некоторые регулятивные и коммуникативные УУД.
При выполнении различных заданий учащиеся продолжают приобретать первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, выражать в речи результаты этих операций, что позволяет формировать у учащихся познавательные УУД.
У учащихся тренируется умение работать в парах и группах при совместной работе в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). Организация парной и групповой работы позволяет формировать коммуникативные УУД.
На уроке формируются простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Формируется умение применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
На уроке формируется умение спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности и грамотно их фиксировать, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона), что позволяет формировать регулятивные и личностные УУД.

Вариант проведения урока
Оборудование
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны, открытые на уроках курса «Мир деятельности»;
Д-10.1 Девиз урока;
Д-10.2 Числовой отрезок с числом 9;
Д-10.3 Эталон написания числа 9;
Д-10.4 Графическая модель числа 9;
Д-10.5 Домик с составом числа 9;
Д-10.6 Иллюстрация Водяного.
2) Раздаточные материалы:
Р-10.1 Домик для состава числа 9;
Р-10.2 Эталоны к уроку 10, часть 2, М-1, из пособия «Построй свою математику».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На данном уроке необходимо особое внимание обратить на новый эталон из курса мир деятельности Д-10.1 (Правила работы в группах):

На доске открыт девиз урока (Д-10.1, слайд 1):
С хорошим настроением принимайся за работу!

Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
Как вы его понимаете?
Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
Чему вы учитесь на любом уроке? (Мы учимся учиться.)
Напомните, что это значит? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)
Что изучали вы на прошлых уроках? (Мы изучали число 8.)
Сегодня на уроке вы продолжите изучать числа. Настройтесь на работу. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
Я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в морское математическое путешествие!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
С чего начнёте путешествие? (С повторения.)
Для чего вы будете повторять? (Это нам необходимо для открытия нового.)
Итак, для начала вам надо попасть в порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.
Для актуализации предлагается выполнить № 1 (РТ) стр.. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, и проводится фронтальная проверка. Дальше целесообразно выполнить задание № 2 (РТ), стр. 18, что позволит вывести учащихся на тему урока. Тема, сформулированная учащимися, фиксируется на доске. Учащиеся сами формулируют план изучения числа 9.
Какое число следует за числом 8? (Число 9.)
Как надо изменить числовой отрезок, чтобы на нем число 9 нашло место? (Надо числовой отрезок продолжить на один отрезок такой же, как от 7 до 8.)
На доске, на старом числовом отрезке получаем отрезок с числом 9 (Д-10.2, слайд 2):
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Скольким предметам соответствует число 9? (9 предметам.)
Найдите № 3 (РТ) на стр. 18 в рабочей тетради. Пользуясь образцом, дорисуйте пропущенные опорные точки и запишите цифру 9.
Учащиеся работают в рабочей тетради. На доске фиксируется эталон написания цифры 9 (Д-10.3, слайд 2, анимация):

Какой может быть графическая модель числа 9. Работая в парах на планшетках нарисуйте ее.
Учащиеся работают самостоятельно. Показывают свои варианты. Учитель на доске фиксирует графическую модель (Д-10.4, слайд 2, анимация):

Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.
Что дальше? (Будет задание с чем-то новым.)
Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)
Засели каюты. Запиши числа, составляющие 9.
У каждого учащего модель домика числа 9 для составления состава числа (Р-10.1):
9

У кого нет результата?
Что вы не смогли сделать?
У кого есть результат, вы можете доказать, что выполнили задание правильно?
Что вы не можете сделать?
3. Выявление причины затруднения.
Какое задание выполняли? (Мы должны были заселить каюты, записать числа, составляющие число 9.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие числа составляют число 9.)
4. Проблемное изложение нового знания.
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, какие числа составляют число 9.)
Что вам может помочь? (Наши рассуждения, числовой отрезок, счетные палочки.)
Вы недавно узнали, как успешно работать в группах и сегодня я предлагаю поработать в группах. Вспомните основные правила работы. (Ответы детей.)
Работать вы будете со счетными палочками.
Каждой группе предлагается набор счетных палочек и у каждого ученика домик для состава числа 9 (Р-10.1).
Определите состав числа 9.
Учащиеся в группах составляют пары чисел и записывают на своих домиках.
Одной из групп предлагается выбрать в своей группе самый красивый домик. Группа рассказывает, как они действовали, и что получилось в результате. Остальные группы могут дополнять, уточнять ответ.
Учитель на доске фиксирует состав числа с помощью домика (Д-10.5):
1
8
2
7
3
6
4
5
5
4
6
3
7
2
9
8
1

Как проверить свое открытие? (Посмотреть в эталон.)
Учитель раздает учащимся эталоны (Р-10.2).
Что теперь вы сможете делать? (Решать примеры на состав числа 9, …)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Посмотрите, нас встречает Водяной.
Учитель открывает изображение Водяного (Д-10.6, слайд 3):
17716559690
Поприветствуйте его и расскажите о цели путешествия. Что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 - это 8 и 10, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т. д.)
А теперь найдите в учебнике № 2 (У) на стр. 18. Почему в домике 4 этажа? (Остальные этажи заполняются, используя переместительное свойство.)
Задание № 2 (б) выполняется у доски и в тетрадях с комментарием. Для работы в парах можно предложить № 3 (РТ), стр. 18. Пары устно заполняют все пропуски, один столбик записывают в тетрадь. Проверка проводится фронтально.
Кто из вас допустил ошибки?
В чем ваша ошибка?
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Найдите № 5 (РТ) на странице 18 в рабочей тетради. Выполните это задание самостоятельно.
На работу отводится 3 - 4 минуты.
Сравните свою запись с образцом.
Учитель открывает на доске образец (Д-10.7, слайд 4):
4 + 5 = 92 + 7 = 91 + 8 = 96 + 3 = 9

Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.
Кто исправил свою ошибку?
Молодцы! Вы очень внимательны!
У кого верно выполнены все задания?
Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Где пригодятся вам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)
На данном этапе можно предложить выполнить № 4 (У), стр. 18, № 6 (РТ), стр. 19. Целесообразно выполнить № 5 (У), стр. 19 или № 7 (РТ), стр. 19. Формы работы могут быть разные: фронтальная, парная или групповая с дальнейшей проверкой.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)
Достигли ли вы цели? Докажите. (…)Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)
Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
Как вы работали сегодня на уроке? (Самостоятельно, в парах и группах.)
В чем особенность работы в группах?
Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, поднимите зеленый сигнал, если у вас были сомнения - желтый, а если вам требуется помощь – красный.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
На дом желающим можно предложить выполнить № 6 (У), стр. 19.