КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Моделирование естественно-математического образовательного пространства подготовки компетентного выпускника

КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Кальчук Л.Д.,
учитель-методист
Харцызской ОШ №5

Аннотация
В статье рассматривается возможность совмещения в образовании установки на развитие личности обучающегося и практико-ориентированного формирования компетенций.
Ключевые слова: самореализация личности, продуктивная творческая деятельность, идентификация творчески развитых детей.

Одной из важнейших задач системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности. Современное общество характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни. В XXI веке главным в работе учителя должно стать создание условий для организации целостной учебной деятельности, которая в конечном итоге не только даст человеку комплекс знаний, умений и навыков, но и сформирует её компетентность.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, который попадая в проблемную ситуацию, смог бы найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Социальная компетентность – одна из ключевых компетентностей, которыми должен овладеть современный выпускник. Приобретение молодёжью знаний, умений и навыков, направленных на совершенствование социальной компетентности, влияет на интеллектуальное и культурное развитие личности. Социальная компетентность связана с готовностью брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений. Следовательно, она формирует не только определённые сложные умения, но и способствует воспитанию чрезвычайно важных в современной жизни качеств личности. [1]
Развитие природных способностей учащихся в условиях современного школьного образования осуществляется благодаря формированию компетентности продуктивной творческой деятельности. Раннее развитие творческих способностей превращает всё дальнейшее обучение в школе в осмысленное, способствует правильному профессиональному выбору, стимулирует потребность в творческой и исследовательской работе. Проблема поиска и отслеживания результатов обучения одарённых учащихся – одна из ключевых проблем образования. Развитие и совершенствование творческого мышления, особенно в период серьёзных социальных изменений в нашем государстве, позволит школьнику выработать навыки принятия эффективных решений любых проблем, самореализовываться.
Эффективная идентификация творчески развитых детей – длительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Учитель должен овладеть разнообразными методиками, которые способствуют решению сложных вопросов, связанных с поиском творчески одарённых детей.
С этой целью целесообразным является сбор информации об уровне развития творческих способностей обучающихся, систематизация собранной информации, планирование и разработка творческих заданий по предмету, создание позитивного эмоционального фона урока, системный контроль и учёт.
Изменения, происходящие в обществе, существенно влияют на образование. Современная школа готовит человека к жизни в семье, обществе, реализации себя как личности.
А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
В настоящее время в нашей стране происходят сложные социально-экономические изменения. Поэтому не менее важным является также процесс формирования коммуникативной компетентности, которая предусматривает овладение важного в работе и общественной жизни устного и письменного общения, иностранных языков. [2]
Естественно, возникает вопрос: возможно ли в реальной жизни охватить такой огромный круг вопросов? Каким образом их решать? Способна ли современная система образования переориентировать процесс обучения на развитие личности обучающихся, формирование их компетентностей?
Ответ на все эти вопросы только один: «Да». Более того – у нас просто нет другого пути, если перед нами поставлена задача формирования компетентного выпускника, готового к жизни, способного к дальнейшему личностному росту и активному участию в жизни общества.
Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются, прежде всего, ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель. [3]
Но на этом тернистом пути каждый учитель идёт своим собственным путём. Для реализации компетентностного подхода педагог должен способствовать заинтересованности всех учащихся в работе класса при помощи чёткой мотивационной установки, использовать разнообразные формы и методы учебной деятельности, стимулировать учащихся выражать свои мысли без страха быть наказанным за неправильный ответ. Немаловажным также является умение учителя создавать на уроке такие ситуации, которые дают возможность каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность. Такой подход наилучшим образом способствует формированию ключевых компетентностей школьников. [4]
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. [5]
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:
Технологий;
Содержания образования;
Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Литературные источники

1.Чернышов Р., Андрюханова В. Мета сучасної школи – компетентність // Директор школи. Украина. – 2001. - №8. – с. 90-96
2. Бухлова Н.В. Формування здатності особистості до самонавчання // Педагогічна скарбниця Донеччини. – 2002. - №1. – с. 45-50
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация // Пер. с анг. – М.: Когито-Центр, 2002. – с. 11-13
4. Грин А. Приёмы педагогической техники // Учебная книга. – 2007. – с. 77-82
5. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении // Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос». - 2013. – с. 6-9
6. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции // М.: Логос, 2009. – с. 34-39


Заявка на участие в конференции

Ф.И.О. автора и
соавторов (если есть)
Кальчук Любовь Дмитриевна

Страна
Донецкая Народная Республика

Место работы
Харцызская ОШ №5

Должность
Учитель биологии

Учёное (почётное) звание
(при наличии)
Соросовский учитель

Контактный телефон,
e-mail
050 8267349
kalchukl@mail.ru

Секция конференции
Моделирование естественно-математического образовательного пространства подготовки компетентного выпускника


Название работы
Компетенции как результат учебной деятельности

Дата
18 октября 2015г.

Подпись
(согласие на обработку
Ваших данных)
Л. Кальчук