Конспект итогового занятия по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе Тема: «Мой дом, моя семья»


Конспект итогового занятия по обучению русскому языку
в старшей и подготовительной к школе группе
Тема: «Мой дом, моя семья»
Задачи:
Образовательные:
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
формировать стремление к познанию окружающего мира;
закрепить понятие о родственных отношениях в семье помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям;
Развивающие:
развивать чувство гордости за свою семью,
развивать речь,
развивать внимание, память;
улучшать общую моторику и координацию движений;
Воспитательные:
воспитывать желание заботиться о близких,
воспитывать уважение к старшим; любовь к своей Родине.
Речевые:
отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
активизировать словарь: 
обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Дидактический материал:
 рисунки детей и родителей «Моя семья» иллюстрации, на которых изображены члены семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат, младшая сестра), дом, угощенье, семейные фотографии; Предварительная работа:
(фотографии, их композиции) для большого настенного ковра;
Оформление альбома «Весёлые истории моей семьи» с помощью родителей;
Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».
Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка».
Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова  «Что сказала бы мама».
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Оргмомент.
 -Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Я вас всех приветствую.
-Дети, а у вас как дела? (хорошо)
Как настроение? (отлично ) 
2. - Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка фото и рисунков “Моя семья”. Посмотрите сколько фото и риунков( Слайд 1)
Сейчас мы поближе посмотрим эти рисунки.(слайд 2)
-Чей это рисунок? (Это мой рисунок)
-Кого ты нарисовал?
По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи:
- Кто живет у вас дома?
- Это чья семья?
- Кто живет в вашей семье?
- Как зовут твою маму?
- Где работает твоя мама?
- Как зовут твоего папу?
- Где работает твой папа?
- Что делает сестра (брат)?
- Как ее (его) зовут?
- Что делает бабушка (дедушка)?
- Кто в вашей семье самый старший?
- Кто в вашей семье самый младший?
3. Игра «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»
4. -К нам в гости пришла ещё и Маша. ( Одной девочке завязывает платочек) Она хочет с вами поиграть.
Маша: Я принесла вам игру. В конвертиках картинки. Будем их составлять.
Воспитатель: Давайте, составим картинки. В подгруппах составляют картинки: дом, семья – для старшей подгруппе, двор –для подготовительной подгруппе.
Вопросы каждой подгруппе:
- Что в картинке?
-Дом какой?
-У дома есть стены?
-У дома есть окны?
-Окны какие?(чистые, большие, красивые)
-А что у вас в картинке? (Дедушка, бабушка, папа, мама, мальчик, девочка)
-Каким одним словом можно назвать этих людей? (семья)
-Что у вас в картинке?(двор)
-Кого ты видишь во дворе? (корову, козу, барана, собаку, кошку, лошадь)5. Пальчиковая гимнастика
«Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре,Кто живет в моей квартире?Раз, два, три, четыре, пять,Всех могу пересчитать.Папа, мама, брат, сестренка,Мой щегол, сверчок и я:Вот и вся моя семья.
6. Игра «У бабушки в деревне».
Воспитатель (знакомит со своими животными), загадки переводит на родной язык, показывают картинки только после того, как дети отгадают и назовут животные на русском языке.
У коровы есть рога
И копыта на ногах.
Травушку она жует,
Деткам молочко дает. Корова
У лошадки длинногривой
Нрав веселый и игривый.
Сено съест она сейчас
Да и покатает нас. Лошадь
Косточки собака гложет,
Злых людей кусает тоже –
Чтобы не забрался вор
Сторожит и дом и двор. Собака
Прячет кошка в лапках
Коготки-царапки,
Ловит серых мышек
И поет на крыше. Кошка
Шерстка у барашка
Мягкая, в кудряшках.
Постригут барашка и
Свяжут теплые носки. Баран
Козочке прыгучей,
Озорной, бодучей
Нравится украдкой
Есть капусту с грядки. Коза
6. Рассматривание картины «Семья вечером».
- Кого вы видите на картинке?
- Как их назвать одним словом?
- Назовите членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь).
- Что делает бабушка (дедушка, мама, папа, мальчик)?
- Как называют мама с папой мальчика? - Сынок.
- А бабушка и дедушка? - Внучек.
- А девочка? - Брат.
- Что можно сказать об этой семье? - Она дружная.
 
7. Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весноюЛетом и зимоюМы во двор выходим Дружною семьёй.Встанем в круг и по порядкуКаждый делает зарядку.Мама руки поднимает,Папа бодро приседаетПовороты вправо - влевоДелает мой братик Сева.Я сама бегу трусцойИ качаю головой.
Старшая подгруппа выходят из группы
 8. Игра «Покажи и скажи, кто и что делает?».
В чудесной коробке картинки с изображениями папы, мамы, бабушки, дедушки, брата, сестры, собаки, кошки, котят в действии. Дети встают в круг, включается музыка, передаем чудесную коробку из рук в руки, у кого останется мешочек по окончании музыки, тот берет картинку из коробки и отвечает:
- Мама варит суп. - Бабушка вяжет шарф.
- Брат играет с машиной. - Сестра рисует дом,.— Папа читает книгу. — Дедушка смотрит телевизор.
- Собака лает, бежит. - Кошка спит, сидит.
- Котенок играет с клубком и т.д.
 
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
 
Пальчиковая игра «Дружная семья»
  Этот пальчик – дедушка,
  Этот пальчик – бабушка,
  Этот пальчик – папочка,
  Этот пальчик – мамочка,
  А вот этот пальчик – я,
  Вместе – дружная семья!
 
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
 
 
«Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
  (пожелания детей своей семье)
 
 
6. Игра «Назови три слова».
Дети становятся в шеренгу. Воспитатель называет обобщающее слово. Дети должны, делая три шага вперед, назвать с каждым шагом три предмета из этой группы: овощи; фрукты; мебель; посуда; семья; домашние животные; дикие животные; одежда.- Что можно варить? - Суп, кашу, компот.
- Что можно купить? - Одежду, игрушки, посуду.
- Что можно пить? - Чай, компот, сок.
- Что можно есть? - Суп, хлеб, кашу.
- Что можно мыть? - Руки, лицо, шею.