Интеллектуальный марафон: История олимпийского движения
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Жертвы телевидения
Спортивно-интеллектуальный марафон
Автор предлагает при организации теоретических конкурсов и викторин для детей опираться на любимые познавательные телепередачи. Ребята чувствуют себя участниками популярных шоу и попутно в интересной игровой форме закрепляют пройденный материал, в данном случае по истории олимпийского движения.
В теоретическом конкурсе знатоков олимпийского движения могут принять участие дети разного возраста. Важно, чтобы к моменту проведения состязаний они изучили тему Древних Олимпийских игр и знали историю современного движения. Лучше всего данные конкурсы проводить с учащимися 7–9-х классов. Количество играющих не должно быть больше 15, а вот зрителей желательно пригласить побольше. При большем количестве игроков можно организовать предварительный раунд, которым может стать один из предлагаемых конкурсов. Мероприятие рассчитано на 1,5–2 ч. При недостатке времени можно ограничиться одним конкурсом.
Самый умный
Каждый участник в течение 30 сек. отвечает на вопросы ведущего по истории Древних и современных Олимпийских игр, задаваемые в любом порядке, стараясь правильно ответить на как можно большее число вопросов. За каждый правильный ответ он получает один балл. Если игрок не знает ответ на вопрос, он говорит: «Дальше!» – чтобы не терять времени. Ведущий задает следующий вопрос только после того, как сам даст правильный ответ на него.
Участники выполняют задание по очереди согласно жребию. С примерными вопросами для этого и других конкурсов можно ознакомиться в презентации, размещенной в приложении к номеру.
Все участники без исключения выходят во второй тур. В нем им предстоит выполнить то же задание, но с правом выбора темы:
– «Игры в Греции»;
– «Олимпийские традиции»;
– «Пьер де Кубертен»;
– «Международный олимпийский комитет»;
– «Президенты Международного олимпийского комитета»;
– «Первопроходцы»;
– «Олимпийские столицы летних Олимпийских игр»;
– «Олимпийские столицы зимних Олимпийских игр»;
– «Москва-80»;
– «Летние олимпийские виды спорта»;
– «Зимние олимпийские виды спорта»;
– «Российские чемпионы»;
– «Советские олимпийские чемпионы»;
– «Зарубежные олимпийские чемпионы»;
– «Сочи-2014».
Право выбирать тему и первым отвечать на вопросы получает игрок, который наберет больше баллов в первом туре, вторым – тот, кто занял второе место, и т.д. Так же как и в первом туре, за каждый правильный ответ участник получает один балл. По итогам набранных баллов за два тура девять лучших игроков проходят в следующий раунд. Остальные награждаются дипломами участников состязаний. Если в борьбе за 9-е место два игрока или более набрали одинаковое количество баллов, между ними проводится переигровка по правилам первого тура.
Поле чудес
Девять игроков делятся на тройки по следующему принципу. Первую тройку составляют участники, которые заняли в первом раунде 1-е, 6-е и 9-е места, вторую – 2-е, 5-е и 8-е, третью – 3-е, 4-е и 7-е. Баллы, набранные в первом раунде, сохраняются. Ведущий загадывает слово, указанное на табло, а по ходу игры дает подсказки.
Цель участников – разгадать зашифрованное слово. На экране появляется табличка с количеством букв в нем. По аналогии с известной телепередачей игроки по очереди, согласно занятым местам, вращают барабан, разделенный на восемь секторов. На барабане могут выпасть сектора с различным числом баллов – от 1 до 3, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора:
– «Приз» (П) – игрок выбирает, продолжать ему игру или выбыть из нее, но получить приз из черного ящика. Ведущий торгуется с участником за приз, в качестве которого может оказаться любой спортивный инвентарь: от шарика для настольного тенниса до дартса. Если игрок отказывается от приза, то считается, что выпал призовой сектор (1 балл);
– «Плюс» (+) – игрок может открыть любую букву по счету; если эта буква встречается в слове несколько раз, то открываются все;
– «Банкрот» (Б) – набранные баллы сгорают, а право вращать барабан переходит к следующему участнику;
– «Ноль» (0) – набранные баллы не сгорают, но ход делает следующий игрок;
– «Ч2» – количество набранных игроком баллов удваивается, если он верно назовет букву; если две буквы, то утраивается, если три – умножается на 4, и т.д.
Далее участник называет букву русского алфавита. Если такая буква есть, то она открывается на табло – ведущий нажимает на нее курсором мыши (см. Приложение на диске), а игрок получает количество баллов, которое выпало на барабане. Если таких букв несколько, они открываются все, и очки начисляются за каждую, и он может вращать барабан еще раз. Буквы Е и Ё, И и Й, Ъ и Ь считаются за одну букву. При неверном ответе право вращать барабан переходит к следующему.
В любой момент, но только во время своего хода игрок может рискнуть и назвать слово целиком.
Участник выбывает из игры, если взял приз либо назвал неверное слово.
Побеждает игрок, который первым отгадает все слово. Победители в тройках выходят в следующий раунд. Их баллы сохраняются.
По аналогии с телевизионной программой участники игры могут передавать приветы родным и близким, дарить ведущему подарки, рассказывать анекдоты, читать стихи, играть на музыкальных инструментах.
Так как игроки находятся не одни, существует вероятность подсказки из зала. Если ведущий услышал ее, тот, кто подсказал, удаляется, а ведущий меняет задание. Чтобы зрителям не было скучно, можно также провести игру с ними.
Варианты заданий
1. Многократный олимпийский чемпион, который зажигал олимпийский огонь на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки.
2. Кто забил победный гол в финале олимпийского турнира в Сеуле в 1988 году?
3. Кто произносил клятву судей на Олимпийских играх 1980 года в Москве?
Игра со зрителями
Назовите фамилию художника – автора талисмана XXII Олимпийских игр.
Своя игра
Вопросы в этом конкурсе сформулированы, как правило, в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чем идет речь, и дать ответ. Три участника отвечают на вопросы различной стоимости, стараясь опередить друг друга. Игра состоит из трех туров, содержащих по 30 вопросов – 6 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость: в первом туре она варьируется от 1 до 5 баллов, во втором – от 2 до 10 и в третьем – от 3 до 15. Чем сложнее вопрос, тем выше его цена.
Начинается игра с того, что игрок, имеющий наибольшую сумму баллов по итогам двух раундов, выбирает один из 30 вопросов, который появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, после чего любой из игроков может нажать на кнопку – для этого подойдет обычная настольная лампа – и дать на него ответ, но только после сигнала, который включается одновременно с последним слогом вопроса. В случае правильного ответа ему начисляются баллы, соответствующие стоимости вопроса, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки, соответствующие стоимости вопроса, снимаются со счета отвечающего. В этом случае остальные игроки имеют право нажать на кнопку и дать свой ответ. Если в течение 3 сек. на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же участник, который выбирал предыдущий.
Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нем не будут разыграны все вопросы. Помимо обычных вопросов, существуют специальные: «Кот в мешке» и «Вопрос-аукцион» – по два в каждом туре. Игроки не знают, какие из вопросов специальные. Если участнику достался «кот в мешке», он должен передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «кота». Ведущий называет вопрос, не связанный с исходной темой, а участник, которому он достался, может сам выбрать его стоимость – минимальную или максимальную в этом туре. Он обязан отвечать на вопрос – молчание приравнивается к неверному ответу.
Если выпал вопрос-аукцион, то игроки торгуются за право ответить на него, и в результате он достается тому, кто сделал наибольшую ставку. Ставки кратны одному баллу, не должны быть ниже номинальной стоимости вопроса или превышать суммы на счету участника, а ставка ва-банк (это ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него баллы) перебивается только бо
·льшим ва-банком. Начинает делать ставку игрок, который выбрал вопрос-аукцион. Если сумма у него на счету меньше номинальной стоимости вопроса, он может играть только на номинал. Затем в торг вступает тот игрок, сумма на счету у которого меньше, чем у другого. Если у остальных участников суммы равны, выбор между ними делает ведущий. Второй игрок может повысить ставку, тем самым перебивая ставку первого. Потом спрашивают третьего игрока, и далее по кругу, т.е. снова возвращаются к тому, кто открыл вопрос. Каждый участник в любой момент, кроме самой первой ставки, может сказать: «Пас», – и выбыть из торгов.
По окончании трех туров подводятся итоги конкурса, а победитель выходит в суперфинал. Участники третьего тура награждаются памятными сувенирами.
Кто хочет стать миллионером?
Перед началом этого конкурса ведущий показывает главные призы интеллектуального марафона и объявляет стоимость в баллах. Чтобы набрать их, победителю предыдущих трех конкурсов предлагается ответить на 15 вопросов из различных областей знаний об олимпийском движении. Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа, из которых только один верный, и конкретную стоимость в баллах:
Вопрос
Стоимость ответа в баллах
15
10 000
14
5000
13
2500
12
1250
11
640
10
320
9
160
8
80
7
40
6
20
5
10
4
5
3
3
2
2
1
1
Вопросы разделены на три уровня сложности:
– с 1-го по 5-й – шуточные, ответить на которые не составит труда. Три неправильных варианта ответа, как правило, очевидно неверные и нужны для развлечения;
– с 6-го по 10-й – более сложные;
– с 11-го по 15-й – самые сложные, требующие глубоких знаний по истории олимпийского движения и отдельных видов спорта.
Все баллы, набранные суперфиналистом ранее, сгорают. В случае правильного ответа он получает количество баллов, соответствующее конкретному вопросу. Баллы не суммируются с ранее набранными.
Есть несгораемые суммы – в таблице они выделены жирным шрифтом. Эти суммы остаются у игрока даже при неправильном ответе на один из следующих вопросов.
В любой момент суперфиналист может закончить игру и выбрать себе приз. В случае неверного ответа выигрыш участника сокращается до ближайшей достигнутой несгораемой суммы, и он прекращает участие в игре.
В течение всей игры участник имеет право на четыре подсказки:
– «50:50» – компьютер убирает два неправильных ответа;
– «Помощь друга» – в течение 30 сек. игрок может посоветоваться либо с другом по телефону, либо со зрителем в студии;
– «Помощь зала» – каждый зритель в студии голосует за правильный, на его взгляд, ответ, и игроку предоставляется статистика голосования;
– «Право на ошибку» – игрок имеет право дать два варианта ответа в том случае, если первый ответ оказался неверным, но только один раз за игру.
О желании воспользоваться подсказкой необходимо заявить до дачи ответа. Использование права на ошибку вместе с подсказкой «50:50» дает стопроцентную гарантию правильного ответа.
Закончив игру, суперфиналист выбирает себе один или несколько призов на то количество баллов, которое ему удалось набрать, и награждается дипломом победителя спортивно-интеллектуального марафона.
¤ђЗаголовок 415