Урок русского языка Написание местоимений с предлогами
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
303930, Орловская область, тел.: (848642) 2-17-14
пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 Email: hotscool@mail.ru
«Написание местоимений с предлогами»
( Русский язык Т.Г. Рамзаева, В.Г. Горецкий
4 класс)
Учитель:
Максимова Е.Н.
Первая квалификационная категория
2013г.
Тема урока: « Написание местоимений с предлогами»
Цель урока: закрепление знаний учащихся о правописании местоимений с предлогами, развитие речи, орфографической зоркости, словесно-логического мышления, сообразительности; воспитание интереса и любви к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, рисунок растения, карточки со словарным словом, таблица.
Ход урока
1. Организационное начало.
2. Минутка чистописания
Письмо соединений не, ен, ег , ге
3. Повторение изученного
На доске запись:
(перед) ним (о) нём
(к) нему (от) него
Он (в) него
- Прочитайте слова. Что их объединяет?
( Формы личного местоимения он в ед. ч.)
-Расскажите о местоимении по плану:
1.)Что такое местоимение?
2.)Какие группы местоимений вы знаете?
3.)Назовите личные местоимения.
4. Закрепление изученного
- Какое местоимение можно исключить из числа написанных?
Обоснуйте ответ. (он, употребляется без предлога)
- Ориентируясь на слова, которые мы не исключили, попробуйте сформулировать тему урока. Правильно, молодцы!
(Правописание местоимений с предлогами)
Какую цель поставим? ( Повторить правило о правописании местоимений с предлогами; учиться писать местоимения с предлогами)
- Давайте вспомним, что мы знаем о написании местоимений с предлогами?
Выполнение задания у доски.
Словарно-орфографическая работа.
Перед ним у о нём х
К нему о от него л
Он п
Каждой форме местоимения он соответствует определённая буква. С их помощью вы сможете назвать новое словарное слово, если правильно воспользуетесь шифром: Р., Д., И., Т., П. Какое слово определили?
Правильно, лопух.
Назовите родовое понятие к слову лопух. ( Лопух- это растение.) Какие существенные признаки есть у этого растения?( Широкие листья и плоды с шипами –колючками)
- Трудно себе представить, что родственником этого слова было слово лопата.Оказывается, древний корень –лоп- обозначал плоскость, « расширение», « широкий лист». От него образовались и лопух, и лопата, и лопасть ( широкая часть винта у парохода, самолёта)
- Напишите слово лопух в тетрадь.
Физкультминутка
- Я буду называть местоимения с предлогами и существительные с предлогами . Если услышите местоимения- приседайте, если имя существительное- прыгайте.
К нему, к репейнику, около растения, около вас, с ними, с цветами, с корнем, у него.
5. Закрепление.
предлоги
местоимения
в
на
о
от
он
1
2
3
4
она
5
6
7
8
они
9
10
11
12
4, 2, 5, 7, 9, 12, 11.
- Надо написать предлоги с местоимениями в порядке, соответствующем цифрам под таблицей. Выделить орфограммы.
Какое местоимение вы напишите первым? ( от него)
Выполнение. Проверка.
Работа с карточками.
Списать предложения в нужном порядке. Раскрыть скобки. Вставить пропущенные буквы. Составить третье предложение, которое будет продолжением темы.
1 или ?? Его пл-ды кре-ко дежатся (за) –дежду человека.
1 или ?? Л-пух инт-ресно размн-жает?ся.
3?
( Лопух интересно размножается. Его плоды крепко держатся за одежду человека.) Они крепятся к ней с помощью колючек.
Проверка. Как пишутся местоимения с предлогами?
- Прочитайте текст. Разделите его по нескольким признакам одновременно.
Людям уд-лось изг-товить ленту – з-стёжку. Она действует (по) обр-зцу р-пейн-ка. Эти л-пуч?ки прим-няются вместо молний. Они п-могают укр-плять чехлы, по-веш-вать занавески.
Л-пух – лекарственное растение. ( С) его пом-щью л-гко снимает?ся боль. ( Из) него делают репейное масло, которое укрепляет корни в-лос. ( В) нём очень много витаминов.
- По каким признакам можно разделить текст? ( По смыслу, по наличию орфограмм. В первой части – о застёжке, местоимений с предлогами нет; во второй части о лекарственных свойствах, есть изучаемая орфограмма.)
_ Напишите ту часть текста, которая соответствует теме урока. Выделите орфограммы.
Проверка.
– Молодцы, справились с заданием правильно.
- Выставление оценок.
6. Итог урока.
- Смогли мы достичь поставленной цели? Кто написал все местоимения без ошибок? Как же пишутся местоимения с предлогами?