Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового физически и психически развитого ребенка, подготовленного к жизни в современном обществе


Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа № 4 «Журавлёнок»
Управление образования администрации города Шахтерска
Совместная работа
дошкольного образовательного учреждения
и семьи по воспитанию здорового ребенка, подготовленного к жизни в современном обществе.
г. Шахтерск, 2015 г.
Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового физически и психически развитого ребенка, подготовленного к жизни в современном обществе
Если хочешь быть здоровым
Правило запоминай:
"Заботься о своем здоровье,
Береги его и укрепляй!"
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью, формирование основ здорового образа жизни, культуры здоровья - одна из самых актуальных проблем современности.
А работа с семьей по воспитанию физически и психически развитого и здорового ребенка - нелегкая и кропотливая.
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии:
- нарушение осанки;
- плоскостопие;
- лишний вес;
- задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений;
- нарушение работы отдельных органов и функциональных систем организма.
Одной из основных причин отклонения в состоянии здоровья ребенка является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей, недостаточный уровень педагогической культуры родителей, недостаток теоретических и практических знаний в вопросах воспитания здорового и всесторонне развитого ребенка.
Многие родители не уделяют должного внимания:
- двигательной активности детей;
- подвижным, спортивным, народным играм;
- детскому туризму; экскурсиям в природу;
- совместным прогулкам детей и родителей на свежем воздухе;
- закаливанию детского организма;
- систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- соблюдению режима дня (особенно в выходные дни);
- рациональному питанию;
- формированию навыков здорового образа жизни.
Анкетирование родителей нашего детского сада в вопросах педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что:
30% родителей уверены в своих знаниях;
20% родителей постоянно знакомится с рекомендациями по воспитанию детей;
50% родителей испытывают потребность в консультациях, рекомендациях, практических и теоретических знаниях по физическому воспитанию (закаливанию, укреплению здоровья с помощью физических упражнений; использованию точечного и оздоровительного массажа в оздоровление ребенка, использованию подвижных и спортивных игр).
Анализ анкетного опроса родителей и беседы с родителями послужили поводом для организации в нашем дошкольном учреждении родительского университета.
В 2006 году наша творческая группа в составе воспитателей, физинструктора, практического психолога под руководством заведующей и методиста организовали родительский университет "Жемчужины здоровья", в котором систематически один раз в месяц проводится просветительная педагогическая работа с родителями по воспитанию всесторонне развитого физически здорового ребенка, укреплению и сохранению его здоровья, правильного физического развития, физической подготовленности ребенка, формированию навыков здорового образа жизни.Цель родительского университета:
Дать родителям практические и теоретические знания по воспитанию здорового ребенка, формированию сознательного отношения к собственному здоровью, формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной компетентности дошкольников и родителей.
Задачи университета:
1. Познакомить родителей с работой дошкольного образовательного учреждения по физическому воспитанию.
2. Помочь родителям повысить эффективность и качество работы по оздоровлению детей.
3. Сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
4. Снизить "дефицит" положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности.
5. Обеспечить преемственность методов и приемов физического воспитания детей в семье и в детском саду.
6. Помочь родителям овладеть основами оздоровительно- корригирующей направленности физкультурной деятельности:
- профилактике плоскостопия;
- формированию правильной осанки;
- выполнению различных видов оздоровительного и точечного массажа.
Реализация всех этих задач проходит в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
В родительском университете мы проводим различные формы работы с родителями:
- индивидуальные и групповые консультации;
- «дни открытых дверей»;
- «родительские посиделки»;
- «Школа семейного общения», в которой проводим лекции, диспуты;
- беседы «За круглым столом»;
- «устные журналы»;
- «вечерние встречи»;
- родительские собрания.
Наиболее распространенной формой работы в родительском университете являются:
Семинары-практикумы с родителями:
- по формированию основ здорового образа жизни;
- по обучению родителей технике выполнения основных видов движений, которыми овладевают дети на физкультурных занятиях;
- по обучению родителей разным видам массажа, дыхательных упражнений, ритмической гимнастики.
Обучаем приемам точечного массажа (массаж БАТ уха, горла, носа). Точечный массаж, дыхательные упражнения - это первые элементы самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Массаж и самомассаж спины используется как оздоровительный в сочетании с гимнастическими упражнениями для формирования правильной осанки.
Массаж и самомассаж стоп в сочетании с коррекционными упражнениями способствует предупреждению и профилактике плоскостопия.
Массаж рук:
пальчиковый массаж,
массаж «Су-Джок»,
пальчиковая гимнастика,
пальчиковые игры,
способствуют не только оздоровлению организма (так как каждый палец правой и левой руки отвечают за определенный орган нашего организма), но и развитию речи, памяти, мелкой моторики рук, что необходимо при подготовке руки ребенка к письму. В своей работе с детьми и в работе с родителями я широко использую пальчиковые жестовые и подвижные игры Железновой под названием «Игры с мамой» Санкт-Петербург. В них можно играть дома и в дороге, в детском саду и на площадке.
Предлагаю вашему вниманию несколько пальчиковых игр для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: «Котята», «Маленькая Катя», «Мальчик-пальчик», «Мои вещи», «Дом», «В лесу», «Цветочек», «Пять поросят».
Используем нетрадиционные виды массажа:
- щеточный;
- бутылочный;
- ореховый.
Наши педагоги работают в тесном содружестве с медицинскими работниками шахтерской ЦГБ: педиатром Дрей А.А., травматологом Лихолетовым А.А., которые проводят в родительском университете консультации для родителей по оздоровлению, лечению и профилактике простудных заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата, что помогает сближению родителей, педагогов и врачей и повышению эффективности и качества физкультурно-оздоровительной работы.
В родительском университете проводим:
Семинары-практикумы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей.
Темы семинаров:
Народные способы оздоровления детского организма.
Идеи этнопедагогики в воспитательно-оздоровительном процессе: теловоспитание, телозакаливание, телолечение, медолечение, лечение травами (народная аптека).
Народные подвижные игры.
Широко практикуем формы совместной деятельности детей и взрослых в детском саду:
Физкультурные праздники и развлечения с участием детей и родителей.
Дни здоровья, спортивные праздники: «Папа, мама и я - спортивная семья».
Физкультурные занятия с участием родителей.
Элементарный туризм (экскурсии в природу: в лес, на водоем, в панский сад). Цель этих походов - оздоровление организма детей, приобретение навыков ориентировки на местности.
С целью налаживания тесного сотрудничества с родителями воспитанников и повышения эффективности и качества в воспитании здорового ребенка мы внедряем акции здорового образа жизни, выпускаем рекламные плакаты, листовки, рукописные книжки, пропагандируем презентацию спортивного детского журнала «Подсолнух», в котором родители делятся опытом здорового образа жизни, здорового питания, активного семейного отдыха, привлекаем родителей и детей для участия в спортивном подиуме, презентуем спортивную одежду и соответствующее спортивное оборудование.
В родительском университете практикуем разгадывание кроссвордов, сканвордов, касающихся здоровья, здорового образа жизни, витаминов: овощей, фруктов, культурно-гигиенических навыков в совместной работе с детьми и родителями.
В детском саду мы систематически проводим разъяснительную работу среди родителей относительно диагностики и контроля за реальным состоянием здоровья детей и проводим мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
С 2006 года наше дошкольное учреждение работает по внедрению в образовательно-воспитательный процесс региональной программы "Мониторинг оздоровительной функции "Образования".
Цель этой программы - выявление тенденций в состоянии здоровья участников образовательного процесса, коррекция, прогнозирование и организация здоровьесберегающего педагогического процесса на основе мониторинговых исследований.
Основным методом мониторинга является диагностика физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста 4-6 лет с целью определения морфофункционального состояния организма и уровня развития физических качеств и способностей детей. Проведение мониторинга способствует повышению и улучшению результатов физической подготовленности, физического развития и клинического здоровья. Поскольку наше дошкольное учреждение комбинированного типа и в нём воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, большое внимание уделяется дифференцированному подходу к участникам воспитательно-образовательного процесса, коррекционным и профилактическим мероприятиям, проведенным под контролем врачей Центральной городской больницы.
На базе родительского университета «Жемчужины здоровья" в нашем ДОУ работает клуб семейного общения взросло-детского содружества "Собеседник". Работа в этом клубе проводится по просьбе родителей, в меру необходимости, но не реже одного раза в два месяца.
Клуб «Собеседник»:
Дает возможность родителям и педагогам общаться и объединяться по интересам и способствует тесной, активной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи;
Помогает родителям объединиться, получить необходимую квалифицированную помощь и поддержку педагогов по разным вопросам воспитания и обучения ребенка;
Позволяет раскрыть интересы всех членов семьи;
Создать микроклимат, в основе которого уважительное, доброе отношение к личности, забота о каждом, доверительные и дружеские отношения между родителями и детьми.
Воспитатели, физинструктор, методист, практический психолог:
проводят просветительную педагогическую работу по вопросам воспитания и обучения каждого ребенка;
учитывают потребности, просьбы, пожелания, советы и рекомендации родителей;
пробуждают у них интерес к жизни детей в дошкольном учреждении;
формируют активную родительскую позицию.
Цель клуба: Создать систему личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей через организацию единого образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье.
Принципы работы клуба:
- добровольность;
- компетентность;
- педагогическая этика.
Задачи клуба:
Убедить родителей в том, что тесная взаимосвязь с педагогами - необходимое условие всестороннего развития детей.
Ознакомление родителей по разным вопросам дошкольной педагогики и психологии на конкретных примерах, используя разные формы работы: лектории, дискуссии, деловые игры, конкурсы, праздники.
Способствовать осознанию того, что семья на всех этапах развития ребенка требует помощи специалиста.
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Пропагандирование позитивного опыта семейного воспитания.
Популяризация деятельности дошкольного учреждения среди населения микрорайона.
Организация работы в клубе семейного общения собеседник:
1 - выбрали группу родителей-лидеров из 4-х человек, которые руководили деятельностью клуба;
2 - составили план работы;
3 - назначили ведущего первого занятия;
4 - на первой встрече предложили родителям рассказать о себе. Для решения специфических проблем пригласили специалистов: медицинских работников, психолога, логопеда;
5 - заранее предупредили родителей о следующей встрече с помощью бюллетеней, объявлений, телефонных звонков.
Работа в семейном клубе предусматривает:
теоретическую и
практическую часть.
Формы проведения клуба:
- деловая игра,
- круглый стол,
- практические занятия с элементами тренинга,
- клуб веселых и находчивых,
- семейные спортивные праздники.
Длительность каждой встречи в клубе 1 час.
Организованное общение с родителями в пределах работы клуба:
дало возможность педагогам построить взаимосвязь с семьей на качественно новом уровне;
помогло сделать родителей своими единомышленниками, партнерами;
добиться взаимопонимания;
построить систему личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми через организацию единого воспитательно-образовательного педагогического процесса в дошкольном учреждении и семье;
выявить проблемы развития, воспитания и обучения каждого ребенка.
В клубе семейного общения широко используем интерактивные методы обучения, как способ речевого взаимодействия старших дошкольников со сверстниками и детей с родителями.
Наиболее распространенными интерактивными методами работы в клубе собеседник являются: «Микрофон», «Дебаты», «Цепочка», «Круг идей», «Ассоциативный цветок», бестинг, «Круг пожеланий» и т. д. Игровая форма побуждает детей и родителей к активности, речевому творчеству, дает возможность создать условия, при которых дошкольники быстро приобретают опыт коммуникабельности.
Популярными среди родителей стали такие формы работы, как презентация семейного опыта и семейные конкурсы. Участие в этих мероприятиях помогает родителям активизировать навыки взаимодействия с детьми и укрепить веру в собственные педагогические возможности, а использование нетрадиционных форм взаимодействия с семьей способствует увеличению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей, а также уровня семейного воспитания.
В семейном клубе провели практикум с элементами тренинга по теме "Здоровье ребенка - богатство семьи".
Тема практикума раскрывает значение совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Цель: способствовать обновлению и расширению знаний родителей по воспитанию здоровой личности ребенка, мотивировать их к ведению здорового образа жизни в семье.
Задачи:
- выявить знания родителей относительно сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- расширить и углубить знания членов семьи по воспитанию здорового ребенка, используя различные формы физкультурно-оздоровительной работы (лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, различные виды массажа);
- формировать чувство общности между родителями, детьми, медицинским персоналом и педагогами;
- познакомить родителей с народным способом оздоровления - медом;
- формировать у родителей позитивную мотивационную установку на здоровый образ жизни в семье.
На заседании клуба присутствовали: родители, дети, физинструктор, врач-педиатр Солодов С.А., врач-травматолог Лихолетов А.А., воспитатель.
На практикуме использовались семейные фотоальбомы, дневники, стенд «Цветок здоровья», на лепестках которого были написаны вопросы каждой семье. Использовала интерактивную игру «Рука помощи». Каждой семье предлагали разноцветную ладошку из картона, на которой семья записывала свои ожидания от проведенного занятия-практикума.
В процессе обмена информацией, родители поделились опытом семейного воспитания здорового ребенка.
После практической части в заключительной итоговой части использовала интерактивную игру «Футбольное поле», в которой родителям предлагалось задание: фигурками футболистов на футбольном поле, которые прибывают в соответственном игровом положении (забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамье запасных, размышляет в задумчивой позе, лежит на носилках) обозначить объем знаний, полученных в процессе проведения тренингового занятия в семейном клубе. "Подумайте, кем вы себя представляете после проведенной встречи и обозначьте фигуркой на футбольном поле состояние своего участия и прокомментируйте".
Успешно на высоком методическом уровне в родительском клубе прошло занятие-практикум с использованием инновационных оздоровительных технологий по теме: "Особенности влияния звучания музыкальных инструментов на здоровье взрослых и детей в процессе оздоровления маминой любовью".
Цель: оказать практическую и теоретическую помощь родителям в укреплении и сохранении здоровья детей средствами оздоровления маминой любовью под сопровождение различных музыкальных инструментов и их влияние на гармоническое и психофизическое развитие.
При проведении анкетирования с родителями выявила, что во многих семьях дети испытывают "дефицит" общения со взрослыми, со сверстниками, а родители, в силу загруженности на работе и семейных проблем не уделяют должного внимания общению с детьми.
И мы решили провести практическое занятие, в котором бы уделялось достаточно внимания воспитанию всесторонне развитого ребенка (и физически, и психически, и умственно, и эстетически);
- развитию коммуникативных навыков общения;
- ведению здорового образа жизни;
- физкультурно-оздоровительная компетентности детей и взрослых средствами:
музыки;
через различные игровые имитационные приемы
массажа, ассоциирующиеся с приемами звукоизвлечения на музыкальных инструментах (поглаживание (глиссандо), пиление (скрипка), пощипывание (гитара), вибрация (домра, гитара);приемами общения:
- тактильными (прикосновение маминых рук, ладошек, пальцев, имитационными движениями);
- речевыми (художественное слово: загадки, стихи о музыкальных инструментах, рассказы о здоровом образе жизни, о влиянии музыки на здоровье человека); приемами нашептывания ласковых, нежных слов любви во время игры на виолончели;
- эмоционально-воздействующими (музыка, улыбка, жест, взгляд, мимика, голос, поцелуи ребенка в самое "смешное место"0.В процессе этого занятия родители и дети узнали не только о влиянии музыкальных инструментов на здоровье отдельных органов и функциональных систем организма, но дети почувствовали мамину любовь, нежность, заботу, прикосновение ее добрых рук, ладошек, пальцев, свежесть ее дыхания.
Использовались различные тактильные приемы в коммуникативной игре " Соседи":
- пощипывание;
- поталкивание;
- шептание;
- обнимание.
Все мы мамы, все любим своих детей, заботимся о них, хотим, чтобы они выросли здоровыми, счастливыми, добрыми, отзывчивыми, чуткими.Мамы! Не забывайте о контакте с детьми. Находите радость в общении с ребенком. Не менее 8 раз прикасайтесь к малышу. Передавайте ему свою любовь: взглядом, жестом, мимикой, прикосновением, голосом.
Как можно чаще поощряете ребенка, поглаживайте, прижимайте, целуйте, играйте, лепите, рисуйте, что-то мастерите с ним. И ваши дети вырастут здоровыми, воспитанными, внимательными, добрыми, чуткими, отзывчивыми.
В семейном клубе разучиваем с детьми и родителями ритмическую гимнастику, аэробику, спортивные танцы, флеш-мобы. Работаем в тесном содружестве с педагогическими работниками Донецкого областного института последипломного педагогического образования (Донецкий областной ИППО). Наш методист Ирина Алексеевна, практический психолог Ольга Витальевна, физинструктор Наталья Николаевна являются членами областной творческой группы при институте последипломного образования под руководством заведующей отдела методического обеспечения оздоровительной функции образования Поуль Валентины Станиславовны.
Воспитанники нашего «Журавленка», теперешние школьники, продолжают заниматься физкультурой и спортом в спортивных секциях школ, танцевально-хореографических кружках Шахтерской школы искусств, Дворца творчества, на базе Шахтерской гимназии. Юные спортсмены имеют спортивные звания, разряды и награды.
Среди них Губанова Тамара - мастер спорта и чемпионка Европы по каратэ. Чистов Арсений - победитель городских и областных соревнований по плаванию. Климчук Оля, Жукевич Ира - победители городских, областных и Всеукраинских соревнований по художественной гимнастике. Стоянова Евгения - мастер спорта по художественной гимнастике. Шкодин Кирилл, Вакуленко Никита - участники и победители городских и областных соревнований по каратэ.
Юные спортсмены - это гордость и честь нашего «Журавленка», здоровье, красота, сила и будущее нашей республики. Мы часто приглашаем их на наши спортивные праздники: Веселые старты, первые шаги, на которых юные спортсмены демонстрируют свои спортивные способности, спортивные достижения.